Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
учебно-методический материал
Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Быкова Е.И учитель начальных классов
МБОУ "Школа № 103" г.о. Самара
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
А В.А.Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игрa не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рaционально их дополняет.
К нaчалу млaдшего школьного возраста игровaя деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Этому способствуют игровые технологии.
Использование в учебном процессе игр и разных заданий, создaние на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Дидактическая игра способствует активизации познавательной активности, психических процессов, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к урокам. Выход нашёлся сам собой - игровые технологии.
На уроках по русскому языку.
1. «Узнай орфограмму» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Закрепить знание изученных орфограмм.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На карточках записаны девять слов. Например:
1-ая карточка: дома, ложка, поля, ручьи, озёра, резкий, воробьи, дубки, семья.
2-ая карточка: сорока, холмы,склад,столб, ворона, лесник, гриб, воробей, листок.
Карточка 1 | Карточка 2 | ||||
дома | семья | дубки | сорока | склад | листок |
поля | ручьи | резкий | ворона | столб | лесник |
озёра | воробьи | ложка | воробей | гриб | холмы |
Для усложнения задания последние строчки даны, чтобы ученик самостоятельно дописал по одному слову на предложенную орфограмму.
2."Цветовод".
Цель: Закрепить знание изученных орфограмм.
На доске вывешиваются серединки от цветок, в которых размещены безударные гласные или парные согласные. Ученики получают карточки, из которых они и будут собирать цветок. Необходимо разместить карточку к той букве, которая пропущена в данном слове. После того, как дети соберут цветок, они обязательно называют правило, которым они воспользовались.
Например: Ч..родей, тр..вка, хр..брец, покр..снел, ст..рик, т..йник, в..ренье.
3. "Условный знак".
Цель: закреплять умение различать пристаки и предлоги.
На карточках написаны слова, в которых необходимо указать приставку или предлог. Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, — знак "—". ( или можно выбрать другие условные знаки)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
(За)бежал, (за)домом, (с)дерева, (по)подушке, (по)ходил, (по)комнате, (в)небе, (по)летел, (у)бежал, (у)реки.
4. Орфографическое домино.
Цель: закрепление знаний орфографических правил.
Для этой игры готовятся карточки, которые разрезаются по горизонтальным линиям. Слева на каждой карточке написаны названия орфограмм - ответы, а справа вопрос и слова - примеры на одну из орфограмм. Первым начинает игру учитель или ученик с карточки без ответа. Он задаёт вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдёт правильный ответ, читает его и задаёт свой вопрос и т.д. Орфографическое домино формирует у школьников умение обнаруживать орфограммы на слух и помогает запоминать названия орфограмм. Данный вид игры начинаю проводить со 2 класса. Приложение 1
5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Сначало предложить более простые соединения, а затем - сложные. Приложение 2.
6. "Мячик-согласователъ"
Цель: закреплять умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные, развивать внимание, быстроту мыслительных операций, речь.
Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Зелёный, конфета". Ученик, поймав мяч, правильно произносит словосочетание, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю.
Например по теме “Согласование существительных и прилагательных; летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; легкое, ветерок; колючая, ежик; синий, небо; весенний, облако; поздний, осень; ранний, утро; могучий, небо.
"Мячик-разделитель"
Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.
Например: Кош-ка, Оля, стуль-чик, во-ро-бей, яма, мель-ни-ца, иней.
7. "Помоги Незнайке".
Цель: упражнять в умении различать части речи.
На доску вывешиваются 3 корзины: 1 - имя существительное, 2- имя прилагательное, 3- глагол. Ученикам выдаются конфеты, на которых написаны слова разных частей речи. Необходимо разложить конфеты по корзинам, в зависимости от частей речи.
8. Игра «БОУЛИНГ»
Цель: закрепить умение правильно определять падежные окончания имён существительных.
На доске помещаются кегли с буквами Е и И. Обучающиеся получают мячи для боулинга, на которых написаны словосочетания. Необходимо расположить мячи рядом с кеглями, на которых написано правильное падежное окончание.
Например:
Е: лететь на самолет…, рассказ об агроном…, на детской площадк..., мечтать о богатств…, появился на горизонт…, ехать в машин..., лежать в качалк...,
И: жить по совест…, , , отметить в тетрад..., выехать из деревн..., связать для куколк..., стоять около дорог..., играть на площад..., светло от вспышк...
Таким образом, дидактическая игра – это не только средство активизации познавательной активности обучающихся, но и целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Приложение 1.
