Количественный мониторинг речевого развития младших школьииков
учебно-методический материал по логопедии на тему

Рожкова Ирина Николаевна

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития младших школьников 7 – 12 лет с ОНР и составить диагностику.

Мониторинг состоит из двух блоков: «Моторная сфера»,  «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  «Белгородская общеобразовательная  школа-интернат № 23»  

Количественный мониторинг

речевого развития младших школьииков

Учитель-логопед

                                                                                                  Рожкова И.Н.

2014 – 2015 уч. год

Пояснительная записка

Поддержать интерес к учению каждого ученика нелегко, а учитель несёт ответственность за качество обученности каждого ученика. Поэтому проблема мониторинга актуальна для системы “Учитель-логопед - ученик” в начальной школе.

Мониторинг – это контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обратной связью. Мониторинг позволяет управлять процессом учебной деятельности, соответственно и коррекционно-развивающей деятельности.

Цель мониторинга учителя- логопеда – сопроводить ученика в его речевом развитии.

Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу для детей с нарушениями речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

звукопроизношение;    

фонематические процессы;

словарный запас;     

грамматический строй речи;

связная речь;      ·

артикуляционная моторика;     

мелкая моторика.

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития младших школьников 7 – 12 лет с ОНР и составить диагностику.

Мониторинг состоит из двух блоков: «Моторная сфера»,  «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

1 блок Моторная сфера

Ручная моторика

Исследование состояния ручной моторики

Цели:

Определить уровень сформированности:

  • Ручной (мелкой) моторики;
  • Состояния мимической мускулатуры;
  • Состояние артикуляционной моторики.

Методы:

  • Задания.
  • Пробы.
  • Обучающие эксперименты.

Процедура исследования

  1. Ребёнку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.

* кинестетическая организация движений (согнуть пальчики, сжать пальчики в кулачок, сложить пальчики вместе «щепотью», сначала на правой, потом на левой руке);

* кинетическая организация движений (дотронуться каждым пальчиком до подушечки большого пальца, для ведущей руки);

* манипуляции с предметами;

  1. Ребёнку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу вслед за логопедом.

* навыки работы с ножницами (умение резать, отрезать материал по начерченным линиям, вырезать геометрические формы, фигуры);

* графо-моторные навыки (умение держать мел, кисть, карандаш; рисовать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии в различном направлении, от начальной точки, по двум точкам; рисование геометрических фигур, предметов по трафарету, контуру, по образцу);

Критерии оценивания:

3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме.

2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движения несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты.

1 балл. Ребёнок выполняет движения не в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированы. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Мимическая мускулатура

Исследование состояния мимической мускулатуры

Цели:

Выявить:

  • Наличие или отсутствие движений мимической мускулатуры;
  • Объём выполняемых движений (полный или неполный);
  • Точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый) движений;
  • Наличие или отсутствие синкинезий;
  • Мышечный тонус (нормальный, пониженный, повышенный);
  • Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Процедура исследования

Ребёнку предлагают выполнить упражнения по подражанию.

  • Закрыть правый, левый глаз.
  • Прищурить глаза.
  • Поднять, нахмурить брови.
  • Надуть правую щёку, левую щёку.
  • Втянуть правую щёку, левую щёку.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, скоординированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

2 балла. Ребёнок движения выпполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен.Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированые. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объём движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Отмечается сглаженность носогубных складок.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Артикуляционная моторика

Исследование состояния артикуляционной моторики

Цели;

Выявить

  • Наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом;
  • Объём выполняемых движений (полный, неполный);
  • Точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый) движений;
  • Мышечный тонус (нормальный, пониженный, повышенный);
  • Наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии):
  • Способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, замены движений);
  • Наличие гиперкинезов;
  • Наличие слюнотечения.

Процедура исследования

а) выполнение произвольных артикуляционных движений (по подражанию логопеду)

Движения нижней челюсти:

* открыть и закрыть рот

Движения губ:

* широко улыбнуться

* сделать губки «хоботком», как у слоника

Движения языка:

* показать широкий язычок

* показать узкий язычок

* покачать язычок влево - вправо

* поднять и опустить язычок вверх - вниз

Движения мягкого нёба:

* широко открыть рот и зевнуть

б) выполнение артикуляционных движений в непроизвольном плане (при наблюдении)

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, скоординированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированые. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объём движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинзы. Наблюдается повышенное слюнотечение.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

2 блок. Произносительная сторона речи и речевые психические функции

Цели:

  1. Выявить состояние произносительной стороны речи:

- состояние звукопроизношения;

- состояние дыхательной и голосовой функций;

- особенности динамической стороны речи.

  1. Выявить состояние фонематических процессов:

- фонематического восприятия;

- фонематического анализа и синтеза;

  1. Исследовать состояние импрессивной речи:

- пассивный словарь;

- понимание различных форм словообразования.

  1. Исследовать состояние экспрессивной речи:

- общая характеристика;

- активный словарь;

- грамматический строй речи;

- связная речь.

Методы:

  • Визуальное исследование органов артикуляции.
  • Изучение медицинской документации.
  • Беседы.
  • Задания.
  • Обучающий эксперимент.

