Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
учебно-методический материал

Быкова Екатерина Ивановна

Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быкова Е.И учитель начальных классов

МБОУ "Школа № 103" г.о. Самара

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

А В.А.Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игрa  не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рaционально их дополняет.

К нaчалу млaдшего школьного возраста игровaя деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к  учебной. Этому способствуют игровые технологии.

Использование в учебном процессе игр и разных заданий, создaние на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

 Дидактическая игра  способствует активизации познавательной активности, психических процессов, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.  

        На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к урокам. Выход нашёлся сам собой - игровые технологии.

        

На уроках по русскому языку.

         1. «Узнай орфограмму» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Закрепить знание изученных орфограмм.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На  карточках записаны девять слов. Например:

1-ая карточка:  дома, ложка, поля, ручьи, озёра, резкий, воробьи, дубки, семья.

2-ая карточка:  сорока, холмы,склад,столб, ворона, лесник, гриб, воробей, листок.

 Карточка 1

Карточка 2

дома

семья

дубки

сорока

склад

листок

поля

ручьи

резкий

ворона

столб

лесник

озёра

воробьи

ложка

воробей

гриб

холмы

        Для усложнения задания последние строчки даны, чтобы ученик самостоятельно дописал по одному слову на предложенную орфограмму.

        2."Цветовод". 

Цель: Закрепить знание изученных орфограмм.

        На доске вывешиваются серединки от цветок, в которых размещены безударные гласные или парные согласные. Ученики получают карточки, из которых они и будут собирать цветок. Необходимо разместить карточку к той букве, которая пропущена в данном слове. После того, как дети соберут цветок, они обязательно  называют правило, которым они воспользовались.

Например: Ч..родей, тр..вка, хр..брец, покр..снел, ст..рик, т..йник, в..ренье.

        

        3. "Условный знак".

Цель: закреплять умение различать пристаки и предлоги.

        На карточках написаны слова, в которых необходимо указать приставку или предлог. Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, — знак "—". ( или можно выбрать другие условные знаки)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

        (За)бежал, (за)домом, (с)дерева, (по)подушке, (по)ходил, (по)комнате, (в)небе, (по)летел, (у)бежал, (у)реки.

        

4. Орфографическое  домино.

Цель: закрепление знаний орфографических правил.

        Для этой игры готовятся карточки, которые разрезаются по горизонтальным линиям. Слева на каждой карточке написаны названия орфограмм - ответы, а справа вопрос и слова - примеры на одну из орфограмм. Первым начинает игру учитель или ученик с карточки без ответа. Он задаёт вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдёт правильный ответ, читает его и задаёт свой вопрос и т.д. Орфографическое домино формирует у школьников умение обнаруживать орфограммы на слух и помогает запоминать названия орфограмм.  Данный вид игры начинаю проводить со 2 класса. Приложение 1

5. «Математическая грамматика».

        Ребёнок должен при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Сначало предложить более простые соединения, а затем - сложные. Приложение 2.

6. "Мячик-согласователъ"

        Цель: закреплять умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные, развивать  внимание, быстроту мыслительных операций, речь.

        Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Зелёный, конфета". Ученик, поймав мяч, правильно произносит словосочетание, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю.  

        Например по теме “Согласование существительных и прилагательных; летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; легкое, ветерок;  колючая, ежик; синий, небо; весенний, облако; поздний, осень; ранний, утро; могучий, небо.

 "Мячик-разделитель"

        Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.

        Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.

Например: Кош-ка, Оля, стуль-чик, во-ро-бей, яма, мель-ни-ца, иней.

7. "Помоги Незнайке".

        Цель: упражнять в умении различать части речи.

        На доску вывешиваются 3 корзины: 1 - имя существительное, 2- имя прилагательное, 3- глагол. Ученикам выдаются конфеты, на которых написаны слова разных частей речи. Необходимо разложить конфеты по корзинам, в зависимости от частей речи.

8. Игра «БОУЛИНГ»

        Цель:  закрепить умение правильно определять падежные окончания имён существительных.

      На доске помещаются кегли с буквами Е и И. Обучающиеся получают мячи для боулинга, на которых написаны словосочетания. Необходимо расположить мячи рядом с кеглями, на которых написано правильное падежное окончание.

Например:

        Е: лететь на самолет…, рассказ об агроном…, на детской площадк..., мечтать о богатств…, появился на горизонт…, ехать в машин..., лежать в качалк...,

        И: жить по совест…, , , отметить в тетрад..., выехать из деревн..., связать  для  куколк..., стоять около дорог..., играть на площад..., светло от вспышк...