Что такое орфограмма? | |
Орфограмма - правило написания слов. | Какая орфограмма в словах? Лыжи, шило, шина, живот |
Гласные после шипящих Жи-ши пиши с буквой и | Какая орфограмма в словах? Чаща, роща, чайник, дача, щавель |
Гласные после шипящих Ча-ща пиши с буквой а | Какая орфограмма в словах? Ласточка, птенчик, речная, овощной. |
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, ЧТ | Какая орфограмма в словах? Корней Иванович Чуковский Собака Дружок, кошка Мурка, телёнок Милка |
Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных | Какая орфограмма в словах? Щука, чудо,чулки, чудеса |
Гласные после шипящих Чу-щу пиши с буквой у | Какая орфограмма в словах? Зерно, слова, кольцо, весло, далёкий |
Безударные гласные в корне слова | Какая орфограмма в словах? Письмо, пень, деньки |
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных | Какая орфограмма в словах? Листья, деревья, вьюга, варенье |
Разделительный мягкий знак | Какая орфограмма в словах? Съезд, съедобный, подъём, съёмка |
Разделительный твёрдый знак | Какая орфограмма в словах? Гриб, шалаш, утюг, этаж |
Парные согласные на конце слова | Какая орфограмма в словах? Резкий, рыбка, ложка, загадка |
Парные согласные в середине слова | Какая орфограмма в словах? Группа, суббота, русский, килограмм |
Двойные согласные | Какая орфограмма в словах? Солнце, здравствуй, сердце, чувство |
Непроизносимые согласные в корне слова | Какая орфограмма в словах? Не улетел, не рвать, не играй |
Частица НЕ с глаголами | Какая орфограмма в словах? Река Волга, город Котлас, улица Мира, озеро Байкал |
Заглавная буква в географических названиях | Какая орфограмма в словах? У окна, над книгой, возле дома, перед школой |
Правописание предлогов | Какая орфограмма в словах? Помощь, дочь, полночь, вещь, мышь |
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода | Какая орфограмма в словах? К дяде, от Казани, к осине, на кровати |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Какая орфограмма в словах? Проводим, колем, дышит, вертим, мыслит, служим |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | Какая орфограмма в словах? Решаешь, чинишь, лежишь, дышишь |
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени |
Приложение 2
1.ба + рок - ок + а + бан=___________________________
2. куртка - тка +ица=____________________________
3. мы - ы + и + шка=____________________________
4. весна - на + ёлка - ка + ый=_______________________
5. квант - нт + драть - ь + ный=_______________________________
6. сосна - на + ка=_________________________
7. мок - к + ром - м + з=____________________________
8. живот - вот + д + кость_________________________________
9. кабан - ан + лук =______________________
10.ква + рак - ак + тира=_______________
11.кот + ёлка - ка=______________________
12.кар + то + фельдшер - дшер=______________________________
13.часть - ь + ушко - о + а=____________________________
14.чёрный - ый + о + слива - а=__________________________
15.чистый - ый + о + тело - о=___________________________
16. лак - к + м + па=_______________________
17. ум - м + лит + ка=_________________________
18.арк - к + бук - к +з=__________________________
19.снеп - п + гор - р + вик=_______________
1. ум + (нож + ели - ли) + ние=_______________________________
2. (просо - со) + (каприз - карп) + ведение=_______________________
3. (наш - ш) + (рост - ст) + (дом - ом)=____________________
4. (репа - па) + (бязь - зь) + (так - к)=________________________
5. (девиз - из) + (очки - и) + а=_____________________________
6.(ток - к) + (Варя - я) + (икс - к - с) + (щит - ит)=_____________________
7. (соль - ь) + ( дама - ма) + (тук - у - к)=______________________
8. (моль - ь) + (один - ин) + е + (цыц - ы - ц)=________________________
9. сани - и + (тигр - гр) + (смета - с)- а + р=__________________________
10. (вена - на) + (решето - ше - о) + е + но=__________________________
Список литературы
Интернет ресурсы
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/12/01/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-cherez-didakticheskie
- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00401744_0.htmlИнтнрнет ресурсы.
- https://infourok.ru/didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki-726495.html
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_matiematiki_dlia_1_4_klassov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927735-1495820397.jpg)
"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках"
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-467227-1406997825.jpg)
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-161661-1355329050.jpg)
Применение игровой технологии как средство активизации познавательной деятельности
Применение игровой технологии на уроках в начальной школе. Краткое описание игр и игровых приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-952449-1520926595.jpg)
Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-224065-1365519735.jpg)
«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»
В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...