Статья "Составляющие развития связной речи у детей с ОВЗ, обучающихся в школе 3-4 вида"
статья по логопедии на тему

Васянович Нина Васильевна

Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований школьных программ. Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению, является недоразвитие их связной речи. невозможность ребёнка со зрительной депривацией отвечать требованиям школы и успешно обучаться в соответствии со своими потенциальными возможностями стала серьёзнейшей психологической и педагогической проблемой современности. Ребёнка с проявлениями дезадаптации можно с полным основанием рассматрВажнейшими компонентами логопедической работы являются: обогащение содержания речи, обеспечение сенсорной основы, формирование интереса к речевым занятиям, потребности ребёнка в самовыражении и общении в слове, создание правильной языковой среды для детей.ивать как субъекта затруднённого общения. Сопровождение младших школьников с ОВЗ должно осуществляться комплексно:

·        коррекционно-развивающая работа с учащимися;

·        просветительская работа с родителями;

·        работа с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlyayushchie_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_detey_s_ovz.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Составляющие  развития связной речи  у детей  с ОВЗ, обучающихся в школе 3-4 вида.

Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований школьных программ. Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению, является недоразвитие их связной речи. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование страдают в большей мере, чем языковое оформление. Указанные нарушения усугубляются и трудностями интонационного понимания и оформления высказываний, что значительно отличает детей с ОВЗ от их сверстников с нормальным психическим и физическим развитием.

Многолетнее обследование детей, поступающих в первые классы школы 3-4 вида, позволяют сделать вывод о том, что готовность к школе детей с нарушением зрительного анализатора очень низкая. От 50% до 70% детей, поступающих в первый класс, нуждаются в специальных коррекционных занятиях и зачисляются в логопедическую группу при школе.

Анализируя причины отставания детей со зрительными нарушениями в психическом развитии и дезадаптации в условиях школьного обучения, следует обратить внимание на психоневрологические и характерологические особенности ребёнка. Ограничения двигательной активности приводит к отставанию в развитии пространственных представлений. У них медленно формируется представление об объеме, о пространственной перспективе, отстает развитие конструктивного мышления. Отмечаются некоторые особенности в  формировании речи и речевого мышления у слепых детей. Иногда они обладают богатой лексикой, копируя строй и стиль речи взрослых людей. Однако сенсорно – перцептивная недостаточность обедняет значение слов, которые они употребляют, или лишает слова конкретного содержания. Отсюда определенная схоластичность в рассуждениях и склонность к резонерству с неадекватным употреблением понятий. У детей со зрительной депривацией, имеющих  нарушение устной речи (в большинстве своём это дети с общим недоразвитием речи), значительно страдает связная речь.

Кроме того, задержка психологического развития, связанная со зрительной депривацией, нередко осложняется характерологическими особенностями и невротическими состояниями у этих детей. У них часто наблюдаются повышенная внушаемость и недостаточная критичность к решениям в проблемных ситуациях. В то же время уже в детские годы они осознают свою определенную зависимость от других людей, поэтому в их характере могут развиваться такие черты, как чувство собственной ущербности, обидчивость, замкнутость.

Таким образом, невозможность ребёнка отвечать требованиям школы и успешно обучаться в соответствии со своими потенциальными возможностями стала серьёзнейшей психологической и педагогической проблемой современности. Ребёнка с проявлениями дезадаптации можно с полным основанием рассматривать как субъекта затруднённого общения. Школьная дезадаптация, как правило, сочетается с неадекватной Я-концепцией детей, то есть с нарушением представления о себе, о себе как о друге, о друге и о дружбе – важных составляющих общения. Можно предположить, что дезадаптация может быть следствием нарушения общения в школе и семье, нарушением самооценки и образа Я, когнитивного дефицита.

Опыт работы с такими учащимися показывает, что развитие связной речи младших школьников  с ОВЗ – важное условие повышения качества учебного процесса в школе. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли облегчит ребёнку усвоение программного материала по всем учебным дисциплинам, позволит расширить возможности ребёнка в общении с окружающими его людьми.

Наибольшие трудности в овладении программным материалом отмечаются у детей на втором году обучения, в результате чего они оказываются в центре внимания школьных психологом, логопедов и других специалистов. Облегчить обучение неуспевающим школьникам может специально организованное коррекционно-развивающее обучение.

