использование компьютера на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии на тему

Карпова Татьяна Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Кудринская ООШ

Использование компьютерных технологий

на логопедических занятиях

с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья

Учитель – логопед Карпова Т.Н.

  Опыт работы показывает, что в последнее время увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поэтому возникает необходимость поиска более эффективного пути обучения детей данной категории. 
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. 
   
Компьютеризация процесса образования в России последнее время весьма активизировалась.  Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования компьютера в своей практике. Для реализации коррекционных задач, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. 

     Особенностью работы логопеда в школе является то, что ему каждый день необходимо подготовить занятия как минимум для 4 - 5 групп учащихся разных классов и  с разными дефектами. Использование компьютерных заданий  с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим, а главное легко сменяемым материалом позволяет несколько сэкономить время логопеда при подготовке к занятиям, а также рационально использовать время на самом занятии. Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в  соответствии с гигиеническими требованиями: для детей 6 лет – это 10 минут, для детей 7-10 лет не больше 15 минут. Таким образом, использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и  технологий, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.

Очень удобной является программа Microsoft Power Point. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими порциями существует настройка анимации. Можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение, что очень нравиться детям. Достоинства такой презентации перед ворохом бумаги очевидны. Изучение нового  с помощью презентации увлекательно, так как может включать в себя разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картины, фото, видео и аудио фрагменты.

Преимущества использования компьютерных технологий:(слайд№2)

- последовательность и системность информации;

- тезисность и информативность

- наглядность и эффектность подачи материала

- легкость возврата к предыдущей информации

- возможность дополнения или исправления информации

- копируемость

- транспортабельность

Для учащихся с проблемами освоения письменной речи важны факторы , связанные  с особенностями функционирования их анализаторных систем, таких как: (слайд №3)

- соотношение размера, типа шрифта, цвета букв и цвета фона

- расположение в пространстве иллюстративного и тестового материала

- поэтапность появления текстового материала для прочтения, вплоть до побуквенного медленного появления.

- направление движения буквенных символов ( справа – налево, слева – направо, сверху- вниз и т.п.)

Направление чтения, дозированное поступление буквенной информации помогает школьникам с дислексией улучшить навыки чтения, избежать « угадывания», перестановки и пропуска букв, слогов. Постепенное появление букв  в направлении слева - направо  помогает регулировать чтение детей – левшей на начальном этапе обучения чтению.

 Пи работе с презентациями роль учителя- логопеда меняется. На момент создания презентации он становится творцом, автором, а в момент демонстрации презентации – руководителем, распределителем. Речь учителя- логопеда сводится к минимуму, детям дается возможность самим читать краткие инструкции к заданиям, отвечать на вопросы. Максимальное участие школьников в работе по теме достигается благодаря тому, что  в их поле зрения находится оптимальное количество информации, расположенной на одном слайде. Не все учащиеся имеют хорошо развитые произвольные психические процессы, что проявляется  в частом отвлечении от учебной деятельности: листании тетради, книги, рассматривании иллюстраций, непроизвольном рисовании. Количество информации на одном слайде должно быть четко продумано. Максимальное количество заданий на каждый тип упражнения- 2-3 – по количеству детей, чтобы никто не отвлекался. Как правило, дети – олигофрены не очень любят читать, но  с экрана компьютера делают это охотно, представляя, что « смотрят кино».

Ограничивающие моменты при работе с компьютером в школе :(слайд№4)

- гигиенические ограничения по времени при работе с компьютером

- неудобство выполнения письменных работ с экрана

- индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся.

 В логопедической практике я применяю компьютерные задания в  стиле презентаций следующих видов:( слайд №5)

- тренажеры,

- тексты

- задания на дифференциацию звуков и букв

-- задания по развитию речи, пополнению и уточнению словаря (по лексическим темам)

- задания по русскому языку(по разделам: морфология, синтаксис, морфемика, орфография и т.д.)

Примеры использования компьютерных презентаций на разных этапах логопедического занятия (слайд№6)

  1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка звуков.(слайд №7)

Артикуляционная гимнастика. ( слайд №8) В данном случае полноценный компьютер может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков. В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая ребенку возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения. Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей. 

Упражнения на развитие длительной воздушной струи .( слайд №9) 

Инструкция: Это Мышкин сад. Ей очень хочется развести цветы, но у нее не получается. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки. Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.– Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.

2.Автоматизация изолированных звуков( слайд №10)

2,1«Песенка змеи». (Слайд №11)

Инструкция:: «Сейчас на экране появится змея, она ползает и шипит. Покажи ей, как ты научился петь ее песенку и шипеть». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, змея начинает двигаться, ребенок произносит звук Ш,

2,2  «Поехали на машине» (слайд №12)

Аналогичное задание, на автоматизацию изолированного звука Р

2,3,»Чайник свистит» (слайд №13)

Автоматизация звука С

3,. Автоматизация звуков в словах.( слайд № 14)

3.1. Называние картинок. (Каталог картинок, с учетом позиции автоматизируемого звука – в начале, середине, конце слова, словах со стечением согласных). В данном случае автоматизация звука Ш на конце слова. (Слайд № 15.)

3,2 Определение места звука в слове  ( слайд №16)

3,3Выбор картинки с определенным звуком из серии картинок( слайд № 17)

И всегда последний слайд – поощрительный. Ребенка – олигофрена всегда надо хвалить , за малейшее достижение. ( слайд № 18)

4,Автоматизация звуков в предложениях. Слайд № 19

4,1Составь предложения. Слайд № 20

 Что кому нужно. Автоматизация звука Р

4,2. Предложения с предлогами. Слайд № 21

Инструкция:Это Лунтик.. Он очень любит играть в прятки. Он будет прятаться в разные места, а ты будешь составлять предложения о том, куда он спрятался». Появляется Лунтик и стол.  По щелчку мыши Лунтик передвигается под стол .Педагог просит ребенка рассказать, куда спрятался Лунтик. Ребенок отвечает полным предложением: «Лунтик спрятался под стол». На следующем слайде ( слайд № 22)появляется Лунтик и кресло. По щелчку мыши Лунтик прячется за кресло. Ребенок составляет предложение «Лунтик спрятался за кресло». И.т.д.

5, Дифференциация звуков слайд № 23

5.1. Дополнение предложений. Слайд № 24

6, Дифференциация букв на письме слайд № 25

6.1 Называние картинок, распределение названий в тетради на 2 столбика. Например , б-п ( слайд № 26)

6.2. Игра « Муха».( слайд № 27) читаем слоги, соединяем в слова. Дифференциация букв Л-М

6.3 Работа с текстом. Замени одну букву на другую. Слайд № 28. Дифференциация букв п-т

Таким образом, презентации можно использовать в своей работе, данный вид работы уместен на любом этапе занятия.

Существуют и специально разработанные программы по логопедии ( слайд № 29)

Например: ( слайды № 30-31)

Тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения у детей и взрослых « Дэльфа-142»

Логопедическая  коррекционная программа «Игры для Тигры»

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Домашний логопед

Спасибо за внимание.

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Использование ИКТ на логопедических занятиях

Предоставляю вашему вниманию конспект логопедического занятия с использование собственной презентации и  интерактивной доски . Тема: "Дифференциация звуков Ж-Ш"....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Использование кроссвордов на логопедических занятиях

Применение кроссвордов на логопедических занятиях...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНКВЕЙНА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Как устроен синквейн? Что дает использование такого приема, как написание синквейна, на логопедическом занятии? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данной статье....

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...