Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах интеллектуального развития школьников
консультация

Лебедева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Лебедева Т.А., воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №277 Кировского района

Санкт-Петербурга

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах интеллектуального развития школьников

    «Наше общество является развивающимся, которому нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора».  Так говорится в концепции модернизации российского образования.  Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется воспитание гармонично развитой личности ребенка.  В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется  урочная и внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных интеллектуальных особенностей.  Каждый педагог: учитель и воспитатель, при обучении и интеллектуальном воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Главная цель интеллектуального развития в работе с учащимися начальных классов заключается  в воспитании гармонично развитой личности. А задачи, которые ставит перед собой учитель и воспитатель ГПД, это: - развитие у ребенка познавательных психических процессов - внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника; - создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива. Преследуя эти задачи, педагоги стараются создать в первой и во  второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.  В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем. Разработка методики моей работы строится на основе следующих технологий: технология здоровьесбережения; технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского;  ИКТ; игровые технологии; интеллектуальное развитие младшего школьника. Ведущей идеей педагогического взаимодействия  деятельности учителя и воспитателя ГПД является создание условий  для формирования интеллектуально развитой личности, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. Учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. Учитель и воспитатель ГПД грамотно организуют процесс воспитания интеллектуально развитой личности младших школьников,  в условиях урочной деятельности и в группе продленного дня. Для этого необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. Необходимым условием эффективной работы учителя и воспитателя ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. В течение учебного года корректируются мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию учащихся. Постоянно воспитатель ГПД контактирует с учителем, посещает уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку. Эффективно используются словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему. Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, учитель и воспитатель ГПД  учитывают возрастные особенности детей, создают в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучают детей коммуникативным навыкам, развивают в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формируют умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно-творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения. Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, педагоги органично внедряют во все направления работы. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы учитель и воспитатель ГПД включают различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам. Учащиеся принимают активное участие в различной интеллектуальной и творческой деятельности: творческие интеллектуальные игры, конкурсы; творческие конкурсы разного уровня. Для  совместного взаимодействия работы учителя и воспитателя ГПД очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случае можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их интеллектуальные способности. Главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

       Каждый ребенок - это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию интеллектуальной личности ребенка.

Воспитательное пространство продленного дня - безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения. В совместной деятельности с педагогами начальной школы воспитатель группы продлённого дня поможет воспитанникам добиться должного уровня интеллектуального развития и не только.

Литература:

1. Бакулина Г.А. использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка. //Начальная школа.№1.2003г.

2. Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка. // начальная школа, №2.2008

3. Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации. // Начальная школа. №8.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников

Статья на тему:"Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников "...

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах социализации школьников с ОВЗ

Социальное воспитание умственно отсталогоребёнка является единственно состоятельнымнаучным путём его воспитания.Л.С.Выготский...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Взаимодействие учителя начальных классов в вопросах здоровья сбережения школьников .

   Новые условия реализации ФГОС предьявляют особые требования у работе со школьниками начальной школы.Охрану детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества...