Некоторые рекомендации родителям и педагогам
методическая разработка по логопедии на тему
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 297.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
| Мальчики | Девочки |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать | Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое. Имеется уже в 6 лет | Медленное. Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга | Медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно | Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи | Лучше выполняют типовые задачи |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов | Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей | Танки, самолёты, человек – паук | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться | Адаптируются лучше |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи
Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, невозможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом. На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома?
Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом.
Занятия должны осуществляться регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.
Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит убрать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей.
Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.
В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции звуко - произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции.
В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним.
При работе над звуко- произносительными навыками следует помнить, что мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил требуется для того, чтобы автоматизировать его, ввести в речь ребенка. Поэтому, родители должны регулярно напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые уже знает. При искаженном произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на ошибке и попросить повторить его.
Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что ему следует постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей.
И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.
Коррекция нарушений чтения у младших школьников
Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на насилии: плохо читаешь – читай больше, это приносит издержки, которые мы имеем: в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей, у них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Навык чтения является общеучебным навыком. Ананьев Б.А. указывал, что “Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредствам чтения и письма, остальному”, поэтому нарушения процесса чтения у младших школьников - это одна из самых актуальных проблем логопедии.
Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.
1) создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях;
2) тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.
Сохранить у ребенка положительный настрой помогают таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 18, 13 и 5 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы ребёнок соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками.
Далее следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности.
Логопед М.Лукашенко и психолог Н.Г.Свободина, имеющие большой опыт коррекционно-развивающей работы, предлагают специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.
Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогают превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
Упражнения к таблицам М.Л. Лукашенко
Таблица 1 | Уточнение понятия гласных и согласных звуков. Уточнение понятия звонких и глухих согласных звуков. Объяснение необходимости утрированного артикулирования. Чтение букв в различном порядке с усиленной артикуляцией. | Объяснение необходимости проговаривания при письме. Письмо с проговариванием гласных букв. Письмо с проговариванием согласных букв. Письмо с проговариванием закрытых слогов. Письмо с проговариванием открытых слогов. Письмо с проговариванием коротких слов из трёх-четырёх букв. |
Таблица 1р | В таблице только звуки, которые можно произносить длительно, интонировано, «петь». Работа аналогичная. | |
Таблица 2 | Чтение букв из определённой строки или столбика. Самостоятельное составление слов из трёх-четырёх букв. | Письмо отдельных букв, кроме йотированных. Письмо букв Я, Е, Ё, Ю. Письмо закрытых и открытых слогов. Запись слов. |
Таблица 2р | В таблице только звуки, которые можно произносить неинтонировано – произносить чётко, отрывисто, с утрированным артикулированием. | |
Таблица 3 (контрольная) | Чтение букв в любом порядке, усиленно артикулируя. | Написание букв с проговариванием. |
Таблица 3р (обобщающая) | Смешанная таблица для закрепления навыков чтения и письма с проговариванием отдельных букв. | |
Таблица 4 | Чтение слогов по строчкам, столбикам чётко и утрированно проговаривая все звуки. Отгадывание - от какого слова могли «оторваться» эти буквы. | Письмо под диктовку с проговариванием серии по 7-10 слогов. Письмо слов, где две буквы стоят в конце, в начале и середине слова. |
Таблица 4р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 5 | Чтение слогов по строчкам, столбикам. Составление слов из данных слогов. | Письмо слов, частью которых являются эти слоги (слова только двусложные). |
Таблица 5р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 6 (контрольная) | Чтение слогов в любом порядке, усиленно артикулируя. | Написание слогов с проговариванием. |
Таблица 6р (обобщающая) | Смешанная таблица для закрепления навыков чтения и письма с проговариванием отдельных слогов. | |
Таблица 7 | Предварительные упражнения на различение твёрдых и мягких согласных на слух. Чтение букв и слогов без Ь, а затем с ним. | Письмо слов без мягкого знака, а затем с ним. Работа с объяснением значения слов без мягкого знака и с мягким знаком. |
Таблица 7р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 8 | Чтение слогов по строчкам, столбикам, ступенькам. Игра «Добавь буквы» (с одной или с двух сторон). | Письмо слогов – под диктовку, списывая. Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы». |