Произносительные компоненты речи

Исследование состояния звукопроизношения

Цели:

  • выявить нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

гласные /а/, /о/, /у/, /э/, /и/, /ы/;

глухие и звонкие парные согласные /п-б/, /в-ф/, /д-т/, /г-к/ в твёрдом и мягком звучании;

свистящие, шипящие, аффрикаты /с/, /з/, /ц/, /ш/, /ж/, /ч/, /щ/;

сонорные /р/, /л/, /м/, /н/.

  • позицию нарушения звука: изолированно, в слогах, словах;
  • характер нарушения звукопроизношения.

а

о

у

э

и

ы

п

т

к

ф

с

ш

х

в

м

н

л

р

б

д

г

з

ж

j

я

ё

ю

е

сентябрь

май

Процедура исследования

Ребёнок читает все группы звуков в разных позициях: изолированно, в слогах, словах.

Для исследования состояния звукопроизношения используется

Критерии оценивания

3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2 балла. Нарушено произношение двух-трёх групп звуков во всех позициях  речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

1 балл.Нарушено произношение трёх и более групп звуков во всех позициях в речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

Цели:

Выявить:

  • Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
  • Объём дыхания;
  • Продолжительность речевого выдоха;
  • Силу голоса (нормальный, слабый, иссякающий, громкий, крикливый);
  • Голос по высоте (нормальный ,фальцет, низкий);
  • Голос по тембру (нормальный, гнусавый оттенок, открытая гнусавость, хриплый сдавленный);

Процедура исследования:

Сила голоса, высота и тембр оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребёнком.

Задание 1. Ребёнку предлагается лечь на спину, закрыть глаза, сделать выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука логопеда располагается на груди ребёнка, а другая в области пупка. Таким образом логопед определяет тип физиологического дыхания и его объём.

Задание 2. Ребёнка просят сделать вдох, а затем на выдохе произнести фразу, постепенно её наращивая.

Критерии оценивания

3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха соответствует норме.

2 балла.Тип физиологического дыхания: смешанный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха близок к норме. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.

1 балл.Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объём дыхания недостаточный. Продолжительность выдоха: не соответствует норме.

0 баллов.Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

Речевые психические функции

Фонематические процессы

Исследование состояния фонематического восприятия

Цели

Выявить, дифференцирует ребёнок или не дифференцирует:

оппозиционные звуки;

оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

Процедура исследования

Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребёнку предлагается отражённо повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

Задание2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребёнку предлагается показать картинку с указанным произношением.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок оппозиционные звуки  различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

2 балла. Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не сливаемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

1 балл. Ребёнок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния фонематического анализа и синтеза

Цель:выявить, выделяет ли ребёнок заданный звук из ряда звуков, в слогах,  в слове.

Процедура исследования

Ребёнку предлагают послушать изолированные звуки и хлопнуть в ладоши, если услышал необходимый звук. Затем слоги, а потом в словах.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок уверенно и правильно выделяет звук.

2 балла. Ребёнок сомневается, иногда ошибается.

1 балл. Ребёнок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Импрессивная речь

Исследование пассивного словаря

Цели

  1. Определить объём словаря и соответствие его возрастной норме.
  2. Проверить понимание имён существительных.
  3. Проверить способность ребёнка к обобщению.
  4. Исследовать понимание ребёнком глаголов и прилагательных.

Процедура исследования

Задание 1. Ребёнка просят показать по сюжетной картинке отдельные предметы, части предметов.

Задание 2.Для исследования словаря существительных используются картинки с изображениями по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание 3.Для проверки способности ребёнка к обобщению ребёнку предлагают выбрать картинки по темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание 4. Для проверки понимания глаголов ребёнку предлагают показать на картинках конкретные действия.

Девочка сидит, стоит, лежит, идёт. Мальчик ест, пьёт, читает, рисует.

Задание 5. Для проверки понимания прилагательных  ребёнку предлагают показать на картинках определённые признаки предметов.

Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; кислый лимон, сладкая конфета.

Критерии оценивания

3 балла. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает.

2 балла. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает.

1 балл. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания различных форм словообразования

Цель

Исследовать понимание ребёнком различных грамматических категорий (форм словообразования,  уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).

Процедура исследования

Проверка понимания ребёнком различных форм словоизменения.

Задание 1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных.

Ребёнка просят показать на картинках изображения предметов, животных.

Стул-стулья, дом-дома, дерево-деревья, кошка-кошки, лошадь-лошади.

Задание 2. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Дом – домик, стол – столик

Задание 3. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Ребёнку предлагают последовательно показать на картинках конкретные действия.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения.

2 балла. Ребёнок понимает не все формы словоизменения..

1 балл. Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания отдельных предложений и связной речи.

Цель:

Исследовать понимание ребёнком отдельных предложений.

Процедура проведения

Ребёнка просят показать картинку с определённым изображением.

6 лет

Осень. Дерево. Листья. Небо голубое. Идёт дождь.

8 лет

Наступила осень. Погода солнечная, тёплая. На деревьях жёлтые, красные, оранжевые листья. Ребята собирают разноцветные листья в букеты.

