Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся
учебно-методический материал по логопедии

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.

С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети поступают в школу  педагогически запущенные, имеют различные речевые нарушения. У многих детей отмечаются множественные  нарушения звукопроизношения.  Нарушены не одна группа звуков, а несколько (свистящие, шипящие, соноры). Речь невнятная, смазанная. Бедный словарный запас слов. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. В потоке речи часто встречаются аграмматизмы. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Дети затрудняются составить связное высказывание самостоятельно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

города Льгова Курской области»

Выступление на МО начальных классов:

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению

 дисграфии у обучающихся

Составила:

Учитель-логопед

МБОУ СОШ №3

г. Льгова Курской области

Воротынцева Н.А.

Ноябрь-2015

С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети поступают в школу  педагогически запущенные, имеют различные речевые нарушения. У многих детей отмечаются множественные  нарушения звукопроизношения.  Нарушены не одна группа звуков, а несколько (свистящие, шипящие, соноры). Речь невнятная, смазанная. Бедный словарный запас слов. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. В потоке речи часто встречаются аграмматизмы. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Дети затрудняются составить связное высказывание самостоятельно.

     Внимание у детей неустойчивое, дети быстро утомляются, плохо переключаются с одного вида деятельности на другой.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания.  Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

      Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате  обследования речи. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

В школе проводится логопедическое обследование первоклассников в мае и в сентябре. В этом уч. году обследовано 56 первоклассников, из них с нарушениями устной  речи  24 человека. Дети с более сложными речевыми дефектами  зачислены в логопедические группы, остальные поставлены на очередь. Логопедические группы сформированы  с учетом речевых дефектов, составлены программы работы и расписание логопедических занятий.

Цель работы учителя-логопеда общеобразовательной школы — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии.

 Психологические особенности детей с ОНР

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи

5. Неустойчивое внимание.

6. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

7. Недостаточное развитие способности к переключению.

8. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

9. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

10. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

11. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку.

Что же такое нарушение письменной речи? Как проявляются? Как учителю помочь ребенку?

Вначале рассмотрим условия, которые необходимы для нормального становления речевой деятельности ребенка:

-определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

-координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

-развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;

-формирование потребностей в общения

-сформированность звуковой стороны речи.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Должны быть сформированы: 

1.Фонематические процессы и навыки  анализа и синтеза звукослогового состава слова:

-различать звуки на слух и в произношении ;

-слышать и выделять первый и последний звук в слове;

-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 -определять количество и последовательность звуков в слове;

-называть слова с заданным звуком;

-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;

-слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;

-уметь составлять слова из звуков и т .д.

2.Словарный запас:
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).

Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Знать детёнышей животных и т.д.

3.Сформированность грамматического строя речи:

   -умение пользоваться развернутой фразовой речью;

  - умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

-  умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;

-  согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

-  правильно употреблять в речи относительные и     притяжательные прилагательные;

-  умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.

-   умение работать с предложением;

-   правильно строить простые предложения;

-   видеть связь слов в предложениях;

-   распространять предложения второстепенными и однородными членами;

-   работать с деформированным предложением.

4.Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

-составлять рассказ по сюжетной  картинке;

-составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;

-отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

-на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

-на лексику (полнота и точность использования слов);

-на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

на понимание  текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Факторы  риска неуспеваемости в школе

-неспособность понять инструкцию;

 -неумение организовать свою работу;

 -низкий уровень развития памяти;

 -бедный запас слов;

 -неумение грамотно строить предложение;

-нарушение звукопроизношения;

-низкий уровень координации движений пальцев;

-неумение различать фигуры.

Письменная речь

Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе первоклассник, остаются непреодолёнными и во втором классе. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Им  не всегда доступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными я, е, ё, в начале слова или после гласных и ь и ъ. В логопедии нарушение письменной речи обозначают таким термином как дисграфия. 

 Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом массовом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

пропуски гласных букв в середине слова;

недописывание гласных букв на конце слова;

пропуски слогов;

перестановки букв;

вставка лишних букв;

персеверации.

Кроме данной группы ошибок, в письменных работах второклассников с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто, обычно дети смешивают буквы (то есть наряду с ошибочным написанием бывает правильное, а также происходит двойная замена: то с на ш, то ш на с).

Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:

смешение глухих и звонких согласных п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, в-ф;

смешение свистящих и шипящих согласных с-ш, з-ж

смешение аффрикат ч-ц, ч-щ, щ-с;

смешение лабиализованных гласных е-ю;

смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв а-я, о-е, у-ю, ы-и.

 Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:

смешение гласных букв о-а, стоящих под ударением;

смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-М, н-ю, и-у, ч-ъ;

смешение прописных букв г-р.

Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно передать количество однородных элементов (л-м, п-т). Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых недель первого класса.

Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.

Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго класса встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками 2 класса, относятся:

отсутствие точки в конце предложения;

отсутствие заглавной буквы в начале предложения;

точка не на нужном месте;

написание каждого предложения с новой строчки.

В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок.    

Чтение

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.

Своевременное выявление и устранение дисграфии облегчает в дальнейшем учебно-познавательную деятельность учащихся.

 Учитель-логопед всегда находится в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов. Учителям необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер. Как правило, коррекцию нарушения письменной речи выполняют логопеды. Но и учителя начальных классов заинтересованы заинтересованный в результате своей работы. Они ищут  возможность подобрать нужные упражнения для детей с дисграфией. Некоторые тренировочные упражнения я представлю вашему вниманию.  

       Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток, что на уроках всегда использует учитель.

     Особенный интерес представляют использование информационных технологий. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь школьника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и так же речь. Компьютерные обучающие игры позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у детей вторичных расстройств письменной речи. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Поэтому, использование  специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время является эффективным.   Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях  повышает мотивацию  и активность ребенка. На логопедических занятиях всегда используются обучающие компьютерные игры, которые я рекомендую использовать на уроках в начальных классах.  Компьютера имеет свои особенности.  При планировании такого занятия или на уроке  мы учитываем следующие правила: продолжительность занятия на компьютере - 10 минут и игру используем  как часть занятия.    

Например, используя компьютерную игру "Баба Яга учится читать" мы формируем навыки звукового анализа и синтеза, навык чтения. А также здесь  идет  повторение  алфавита, профилактика оптической  дисграфии, формирование образа буквы, деление слов на слоги, упражнения на развитие фонематического слуха.

Также предлагаю учителям использовать как часть урока русского языка или чтения компьютерную программу «Буквария»- это учебно-методический комплекс, основная задача которого «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным» (К.Д.Ушинский). С целью повышения эффективности учебного процесса в комплекс включены задания, способствующие развитию творческого и логического мышления, развитию речи, расширению словарного запаса. Авторы программы З.А. Зарецкая, Д.В.Зарецкий.

А компьютерный программно-методический комплекс «Развитие речи» (Авторы программы Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко.)

Имеет своей  задачей обеспечить образовательный ресурс  по развитию и коррекции фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Работа с программой предполагает многообразные формы речевой деятельности детей: речевую, познавательную, практическую.

  Детям бывает сложно переключиться с одного вида

деятельности на другой, в этом им помогут релаксационные упражнения,    (психогимнастика ),основанные на напряжении  и расслаблении, например

игры :

 «Кулачки». Руки на коленях, кулачки сжаты, крепко, с напряжением пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем, расслабляем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх -

напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку(напряжение),

под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).

«Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его

(расслабление).

А каждый педагог всегда сможет «под себя» построить эти упражнения.

Развитие пространственных представлений, развитие графо-

моторных функций:

 Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.

1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на

вопросы.

- Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?

- Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

- Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?

- Возьмите его. Откуда взяли карандаш?

- Спрячьте карандаш под книгу. Где он?

