«Применение информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе».
проект по логопедии (1 класс) на тему

Кривец Наталья Валентиновна

На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, -  в том числе и образовательной.   

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев,1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц,1988; О.И. Кукушкина, 1994 и другие.).Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность разработки и внедрения данного проекта.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе».

Разработчик: учитель-логопед гимназии №9 п. Осакаровка - Кривец Наталья Валентиновна.

  1. Концепция проекта.

  1. Анализ положения дел в области проекта.

На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, -  в                 том числе и образовательной.    

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев,1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц,1988; О.И. Кукушкина, 1994 и другие.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.                                     

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции речевых нарушений (Т.В.'Гуровец, СИ. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Новые   информационные технологии (НИТ) стали   перспективным   средством    коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения.  Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Однако, система    образования    на    современном    этапе    ещё    недостаточно подготовлена к использованию компьютерных технологий на уроках и, в частности, логопедических занятиях в начальной школе.

Возникают противоречия:

между   потребностями   в   оснащении   логопедических   кабинетов   компьютерной техникой программным   обеспечением   и   реальным   состоянием   материально-    технической базы школ, недостаточным финансированием образования в целом и системы специального образования в частности;

 между     осознанием     необходимости     использования     НИТ     для     повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у младших школьников и недостаточным уровнем компетентности логопедов   в применении компьютерных технологий.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения,

все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая

дискуссия    о    содержании,    форме,    методах    специального    обучения    и   характере профессионального   мышления   специалистов.   Каждая   новая   задача   развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными   потребностями   (И.К.   Воробьев, М.Ю.   Галанина,   Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П.Я. Гальпериным,. В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность разработки и внедрения данного проекта.

1.2. Замысел проекта.

Сложная структура нарушений при речевых нарушениях определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные                                              виды                                                восприятия.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над • деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у младших школьников хорошо развито, непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, в своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.

В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие    коммуникативных    навыков    ребенка,    развитие    способности    извлекать

 информацию из речевою общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо . этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает -мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997). Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития.                   У                   младших                   школьников                   начинает

развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и

реальные вещи, и -картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции   сознания,   развитие   вербальной   памяти   и   внимания,   словесно-логического    . мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений, а также способствуют формированию и развитию языковых средств у детей младшего школьного возраста.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно. осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию - и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения     помогает     развивать     у     школьников     такие     волевые     качества,     как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их   к сопереживанию, помощи герою программы.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной

моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В

процессе  выполнения   компьютерных   заданий   им   необходимо   в   соответствии   с

поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом,  применение компьютерных технологий в процессе коррекции речевых   нарушений   у   детей   младшего   школьного   возраста   позволяет   сочетать   . коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать   -закономерности и особенности психического развития младших школьников.

Гипотеза: Если создать условия для применения учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе специализированных информационно-коммуникационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с различными, речевыми нарушениями, то можно повысить эффективность  коррекционного обучения, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения   ' пользоваться  компьютером  и  применять  компьютерные  технологии  для  развития  и коррекции речевых и психофизических нарушений.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Создание условий для совершенствования процесса коррекционного         обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями через использование информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта:

1.   Диагностика сформированности  информационной  компетентности  учителя-логопеда приработе с новыми информационными технологиями (НИТ).

2.   Диагностика уровня компетентности использования информационной техники детьми с нарушениями речи.

3. Разработка модели эффективного применения компьютерной технологии для развития   и   коррекции   психофизических   нарушений   у  детей   с  речевыми

                            нарушениями.

4.. Реализация модели эффективного применения компьютерной технологии для          развития и коррекции психофизических нарушений у .детей с речевыми нарушениями.

5.    Повторная диагностика.

З.Ожидаемые результаты проекта

1.   Результаты диагностики компетентности учителя-логопеда при работе с НИТ.

2.   Результат диагностики уровня компетентности использования информационной техники детьми с нарушениями речи.

3.   Модель эффективного применения компьютерной технологии для развития и   коррекции психофизических нарушений у детей с речевыми нарушениями.

4.   Взаимодействие участников коррекционно-педагогического процесса в ходе применения информационно-коммуникационных технологий.

5.   Результаты повторной диагностики и сравнительного анализа данных.

4. Модель проектируемой системы

(смотреть приложение № 1)

5. Риски проекта

1.  Недостаточное обеспечение логопедических кабинетов компьютерной техникой и  программным обеспечением.

2. Возможная смена специалистов творческой группы в ходе реализации проекта.

3.      Задержка     срока     реализации     проекта,     вследствие     индивидуальных психофизических особенностей развития детей-логопатов.

6. Основные ресурсы проекта.

1.      Кадровые: проектная группа, творческая группа, администрация, психолог, логопед, учитель информатики, библиотекарь.

2.      Информационные:   теоретические   источники,   анкеты,   тесты,   таблицы, ' .           электронные программы, мониторинг.

3.      Материально-технические: бумага,  компьютер,  ксерокс,  помещение для совещаний.

4.      Нормативно-правовые:   приказ    администрации    о    создании   проектной группы.

7. Сроки реализации проекта

Предполагаемые сроки реализации проекта: 2009-2011 год.

8. Основные пользователи результатов проекта.

1.   учителя-логопеды;

2.   младшие школьники с нарушениями речи;

3.   родители.

9. План проектных работ.

(смотреть приложение № 2)

Библиотечные ресурсы:

I. Ю. Соколова "Игры с пальчиками",

2.Т.Б. Фйличева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина"Основы логопедии",

3. Е.В.Колесникова "Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет",

4. И.О.Крупенчик "Стихи для развития речи",

5. Е.В.Колесникова "Развитие и способностей к чтению у детей 6-7 лет"

6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М:1993.

