Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
статья по логопедии на тему

Балан Елена Владимировна

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_logoped_2014.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов  в освоении младшими школьниками

с нарушениями речи ООП НОО

               Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.                    Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целю которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:

  • «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
  • «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
  • «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
  • «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
  • «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.

             Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
           По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

         В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.
        Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса. 

Чтобы работа логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов.
            У логопеда и учителя начальных классов 
единая цель коррекционного обучения: дать качественное образование школьникам.
           Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: 
логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

        

1 этап - диагностический (1 – 15 сентября)

Школьный логопед

Учитель начальных классов

  1. Проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с его результатами.
  2. Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.
  3. Участвует в работе методических объединений учителей начальных классов.
  4. Проводит консультации для учителей начальных классов.
  1. Знакомит логопеда с учебной программой и стандартом начального образования.
  2. Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

2 этап - подготовительный (октябрь)

Совместно учителем начальных классов и логопедом уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой. Проводится работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Проводится работа по развитию свойств внимания и памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой моторики).

3 этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

  1. Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.
  2. Показывает учителю начальных классов логопедические приемы, которые отрабатываются на логопедических занятиях.
  3. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
  4. Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
  1. Сообщает информацию об успеваемости учащихся.
  2. При помощи логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.
  3. Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

4 этап – оценочный (май)

  1. Проведение анализа коррекционной работы.
  1. Проведение анализа учебно – воспитательной работы.

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.
 

 Взаимодействие учителя и логопеда

в ходе формирования навыка выразительного чтения

Для оптимизации обучения младших школьников чтению необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование развивающих игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. У младших школьников с нарушениями речи отмечается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика.

Многие отличаются еще и тем, что имеют слабый, тихий, невыразительный голос. Чрезмерно тихое или торопливое чтение, а также невнятное произношение слов ведут к тому, что слушающие с трудом понимают читаемое и сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения. Выявленные факты побуждают к поиску таких форм работы по развитию интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное удовлетворение.

Чтобы работа учителя начальных классов стала более эффективной, целесообразно организовать совместную работу учителя и логопеда. Их взаимодействие проходит через взаимопосещение уроков и логопедических занятий, участие логопеда в методическом объединении начальных классов, консультативную деятельность, выработку единых требований к речи детей, контроль учителя за правильностью речи учащихся (см. схему 1).

Особую актуальность приобретает совместная работа учителя и логопеда над выразительностью речи на уроках чтения. Выразительность является одним из важнейших качеств хорошего чтения. Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенных навыков, связанных с произносительной культурой речи. Это тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение.

Важнейшими предпосылками выразительности чтения является состояние навыка чтения: сознательность, правильность, скорость чтения, громкость и подвижность голоса, правильное дыхание при чтении, дикция, правильность произношения, соблюдение словесных ударений. В дальнейшем все средства работы над выразительностью речи активно включаются учителем на уроках чтения. Учитель по заданию логопеда на пятиминутной речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание. Ученики повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют речевую зарядку, хором читают отдельные фрагменты текста.

Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста, она отлично служит целям коррекции личности ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные, дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в учениках убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Чтение за учителем – один из эффективных приемов, применяемых учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь учащихся. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения учащихся. В результате все ученики справляются с нормой чтения.

Ролевое чтение – К такому чтению дети готовятся с учителем на самоподготовке, где они продумывают костюмирование, что повышает интерес к инсценировке.

Поскольку у отдельных детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, необходимо поддерживать у них устойчивое внимание и интерес на всем протяжении урока. Главный упор делается на театрализацию сказок, где дети перевоплощаются с героев, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, раскрепощаются не только в речи, но и в движениях. В песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании ученикам легче проговаривать поставленные звуки. Самая главная цель – развитие интонационной выразительности и коммуникативных способностей учащихся.

Развитие тембра голоса – школьники учатся произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, которые насыщены гласными.

Мы в лес пойдем, 

(дети маршируют)

Детей позовем: «Ау! Ау!»

(руки рупором)

Рано – рано поутру

Пастушок: «Туру – ру – ру!»

А коровы вслед ему

Замычали: «Му – мууу».

И.Токмакова

Развитие силы голоса. Чтение стихотворения А.Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым куплетом.

Была тишина,

тишина,

тишина,

     Почти без     голоса, одной артикуляцией

Вдруг

    Шепотом

Грохотом грома сменилась она,

И вот уже дождик

Тихонько –

ты слышишь?

          Голосом       разговорной речи

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит.

Уже барабанит!

      Очень громко

             Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Игры, развивающие высоту голоса, раскрепощают голосовой аппарат у ребенка, вызывают у него радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции.

Примеры игровых упражнений.

                             

КУКУШКА

                     КУКУ                              КУКУ

                

                              КУКУ                      КУКУ                                 КУКУ

ПЕТУХ

                                          КУ

            РЕ

                   КА

КУ

Стрелка вверх – повышение голоса, вниз – понижение голоса.

