Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников
статья (2 класс)

Мозговая Наталья Анатольевна

Статья на тему:"Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozgovaya_n_a_uchitel_i_vospitatel_gpd.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мозговая Н. А. учитель начальных классов, воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района

Санкт-Петербург

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах нравственного воспитания

Глубокое преобразование во всех сферах жизни России предъявляют совершенно новые требования к личности каждого человека, информационного общества отличающегося высокой компетентностью, этикой ответственности, чувства нового, умением ставить сложную задачу и целеустремлённо доводить до конца её решение. Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из них – нравственные. Такие понятия нравственности, как любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, послушание, милосердие, доброта, уважение, честность, совесть, прощение, ответственность, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания.

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основ на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе.

Целью учебно-воспитательного процесса, как на занятиях, так и в группе продленного дня является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития физически здоровой, духовно богатой, творческой, компетентной личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

В целом педагогическом процессе перед учителем и воспитателем ГПД стоит совместная задача формирования общественной зрелости и активности, воспитание высокой гражданственности, дисциплинированности, нравственности. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача учителя и воспитателя ГПД.

Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие нравственные вопросы я стараюсь решать на занятиях литературного чтения и продолжаю в ГПД. По моим наблюдениям многие художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активирует мысли ребёнка, даёт понятие о жизненно значимых для человека видах. На нравственное чувство должно действовать непосредственно само произведение и это действительно очень велико. Это богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения не только способствуют созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать решения нравственных задач, переживать понимаемое и выработать оценку происходящего.

Читая и обсуждая прочитанное, я подвожу детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, помогаю понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. В процессе работы с произведением дети активно внутренне» соотносятся» с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить в собственной жизни или игровых действиях, мечтах.

С детьми я не только говорю о нравственном воспитании, но и учу их строить в соответствии с ним своё поведение. Для этого я провожу с воспитанниками занятия, на которых есть проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного её противоречия, поиск разных вариантов выхода из проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец, выбирают оптимальный вариант решения и предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений. Я создаю обстановку доверия и непринуждённости, учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Самое главное – организую коллективный поиск нравственного решения.

Важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Оно начинается с изучения истории своей малой родины, города, трепетной любви к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него всей душой, желании служить ему не за страх, а за совесть. Для этого на уроках и на занятиях в ГПД я провожу беседы на патриотические темы: «Мой город у реки Невы», с помощью которой прививаю любовь к своему городу, даю знания истории своей малой родины, «День защитника Отечества», беседы о ветеранах ВОВ, событиях тех страшных дней во время войны.  Совместно проводим утренник «Великой победе посвящается», посещаем музеи, проводим экскурсии по городу к историческим памятникам.  Все эти мероприятия воспитывают в детях истинных патриотов своего города, своей страны, уважение к ветеранам, заботу о них.

Беседы по этике для школьников – это, прежде всего уроки самосознания, открытия себя, своего человеческого статуса, это уроки поиска своего места в мире и приобщения к миру. В моей практике воспитания этической культуры важное место занимает форма работы, под определением «Этический заряд» - эмоциональный импульс доброжелательно проведённого дня в школе и в ГПД. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая детей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений.

Проводя итоговую «моральную пятиминутку» в конце каждого дня, я анализирую вместе с детьми их нравственные конфликты с целью совместного поиска путей, их предотвращения и определения достаточного способа выхода из них.

Труд – корень нравственности. Приобщая детей к труду на пришкольном участке, в своём классе, проводя беседы о профессиях, воспитываю уважение к труду и его результатам, к людям труда, уважение к самому себе, бережливости, ответственности, рациональности. Во время беседы на тему «Трудолюбие» я с детьми рассматриваю причины роста благосостояния отдельных людей. Уточняю понятие «Трудолюбие». Выявляю дела, выполняемые с желанием и без желания. Предполагаю о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Ищу вместе с детьми способы искоренения лени и безответственности.

Проводя все эти совместные мероприятия с детьми по воспитанию нравственности и этики в урочное время и в ГПД я добилась сплочения детского коллектива, привила навыки культуры поведения в классе, школе, общественных местах, развила самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, повысила интерес к учёбе. По моим наблюдениям, у детей повысилось чувство товарищества и дружбы, доброжелательность, взаимопомощь при работе в паре, стремятся взаимопониманию друг друга, предпочитают коллективные игры, чем индивидуальные, меньше стало межличностных конфликтов, ситуаций, научились оценивать поступки других людей и свои собственные с позиции общечеловеческой морали. Дети приобрели определённый багаж нравственных знаний, как фундамент для рационального ответственного поведения в будущем.
Я верю, что мои воспитанники в будущем станут нравственно воспитанными людьми, сделают много хороших и полезных дел для людей и своей Родины, и надолго сохранят свет Добра в своих сердцах, который я передала им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах социализации школьников с ОВЗ

Социальное воспитание умственно отсталогоребёнка является единственно состоятельнымнаучным путём его воспитания.Л.С.Выготский...

Взаимодействие учителя начальных классов в вопросах здоровья сбережения школьников .

   Новые условия реализации ФГОС предьявляют особые требования у работе со школьниками начальной школы.Охрану детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества...

Самообразование учителя начальных классов: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП НОО»

В работе представлен материал по самообразованию учителя начальных классов Соловьевой Е.А. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ (нарушение слуха)....