Согдасование прилагательных с существительными (дидактический материал)
материал по логопедии (3 класс) по теме

Абрамчук Ольга Ивановна

Максимальная индивидуализация коррекционного обучения детей с речевыми недостатками  (ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ученика, учет его индивидуальных и речевых особенностей) требует применения специального дидактического материала. Дидактический материал по разделу «Согласование прилагательных с существительными»  разработанн для детей с недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasovanie_prilagatelnykh_s_sushchestvitelnymi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Согласование прилагательных с существительными.

1. Отгадайте слова кроссворда и запишите ответы. Из отгаданных слов составьте ключевое слово кроссворда.

                                       6

1

                         2

                    4

5

1. Она грызла золотые орешки в сказке.

2. Дерево с белым стволом.

3. В мультипликационном фильме его звали Геной.

4. Птенец курицы.

5.  Городская маленькая птичка с серо-коричневым оперением.

6. Цвет.

2. Подберите к отгаданному ключевому слову из предыдущего задания слова-предметы.

БЕЛЫЙ - заяц ….

БЕЛАЯ -  береза ...

БЕЛОЕ - облако ...

3. Прочитайте слова и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слова: тяжелый, тополь, товарищ, лагерь, картофель, месяц, близкие, большой, молоток, обед, жаркий, тишь, ночь, здоровая, горькие, плохие, орех, теплое.

4. Прочитайте слова и превратите их в родственные, обозначающие признаки предмета. Запишите слова в три столбика по образцу.

Например: море

какая?              какой?                 какое?

морская            морской              морское

Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.

5. Прочитайте слова-предметы и слова-признаки, подберите признаки к предметам и составьте словосочетания.

листья

настенные

нора

лисья

мёд

цветочный

сад

домашний

тюлень

острые

кот

разноцветные

ножи

ленивый

часы

фруктовый

6. Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов. Например: польза + совет - полезный совет.

Слова: лыжник + переход, птица + гнездо, кукла + посуда, автобус + билет, гриб + суп, гранит + камень, ночь + сторож, море + пена, туман + утро, солнце + утро, зелень + дерево.

7. Прочитайте слова. Распределите слова на группы, выберите признаки предметов, запишите с ними словосочетания

Слова: цвет, цветик, вода, водолаз, земля, земноводное, цветочные, цветник, земелька, подземелье, половодье, земляной, водяной, цветная, цветастая, отцвести, наводнение.

8. Прочитайте слова. Соедините линиями противоположные по значению слова.

НУЖНЫЙ                                         БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ                      ДОБРЫЙ

ЛЕНИВЫЙ                                   МЯГКИЙ

ЗЛОЙ                                            МОЛЧАЛИВЫЙ

БОЛТЛИВЫЙ                              СМЕЛЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ                               ГОСТЕПРИИМНЫЙ

9. Соберите цепочку из слов-предметов и слов-признаков, используя картинки и вопросы. Запишите получившиеся цепочки слов.

солнце

морковь

снег

снежинки

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

мокрый, белый, пушистые, желтое, горячее,  теплое,  холодный,  яркое, круглое, сочная, треугольная, ласковое, красивые

10. Прочитайте словосочетания и замените их словами-признаками по образцу.

Образец: мяч для тенниса - теннисный, вечер в субботу - субботний ...

доска в классе - ...                 часы на стене - ...

вилка из металла - ...             ручка для школьника - ...

утро зимой - ...                      сумка для дамы - ...

11. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов. Запишите предложения и задайте вопросы к вставленным словам.

На огороде зрела ___________  капуста.

Маша съела___________  сливу.

Через овраг вел ___________  мостик.

На грядке было много ___________ моркови.

На тарелке лежали ____________  фрукты.

На березах набухли ______________ почки.

12. Прочитайте предложения, записанные в левой части. Понятно ли вам, о чем в них говорится? Прочитайте слова в правой части  и подберите к ним слова-признаки. Составьте предложения и запишите их.

БЫЛ...                                                ...ДЕНЬ.

СМОТРЮ НА ...                                  ... НЕБО.

ПО НЕБУ ПЛЫЛИ ...                         ... ОБЛАКА.

ВЫСОКО КРУЖИЛИ ...                     ... ЛАСТОЧКИ.

СО СВИСТОМ НЕСЛИСЬ ...                ... СТРИЖИ.

13. Прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Вставьте окончания у слов-признаков и укажите их число.

                                                   Зимнее утро.

Утро было чудесн... свеж... ветер пушист... снег укрыл землю лес был мохнат... и бел... над ним синело зимн... небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар... сосны они казались совсем бел... за соснами начиналась густ... чаща.

14. Вставьте слова, обозначающие признаки предмета, в текст. Перепишите текст и подпишите вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

Первая прогулка (2-й класс)

     На ... тропинку из ... кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ... цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ... цыплят на прогулку.

Юные лесоводы (3-й класс)

        Наступило ... утро. На траве еще блестит ... роса. На огороде уже слышны ... голоса. Школьники выращивают ... деревья на своем ... участке. В ... бригадах ребята овладевают профессиями лесоводов и садоводов. Многие после школы останутся работать в ... деревне.


солнечный луч - ...                     

летучая мышь - ...

доброе сердце - ...                   

звездные ночи - ...

верные товарищи - ...               

хороший врач - ...

колючий ерш - ...                         

пятнистые олени - ...

березовый пень - ...                     

вкусные помидоры - ...

деревянный стул - ...                   

чистое окно - ...

трудолюбивый добрый          ленивый            мягкий   молчаливый     смелый      болтливый  трусливый            злой гостеприимный    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Дидактический материал по теме "Степени сравнения прилагательных" 4 класс ( УМК Биболетовой).

Дидактический материал поможет закрепить знания по теме " Степени сравнения прилагательных"....

дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме " Имя прилагательное"

дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме " Имя прилагательное"...

Дидактический материал по русскому языку в 4 классе по теме "Падежные окончания имен прилагательных"

Дидактический материал по русскому языку в 4 классе по теме "Падежные окончания имен прилагательных"...

Использование интерактивного оборудования в группе продленного дня в 4 классе по теме «Склонение имён существительных» (дидактический материал)

Новое поколение школьников, выросшее на  компьютерах и мобильных телефонах,  требует от воспитателя нового подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной. Интерактивные д...

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, числам и падежам»

Дидактический материал состоит из карточек, охватывающих программный материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, ч...

дидактический материал по теме "Имя прилагательное" 4 класс

Карточки по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4 класса....