Обучение языку в дефектологии строится на основе коммуникативно-деятельного подхода. Конечной целью является свободное использование языка, в продуктивных и рецептивных формах в различных ситуациях общения.

Важнейшими компонентами логопедической работы являются: обогащение содержания речи, обеспечение сенсорной основы, формирование интереса к речевым занятиям, потребности ребёнка в самовыражении и общении в слове, создание правильной языковой среды для детей.

Основополагающими для обучения языку детей с недоразвитием речи являются следующие принципы:

  • коммуникативный, в основе которого лежит первоочередная необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности;
  • онтогенетический, рассматриваемый как необходимость учёта основных закономерностей развития речи в норме;
  • языковое обобщение рассматривается как реализуемое в речи представление о способах и формах построения, взаимодействия и функционирования языковых единиц. При нормальном речевом развитии языковые обобщения формируются спонтанно. В ситуации речевого недоразвития интуитивная основа овладения способами создания и понимания высказываний заменяется целенаправленной работой по формированию способов действий с языковым материалом;
  • коммуникативные и лингвистические характеристики языковых явлений рассматриваются в их взаимосвязи (данный принцип наиболее очевидно реализуется в работе с текстами как основной единицей коммуникации).

Основным видом деятельности школьников на занятия у логопеда является урочная деятельность. Необходимо создавать на занятиях такие условия, которые активируют познавательную деятельность учеников, создают атмосферу заинтересованности каждого ученика. Например, использовать методику проблемного обучения, когда происходит не накопление и использование готовых знаний детьми, а самостоятельное овладение ими через освоение учащимися рациональных приёмов, техник, средств получения этих знаний. Эта методика формирует у учеников устойчивые коммуникативные навыки. Кроме того, с целью понижения уровня тревожности, повышения сопротивляемости организма стрессам необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

Помня о том, что дети с нарушением речи испытывают не только физиологические, но и психологические трудности при построении коммуникации, наряду с основными задачами общеобразовательной подготовки и коррекционными (преодоление речевых нарушений и связанных с ними психофизических особенностей), стоит задача воспитания личности, способной активно реализовать свои способности, познавательные и социальные потребности в изменяющихся условиях.

Сопровождение младших школьников с ОВЗ должно осуществляться комплексно:

  • коррекционно-развивающая работа с учащимися;
  • просветительская работа с родителями;
  • работа с педагогами.

Учителя-логопеды знают, что ведущим фактором в онтогенезе речевого общения ребёнка имеет его взаимодействие с взрослым, опережающая инициатива которого постоянно направляет деятельность ребёнка на новый, более высокий уровень развития. В этой ситуации важной особенностью профессии учителя является его принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых коммуникативная культура является обязательным условием профессионализма.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Ушакова Т.Н. Речь как средство общения // Школьный логопед – 2009 - №1(28)
  2. Орлова О.С. Коммуникативные нарушения речи и психотерапевтические методы их коррекции // Школьный логопед – 2009 - №1(28)
  3. Антипова Ж.В., Крылова Е.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения // Школьный логопед -2009 - №1(28)
  4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Пелипенко М.И. Нарушение речевого общения как механизм трудности обучения в школе // Школьный логопед -2009 - №1(28)
  5. Алмазова А.А. Особенности освоения языка детьми с нарушением речи как одна из проблем дефектологии // Школьный логопед -2009 - №1(28)
  6. Грачёва И.А. Особенности психокоррекционной работы в условиях интеграции младших подростков с нарушением речи в общеобразовательное учреждение // Школьный логопед -2009 - №1(28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии».

Развитие речи у детей занимает одно из ведущих направлений педагогики. Как показывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования речевых навыков...

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В волшебном лесу» с обучающимися 2 класса с ОВЗ (ИН)

Занятия по развитию связной речи являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы по устранению недостатков речевого развития у обучающихся с ОВЗ (ИН)...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В волшебном лесу» с обучающимися 2 класса с ОВЗ (ИН)

Развитие связной речи является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы по устранению речевых недостатков у обучающихся с ОВЗ (ИН)...