10 – 12 лет

Наступила поздняя осень. С деревьев опадают  последние листья. По небу плывут тёмные облака.  Дует холодный ветер. Часто идёт мелкий дождь. Перелётные птицы стаями улетают на юг.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок хорошо понимает содержание предложений. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.

2 балла. Ребёнок понимает содержание предложений. Возможны незначительные неточности.

1 балл. Ребёнок понимает вопросы не сразу, требует повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности.

0 баллов. Не отвечает на вопросы, картинки  не показывает.

Экспрессивная сторона речи

Исследование общей характеристики экспрессивной речи

Цели:

Выявить:

Характер экспрессивной речи (внятная, достаточно внятная, ближе к достаточно внятной, недостаточно внятная, маловнятная, невнятная; по интонации: достаточно выраженная, слабо выраженная, монотонное произнесение)

Критерии оценивания

3 балла. Речь ребёнка внятная/достаточно внятная, достаточно выраженная.

2 балла. Речь ребёнка ближе к достаточно внятной/недостаточно внятная, достаточно выраженная.

1 балл. Речь ребёнка маловнятная, слабо выраженная.

0 баллов. Речь ребёнка невнятная, монотонная.

Исследование состояния активного словаря

Цели

Выявить объём словаря:

  • Номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);
  • Предикативного (глаголов);
  • Атрибутивного (названия цвета и формы).

Процедура исследования

Исследование номинативного словаря

Задание 1.Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание 2.Ребёнку предлагают назвать одним словом изображения нескольких предметов  «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание 3. Ребёнку предлагают назвать слова-антонимы.

Большой мяч – маленький мяч, высокое дерево – низкое дерево,

старый дедушка – молодой мальчик.

Исследование предикативного словаря

Цели: Проверяя состояние глагольного словаря,  ребёнку предлагают перечислить, что делают те, кто изображён на картинках.

Девочка сидит, стоит, лежит, идёт. Мальчик ест, пьёт, читает, рисует.

Исследование атрибутивного словаря

Задание 1.Ребёнку предлагают рассмотреть на картинке овощи, фрукты. Затем ребёнка просят назвать предмет и его цвет на картинке по показу.

Задание 2. Ребёнку предлагают назвать форму предметов, изображённых на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?»…

Критерии оценивания

3 балла.Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме.

2 балла.Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка ниже возрастной норме.

1 балл.Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка отстаёт от возрастной нормы.

0 баллов.Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка практически не сформирован.

Исследование состояния грамматического строя речи

Цели:

  • словоизменения:

- употребление существительных в им.п. ед. и мн. числа (назвать по картинкам);

- согласование прилагательных с существительными ед. ч. мужского и женского родов (назвать по картинкам);

- употребление предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под (назвать по картинкам);

  • словообразования:

- употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам).

Процедура исследования:

Исследование состояния словоизменения

Задание 1. Для проверки способности образовывать форму множественного числа имён существительных ребёнку предлагается назвать пары картинок.

Стол – столы, дом – дома, кот – коты …

Задание 2. Для проверки способности согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ребёнку предлагают ответить на вопрос «Что это?». Дети образуют словосочетания.

Красный мяч, зелёное яблоко, зелёный карандаш.

Задание 3. Для проверки способности употреблять предложно-падежные конструкции ребёнку предлагают ответить на вопросы по картинкам.

Где лежит яблоко? (На тарелке). Куда пошли дели? (В лес). Где кот? (под столом).

Исследование состояния словообразования

Задание 1. Для проверки способности  пользоваться суффиксальным способом словообразования ребёнку предлагают назвать по картинкам ласково животных.

Кот – котёнок, собака – собачка, лиса – лисёнок, мышь – мышка.

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок правильно выполняет все задания по употребления  различных видов словоизменения и словообразования.

2 балла. Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния связной речи.

Цели:

Выявить уровень сформированности развёрнутого монологического высказывания:

  • Сохранность внутреннего программирования;
  • связность и логическую последовательность изложения.
  • Качество использования всех языковых компонентов.

Процедура исследования

Ребёнку предлагается картинка «Осень». Сначала ребёнка просят описать картинку: Какое время года? Какие деревья? Какие листья? Если ребёнок испытывает затруднения, то ему дают наглядный текст с пропущенными словами.

Критерии оценивания:

3 балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

2 балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

1 балл.Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Заключение

По результатам диагностики:

  1. В речевой карте в уточнённом логопедическом заключении учитель-логопед:

а) определяет уровень развития речи ребёнка в соответствии с симптомологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, 1 уровень речевого развития;

тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, 2 уровень речевого развития;

тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития;

тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, 4 уровень речевого развития;

б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия.

  1. Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общегои речевого развития ребёнка по формуле:

Уровень общего и речевого развития=

(Итоговая сумма баллов: максимальное количество баллов) х 100%

Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:

Высокий уровень – 80-100%

Пограничный (средне-высокий) уровень – 71-79%

Средний уровень – 50-70%

Низкий уровень – 49% и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....

Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников».

Статья  «Роль поэзии на уроках литературного чтения  в развитии младших младших школьников». (Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно сос...