«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
статья

Трифонова Надежда Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo2.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное и комфортное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение каждым стандарта образования, повысить мотивацию к учению, дать возможность для дальнейшего развития. Растущим направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является применение новых информационных технологий. В специальном (коррекционном) образовании такие технологии появились достаточно позже и сейчас используются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения. Разумеется, что информационно-коммуникационные технологии не могут освободить ребенка с ограниченными возможностями здоровья от его недостатка и убрать все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, когда такой ребенок понимает, что ему открыты неизвестные раньше знания, умения, формы общения, игры, управление окружающей средой, дает ему поверить в себя.

Информационные технологии в специальном образовании постепенно находят свое научное обоснование (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Н. Малофеев,

Свинина, И.А. Филатова и др.), активно используются в разнообразных областях специального образования и в практической деятельности педагогов – дефектологов.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Теория и практика обучения детей с ОВЗ выдвигает проблему использования ИКТ в образовательном процессе в качестве средства активизации познавательной деятельности, повышающих эффективность обучения, а значит и качество. Необходимость поиска путей ее решения обуславливает актуальность данного опыта.

Цельюпедагогического опыта в данном направлении является создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить литературу по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ в начальной школе;
  • определить степень сформированности познавательной активности;
  • наметить возможные пути активизации познавательности деятельности;
  • проанализировать полученные результаты;

Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды, способствующей активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, разработке уроков с использованием ИКТ, подготовке методических материалов и рекомендаций.

Целенаправленное применение ИКТ на уроках позволяет:

  • более продуктивно корригировать все имеющиеся нарушения у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • активизировать познавательную деятельность и достигать положительного отношения к работе;
  • создавать положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
  • способствовать интеллектуальному и социальному развитию обучающихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
  • повысить объем выполняемой работы на уроке.

Применение ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;

Включение в учебный процесс ЦОР подобранных согласно учебной программе по предметам, позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.

Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной целевой направленности. Использование компьютерных технологий осуществляет на следующих уроках: математика, русский язык, чтение, мир природы и человека, технология, изобразительное искусство, речевая практика.

Работа ведется не хаотично, а в определенной системе. Прежде всего, она начинается с тематического планирования, при составлении которого продумывается, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать ИКТ. После составления тематического планирования подбирается необходимый материал. Корректировка и окончательная разработка урока идет в ходе учебного процесса при подготовке к конкретному уроку.

При подготовке мультимедийного урока рассматриваются следующие моменты:

  • психологические особенности обучающихся;
  • цели и результаты обучения;
  • предмет начальной школы;
  • тема урока;
  • тип урока;
  • форма проведения урока: урок – беседа, урок – путешествие, урок – лекция, групповая форма работы, работа в парах, т. п.);
  • местоположение обучающихся;

Структура урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.

Незаменимой помощницей при подготовке уроков является программам MicrosoftPowerPoint, т.к. большая часть уроков проводится с использованием презентаций. Проведение уроков с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – повышением познавательной активности и эффективностью обучения. На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например тема «Рельеф» – в курсе мир природы и человека, в задачах на движение по математике.

Презентации дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышению познавательной активности учащихся, созданию предпосылок активной речевой деятельности, развитию мышления.

При оформлении презентаций используются следующие основные рекомендации:

  • не нужно загромождать отдельный слайд большим количеством информации;
  • на каждом слайде должно быть не более двух картинок;
  • размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов;
  • анимация возможна один раз в течение 5 минут в начальной школе;
  • вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.);

Интерактивная доска – очень эффективный и удобныйинструмент для обучения школьников, который помогаетспроектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Возможности интерактивной доски в: демонстрации картин,видеороликов, схем, презентаций; создании рисунков, сохранение рисунков,созданных без использования компьютерной мыши и демонстрация их всемуклассу; возможности выделять отдельные части экрана; вырезать,копировать, вставлять объекты; поворачивать и перемещать объекты даютширокую возможность для формирования универсальных учебных действий.Неоценимую помощь в применении интерактивной доски оказывает книга Брыкиной О.Ф. «Интерактивная доска в начальной школе», гдеесть готовые упражнения с применением интерактивной доски по различнымпредметам.
Например, одно из упражнений по изучение правописания словарныхслов.
В левой части слайда расположено дерево, на чудо-плодах, которого
изображены гласные буквы. На дереве сидит Петрушка, который, не знает, как выполнить это упражнение. Ребятам предлагаетсяпомочь сказочному герою и правильно разместить в словах пропущенныебуквы.

С появлением ИД можно теперь предварительно подготовитьнеобходимые для уроков материалы. Все действия на экране ИД можно выполнять, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

При использовании интерактивной доски у педагога не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Ученикам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске, сделать ошибку – теперь ее можно стереть маркером или отменят действие. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Записи
и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране. Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска делает обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность.

На уроках также используются занимательные интерактивные задания, игровые тренажеры, которые в увлекательной игровой форме помогают учащимся получить прочные знания по русскому языку и математике. И все это непринужденно, увлекательно, интересно, весело. Все дети включаются в процесс изучения, активно участвуют в учебном процессе.

При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки. На уроках применяются максимум Интернет-ресурсы, энциклопедия «Кирилла и Мефодия», Flashигры, например, "Буквы-сестрички", которые берутся с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры»
Так, на уроке «мир природы и человека» в 3 классе по теме «Рыбы» «погружение» учащихся в подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из «Энциклопедии подводного мира». В 4 классе при изучении растений, расширить детский кругозор помогает видеофильм «Жизнь леса». Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, растения, океаны, моря, горы. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады. Всё это делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка «сама прописывает образцы букв и цифр» (материал предоставлен сообществом "ИКТ в начальной школе" "Сети творческих учителей").

Презентации также используются на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции картин, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, дымковская игрушка. С помощью слайдов есть возможность показать историю возникновения вятских промыслов, технологию их создания. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причем ИКТ дает возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

Онлайн-тренажеры. Данный ресурс используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме.

Электронные физкультминутки, упражнения для глаз:презентации с песнями, с музыкой «делай с нами», «повторяй за нами» повышают эмоциональный настрой учащихся, сохраняют зрение.

Flash-тесты. Выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем помогает своевременно корректировать учебный процесс, находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Например, для проверки и закрепления знаний по теме: «Заглавная буква».
При изучении чисел от 1 до 10 в урок включаются развивающие мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Арифметика-малышка». В мультипликационной программе много прекрасных детских стихов и считалок, которые легко запоминаются, тетушка Сова знакомит ребят с цифрами, простыми арифметическими действиями и понятиями. Рассказать о каждой цифре так, как этого заслуживает ребенок, то есть интересно, чтобы
это могло его удивить, и в то же время, доступно – к этому стремились создатели программы.

Результатами работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты – это качество знаний учащихся, итоги участия в предметных олимпиадах, викторинах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности обучающихся.

2020 г.

Пирогов Константин

Мамаев Николай

Вохминцев Александр

Всероссийская олимпиада для детей с ОВЗ «Увлекательная математика»

1 место

1 место

2 место

2021 г.

Кузнецова Ульяна

Вохминцев Александр

Всероссийская блиц-олимпиада «Животные России»

Международная интернет-олимпиада по математике «Солнечный свет»

1 место

1 место

2022г.

Демакова Анастасия

Всероссийская викторина для младших школьников «Буквы и звуки русского языка»

1 место

Система работы с ИКТ позволяет отслеживать развитие уровня познавательной активности у учащихся по каждому предмету и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. По результатам анкетирования обучающихся 4 класса «Какие предметы вам больше нравятся с применением ИКТ?» составлена следующая таблица:

Предмет

%

Математика

13

Русский

12

Чтение

17

Мир природы и человека

16

Речевая практика

13

Изобразительное искусство

14

Технология

15

Можно обратить внимание, что проведение рефлексии проходит более успешно на тех уроках, где применяется ИКТ (без использования ИКТ-40 %, с использование ИКТ-65 %). Так как успешность учащегося в начальной школе напрямую связанно с его мотивацией, это говорит о том, что использование ИКТ на уроке дает положительную динамику.

Таким образом, анализ уроков с применением информационно-коммуникационных технологий показал, что новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения, создают  условия для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка....

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....

Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.

Применение информационных технологий для коррекции и активизации  познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ  на уроках в начальной школе....

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...