7.   Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М: ВЛАДОС,2003.

8. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. М:1990.

9. Ашикова С. Воспитатель и родители. Д/Д №10.2004.

10.  Белопольская Н.Л.Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии//Дефектология.-1999,-№1

II. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1983.

12. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. М: 1989.

13.  Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни. Д/В № 11. 1991:

14. Жумабаев М. Педагогика. А-а. 1993.

15. Земская Я. Семья и личность. М: 1986.

16.   Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб. 1989.

17. Климова-Фюнгерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Минск. 1981. 18'. Карклина СЕ. Проблемы семейного воспитания. М: 1983.

19.Корчак Я. Как любить ребёнка. М: 1990.

20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,2001. -    21. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М: 1991.

22. -Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М: 2002.

23. Макаренко А. С. Воспитание детей в семье.' Изб. пед. соч. В-2 т. М: 1997.

Медиаресурсы:

Диск "Домашний логопед" Ерабенко Т.М.



Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ

эффективного применения компьютерных технологий для развития и коррекции психофизических нарушений у детей-логопатов



Предварительный просмотр:

Приложение №2

План реализации проектных работ на 2009-2011 учебный год

Задачи

Содержание работы

Продолжительность

Исполнители

Ожидаемые результаты

1.

Ориентировка по теме: «Применение информационно- коммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе»

  1. Поиск источников по теме проекта
  2. Библиография
  3. Предварительное ознакомление
  4. Отбор содержания.

Январь, февраль 2009 уч. г.

Проектная группа, библиотекарь

Информация по теме: «Применение информационнокоммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе»

2.

Диагностика сформи- рованности информационной компетентности учителей- логопедов при работе с НИТ.

  1. Апробация существующих анкет- опросников по сформированно компетентности учителей- логопедов при работе с НИТ.
  2. Входная диагностика информационной компетентности учителей- 'логопедов

Март, апрель »

Проектная группа, психологи, логопеды, учителя информатики

Анкеты-опросники по выявлению информационной компетентности учителей- логопедов.

Результаты диагностики.

Таблица «Компетентность учителей- логопедов при работе с НИТ».

,3.

Диагностика уровня компетентности использования информационной техники учащимися х речевыми нарушениями.

3.1 Разработать диагностику сформированное навыков работы с компьютером для учащихся.

3.2. Проведение диагностического обследования учащиеся с нарушениями речи.

.Сентябрь, октябрь

Проектная группа, психологи, логопеды, учителя информатики .

Диагностический комплекс заданий для учащихся.

Результаты диагностики.

Таблица; «Компетентность учащихся с речевыми  нарушениями использования информационной техники».

4.

Разработка модели эффективного применения компьютерных технологий для развития и коррекции психофизических нарушений у детей- логопатов.

  1. Разработать основные критерии эффективности применения ин- формационно- коммуникационных технологий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
  2. Привлечение к разработке модели методического объединения специалистов-

Ноябрь, декабрь

Январь, февраль 2010 уч.год

Проектная группа, - психологи, логопеды, учителя информатики

Разработчики проекта, МО специалистов- дефектологов

Показатели эффективности проекта.

Модель эффективного применения компьютерных технологий для развития и кор-

I

дефектологов.

4.3. Презентация модели' эффективного применения компьютерной технологии для развития и коррекции психофизических нарушений у детей- логопатов.

Март

Администрация

1

*

рекции психофизических нарушений у де- тей-логопатов.

1

5.

Реализация модели эффективного применения компьютерных технологий для развития и коррекции психофизических нарушений  детей- логопатов.

  1. Повышение информационно-

коммуникационной компетентности учителей логопедов (обучение на компьютерных курсах);

  1.  Овладение учащимися с нарушениями речи компьютерной -грамотностью;
  2. Адаптация, внедрение, активное использование НИТ на логопедических занятиях;
  3. Процесс самореали-

Апрель, май

Сентябрь - ноябрь

Декабрь, январь Февраль, март 2011г.

Учителя-

логопеды

Учителя информатики, логопеды, родители, психологи

Учителя информатики, логопеды, родители

Учащиеся,

Информационнокоммуникационная компетентность учите л ей-логопедов.

Приобретение учащимися с нарушениями речи необходимого уровня знаний для работы на компьютере.

Повышение эффективности коррекции и развития речи у уча- щихся-логопатов.

Индивидуализация

зации и саморазвития детей с речёвой патологи- ей.

ь

1

учителя-

логопеды

коррекционно-воспитательного процесса за счёт уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка. Самоконтроль учащихся за своей речью.

6.

Провести повторную диагностику.

Проведение диагностики информационнокоммуникационной компетентности учителей- логопедов и учащихся с нарушениями речи.

Апрель-май 2011уч.г.

Проектная группа, психологи, логопеды, учителя информатики

Результаты повторных диагностик информационно- коммуникационных компетентностей учи- телей-логопедов и учащихся с нарушениями речи. Мониторинг эффективности применения информационнокоммуникационных технологий на логопедических занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе

В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-комму...

Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

использование мультимедийных технологий на логопедических занятиях в школе (презентация)

В данной презентации отражаются основные тезисы по применению мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда школы. Какие работы можно перевести в электронный формат, с какой целью применять в ра...

Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Перед педагогом начальной школы стоит важная задача – донести до осознания учащихся весь необходимый учебный материал, для чего порой необходимо применять инновационные методы и средства обучени...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...