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Инсценировка доступных детям стихотворений, басен, сказок («Колобок», «Репка», «Три медведя»).

Большое значение для выразительности чтения имеет правильность и точность логических ударений.

Стихотворение об ударении (дети должны поставить молоточек над ударным слогом).

В стране слогов и слов

               порядок строг,

Во всяком слове есть

                ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что выделяют голосом его:

Как будто молоточком

                           ударяют –

И в каждом слове это

                       повторяют.

А. Усачев

        Подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок, считалок, пословиц – все эти упражнения развивают мелодико – интонационную сторону речи. Наличие мелодии в речи при чтении вслух – один из важных показателей выразительности чтения. Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты в разговорной речи детей весьма заметно.

               Мелодия окрашивает слова разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, ненависти и одобрения, восхищения, уважения, любви.

               Интонация придаёт речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи. Бесконечное разнообразие интонаций достигается благодаря изменению высоты, силы, тембра голоса; устранение назализации улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребёнка.

               Вместе с детьми был поставлен спектакль по сказке «Заюшкина избушка».

               В итоге отмечены положительные результаты:

    - голос у детей стал более выразительным, жесты и движения более плавными и согласованным с речью;

    - возбудимых детей сказка дисциплинировала, а пассивных и робких – активизировала;

    - в увлекательной форме работы, без принуждения проходит автоматизация звуков;

    - заинтересованность в положительных результатах объединяет в работе логопеда и учителя.

Логопедическое занятие

Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Цели: формирование умения пересказывать сказки близко к тексту; активизация голосового аппарата, речевого дыхания, снятие излишнего напряжения; создание ситуации успеха.

Оборудование: картина «Весна», дидактические карточки, предметные картинки: корова, комар, собака, кошка; серия картинок по сказке «Заюшкина избушка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы будем учиться красиво говорить. Вы хотите этого?

2. Сообщение темы занятия.

1) Рассматривание картины «Весна».

        

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Назовите все признаки весны.

2) Артикуляционная гимнастика:

- гигиенический массаж: легкое поглаживание ото лба до переносицы; движение рук при умывании, от шеи в направлении к туловищу;

- имитация жевания. Чтобы хорошо работать на уроке, надо хорошо подкрепиться (представьте, что вы едите яблоко, богатое витаминами);

- движение губ: «трубочка – улыбка»;

- движение языка («язычок на солнышко»: лежал- лежал, замерз, спрятался, выглядывает сквозь заборчик, решил посмотреть, что делается вокруг);

- «лошадка» - щелканье кончиком языка (поехали в лес);

- активизация мягкого неба (погоняем лошадку, чтобы скакала веселей):

а а а;

э э э;

аэ аэ аэ;

эа эа эа.

- А вот посмотрите, кто повстречался нам в лесу?

(Корова).

- Как она мычит?

«Мычание коровы»:

МУ – большая корова;

му – теленок.

3) Дыхательная гимнастика:

- прочитать на выдохе согласные:

в ж ф с ш л р б д г п т к х л;

 с р т ц к г ш д ф ж з в ч б к;

к л н г в р м с к в д ж з н т.

- А вот первые цветы.

Как они пахнут?

Глубокий вдох через нос – понюхали.

- А вот назойливый комар проснулся – ЗЗЗЗЗЗ.

КОМАР

     З               З

        З               З                З

Лопнула шина у колеса – ШШШШШ.

Давайте ее накачаем – ССССССС.

III. Основная часть.

  1. – Прогулка в лес закончилась, пойдем пешком домой. Чтобы весело было идти, споем песню «Вместе весело шагать по просторам».

Вот и пришли мы с вами в сказку «Заюшкина избушка».

  1. Беседа по сказке. (Сказка прочитана учителем на уроке чтения)

- Какая была избушка у зайца? У лисы?

Почему избушка у лисы растаяла?

Кто обидел зайчика?

Кто хотел помочь зайцу?

Кто пришел на помощь первым?

Кто выгнал лису?

А что было бы, если бы петушок не прогнал лису?

Почему зайчик пустил лису?

Кого вам жалко? Почему? Кому вы верите?

Можно ли доверять незнакомым людям?

Что победило в сказке – добро или зло?

  1. Предлагается серия картинок по сказке «Заюшкина избушка». Дети располагают картинки в порядке событий, и каждый пересказывает свой сюжет.

  1. Инсценирование сказки  (подражание голосам животных).
  2. – Представьте, что вы в театре. Артисты должны говорить четко, красиво, правильно, громко.
  3. Между детьми распределяются роли, остальные дети становятся зрителями.

IV. Итог занятия.

- Чему учит сказка? ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

Так нам помогали мамы!

Работа учащейся 2 класса Цыглер Лизы.

Схема взаимодействия учителя и логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...