Таблица 8р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 9 | Чтение слогов по строчкам, столбикам, ступенькам. Игра «Добавь буквы» (с одной или с двух сторон). | Письмо слогов – под диктовку, списывая. Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы». |
Таблица 9р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 10 (контрольная) | Чтение слов с Ь в конце. Чтение слов с гласной в конце. Чтение слов, где в конце слышится один звук, а пишется другой. | Письмо под диктовку самых сложных слов. Списывание 15 – 20 слов. |
Таблица 11 | Чтение слогов, используя фишки и игральные кости. Образование слов с добавлением букв. | Письмо слогов – под диктовку, списывая. Письмо слов, которые получились в игре «Добавь буквы». |
Таблица 11р | Дополнительная таблица для тех детей, у которых есть трудности с чтением. | |
Таблица 12, 13 | Чтение слов по столбикам, в порядке усложнения. Составление предложений со словами. | Письмо с проговариванием под диктовку. Списывание слов. Провести разбор: указать род и число; изменить по падежам в ед. и мн. числе; определить склонение; подобрать родственные слова; записать предложение. |
Таблица 14 | Чтение с утрированной артикуляцией в конце слова. Составление предложений со словами. | Письмо с проговариванием под диктовку. Списывание слов. Провести разбор: изменить по лицам; изменить по временам; образовать возвратную форму: глагол + ся; изменить с помощью приставок; добавить частицу НЕ; записать предложение. |
Примеры таблиц
Таблица 1
А | В | С | Ж | З | И |
Л | М | Н | О | Р | С |
У | и | Х | Ш | ы | Щ |
э | а | о | Ж | З | Ш |
З | Л | В | у | О | Э |
С | Э | И | Ф | Ж | а |
Н | А | Р | ы | У | Ш |
Таблица 4
аб | ол | ёг | ок | ог | юз | ув | эж | ар |
ык | эн | эщ | од | эр | ёт | уд | ил | ыд |
ац | ёв | ущ | уж | ош | ег | эх | ыф | ор |
ощ | ал | ом | ём | аз | эф | ёз | ев | юм |
иг | ос | эд | эч | ег | ёт | юд | ак | ен |
ел | ёс | ож | иш | эк | ус | ум | яр | ед |
юс | ез | эп | ук | ащ | эв | ун | ох | яц |
ов | оц | ёд | ух | эм | уч | эс | юг | ем |
ам | ут | им | ыщ | яд | он | ён | уг | эр |
оз | ур | об | ыс | ям | ещ | ик | ад | ёл |
оч | яв | юш | эб | ющ | ыт | юц | ас | аш |
ёщ | юл | яс | ым | уз | ян | ыз | ел | уф |
яз | эг | юр | ив | ех | аг | ер | еф | уп |
уц | яц | ич | ыб | еч | ыр | эз | ык | аж |
оп | ек | ын | ях | ач | иф | ах | ящ | ир |
ёц | ид | ул | ыв | ёш | як | ыж | ец | ес |
ип | ет | еш | ют | ыц | юв | яг | юф | ан |
ыг | ыл | ёф | эл | ищ | ат | ис | эц | юн |
ящ | от | ит | юх | из | ят | ёч | аф | уб |
ых | ав | ыч | ин | юк | ыш | ёк | ял | ап |
уш | юч | оф | эш | ёх | яф | яч | уз | ад |
ус | ел | ос | ор | ён | ав | яв | эп | он |
Таблица 10
сон | три | бой | ест | бок | вот |
газ | дар | вон | жал | зонт | кит |
жил | зуб | жук | код | люк | жар |
кот | лук | дал | лом | лак | дар |
дым | мак | нос | пар | ныл | стол |
стал | стул | мок | рак | сны | сто |
стог | мыс | ток | шла | флаг | был |
хор | цепь | час | штаб | шум | швы |
жук | гол | том | спи | рад | сны |
рубль | рви | гром | крот | гриб | град |
царь | хлеб | хлоп | бег | бык | пил |
бил | хвощ | шов | газ | гул | швы |
гнил | дрозд | чуб | трап | лёг | мел |
лещ | мял | бот | пот | быль | пыль |
щит | моль | мощь | сел | вещь | клён |
слон | стон | стан | кран | бор | банк |
Используемая литература
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – С-Петербург: Издательский Дом «МиМ», 1997.
2. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - С-Петербург: Лениздат, Издательство «Союз», 2002.
3. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. - Изд-во: Эксмо, 2004.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, | |
«Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, | |
«Лопаточка» «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи, | |
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда | |
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверх, | |
«Змейка» - Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: | |
«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел. | |
«Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье. . | |
«Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Ну-ка делай, дружок! | |
«Горка» - Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Санки привезли ребятки | |
«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. | |
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, | |
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, | |
«Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок | |
«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Отплывает пароход: | |
«Болтушка – индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки: бл -бл. По двору индюк ходил | |
«Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка.
«КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствую...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521753-1415559389.jpg)
"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы
Уже несколько лет образовательные учреждения Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-561671-1421949665.jpg)
Буклет "Некоторые рекомендации родителям"
Некоторые рекомендации родителям: Рекомендации по формированию здорового образа жизни ребенка. Гигиенические требования к спортивной форме на воздухе и в спортивном зале.Подвижны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-761284-1456413376.jpg)
Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непоср...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-657997-1588936522.jpg)
Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников
Практические советы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-172671-1420404582.jpg)
Конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
Данные рекомендации будут полезны как родителям, так и педагогам. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его неверба...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-85999-1584000151.jpg)
Рекомендации родителям и педагогам по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Данные рекомендации составлены с целью просвещение о значении и необходимости развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материал содержит ос...