- Выньте карандаш. Откуда его вынули?

2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед

Леной, Петя между Светой и Леной и т.д. Ответить на вопросы: "Ты

за кем стоишь?" (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).

3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции:

"Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над

красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым

кружком оранжевый треугольник и т.д."

4. "Какого слова не хватает?"

Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю.

Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили

стене.

5."Что перепутано?"

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Виды логокоррекционных методов и приемов, применяемых на уроках русского языка и чтения

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.

Слуховой диктант устанавливает возможность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ письменного текста и определять его коммуникативно-прогностический вариант.

Графический диктант – нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку, является щадящей формой контроля, т.к. исключает из поля зрения детей другие орфограммы, не является последней стадией контроля, однако позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на сложных словах, которые могут быть включены в текстовый контрольный диктант. Например, фраза “В сосновом лесу смолистый запах.” выглядит так “-сс с сс з”. Этот вид работы позволяет также закрепить ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух, анализируют, отражают в записи членение текста на предложения, предложений на слова, приучаются вычленять предлоги, расширяется словарный запас детей, увеличивается объем слуховой памяти, совершенствуется навык точного и быстрого звукового анализа с опорой на артикуляцию. Обычно дети охотно пишут графические диктанты, новые обозначения не вызывают затруднений, т.к. принцип записи одинаков.

Списывание может быть с рукописного текста, с печатного текста, осложненное заданиями логического и грамматического характера. Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям. Ценность его – в возможности согласовать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. При списывании дети учатся запоминать слог, а не букву. Часто приходится предлагать детям для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги черточками. В процессе списывания у детей воспитываются и навыки самопроверки, чтение при этом выполняет функцию контроля.

Словарная работа на уроках русского языка

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды работ со словарными словами

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме “Огород” или “Школа” и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву М, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике – “Город” и “Деревня”;
  • по частям речи;
  • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:
  • слова, состоящие из двух, трех слогов;
  • слова с Й;
  • слова с шипящими.
  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  2. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  3. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  4. Разбор слов по составу.
  5. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  6. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  7. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  8. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  9. Письмо по памяти.
  10. Самодиктант и взаимопроверка.
  11. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  12. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  13. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  14. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  15. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  16. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  17. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).

Предупреждение ошибок на уроках русского языка

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  • соотнесение орфограммы с определенным правилом;
  • звуковой анализ слова;
  • четкое проговаривание слов;
  • условно-графическая запись слова;
  • составление слов из разрезной азбуки;
  • запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
  • использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
  • применение правил с обязательным объяснением;
  • написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  • соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
  • повторение диктуемых слов и предложений учителем;
  • четкое или распевное проговаривание слов учителем;
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. некоторым детям с речевыми нарушениями трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: “Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке”, “Здесь зашифрована тема нашего урока” или “Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока”.

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра “Собери слово” при изучении темы “Соединительные гласные О и Е”.

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра “Орфографическое лото”, “Синонимы (антонимы)”, “Кто больше напишет слов”, “Не перепутай”, “Третий лишний” и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра “Овощи – фрукты”, “Волшебный мешочек”, уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра “Четвертый лишний”, “Парные картинки”, “Почта”, “Узнай силуэт”, “Собери картинку”, “Где ошибся художник”, “Домино”, “Лото” и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра “Узнай по описанию”, “Назови одним словом”, “Найди ошибку”, различные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения,побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.

На сайте школы есть страница учителя-логопеда, где можно найти рекомендаци по работе с артикуляционной гимнастикой,  чистоговорки,  пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики ребенка.

Список литературы

  1. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб.: Образование, 1994.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  4. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
  6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
  8. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. - № 5.

         Сайт МБОУ СОШ №3 города Льгова:

http://lgov-sosh3.ru/

Страница учителя-логопеда Воротынцевой Натальи Александровны:

http://lgov-sosh3.ru/stranicza-uchitelya-logopeda.html