Таким образом, дидактическая игра – это не только средство активизации познавательной активности обучающихся, но и  целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Приложение 1.

Что такое орфограмма?

Орфограмма - правило написания слов.

Какая орфограмма в словах?

Лыжи, шило, шина, живот

Гласные после шипящих  

Жи-ши пиши с буквой и

Какая орфограмма в словах?

Чаща, роща, чайник, дача, щавель

Гласные после шипящих  

Ча-ща пиши с буквой а

Какая орфограмма в словах?

 Ласточка, птенчик, речная, овощной.

Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, ЧТ

Какая орфограмма в словах?

Корней Иванович Чуковский

Собака Дружок, кошка Мурка, телёнок Милка

Заглавная буква  в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных

Какая орфограмма в словах?

Щука, чудо,чулки, чудеса

Гласные после шипящих

Чу-щу пиши с буквой у

Какая орфограмма в словах?

Зерно, слова, кольцо, весло, далёкий

Безударные гласные в корне слова

Какая орфограмма в словах?

Письмо, пень, деньки

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных

Какая орфограмма в словах?

Листья, деревья, вьюга, варенье

Разделительный мягкий знак

Какая орфограмма в словах?

Съезд, съедобный, подъём, съёмка

Разделительный твёрдый  знак

Какая орфограмма в словах?

Гриб, шалаш, утюг, этаж

Парные согласные на конце слова

Какая орфограмма в словах?

Резкий, рыбка, ложка, загадка

Парные согласные в середине слова

Какая орфограмма в словах?

Группа, суббота, русский, килограмм

Двойные   согласные

Какая орфограмма в словах?

Солнце, здравствуй, сердце, чувство

Непроизносимые  согласные в корне слова

Какая орфограмма в словах?

Не  улетел, не  рвать, не  играй

Частица  НЕ  с глаголами

Какая орфограмма в словах?

Река Волга, город Котлас, улица Мира,

озеро Байкал

Заглавная буква в географических названиях

Какая орфограмма в словах?

У  окна, над  книгой, возле  дома, перед  школой

Правописание предлогов

Какая орфограмма в словах?

Помощь, дочь, полночь, вещь, мышь

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода

Какая орфограмма в словах?

К  дяде, от  Казани, к  осине, на  кровати

Правописание  безударных падежных окончаний имён существительных

Какая орфограмма в словах?

Проводим, колем, дышит, вертим, мыслит, служим

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Какая орфограмма в словах?

Решаешь, чинишь, лежишь, дышишь

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени


Приложение 2

1.ба + рок - ок + а + бан=___________________________
2. куртка - тка +ица=____________________________

3. мы - ы + и + шка=____________________________
4. весна - на + ёлка - ка + ый=_______________________
5. квант - нт + драть - ь + ный=_______________________________
6. сосна - на + ка=_________________________
7. мок - к + ром - м + з=____________________________
8.  живот - вот + д + кость_________________________________

9. кабан - ан + лук =______________________

10.ква + рак - ак + тира=_______________

11.кот + ёлка - ка=______________________

12.кар + то + фельдшер - дшер=______________________________

13.часть - ь + ушко - о + а=____________________________

14.чёрный - ый + о + слива - а=__________________________

15.чистый - ый + о + тело - о=___________________________

16. лак - к + м + па=_______________________

17. ум - м + лит + ка=_________________________

18.арк - к + бук - к +з=__________________________

19.снеп - п + гор - р + вик=_______________

1. ум + (нож + ели - ли) + ние=_______________________________

2. (просо - со) + (каприз - карп) + ведение=_______________________

3. (наш - ш) + (рост - ст) + (дом - ом)=____________________

4. (репа - па) + (бязь - зь) + (так - к)=________________________

5. (девиз - из) + (очки - и) + а=_____________________________

6.(ток - к) + (Варя - я) + (икс - к - с) + (щит - ит)=_____________________

7. (соль - ь) + ( дама - ма) + (тук - у - к)=______________________

8. (моль - ь) + (один - ин) + е + (цыц - ы - ц)=________________________

9. сани - и + (тигр - гр) + (смета - с)- а + р=__________________________

10. (вена - на) + (решето - ше - о) + е + но=__________________________

Список литературы

Интернет  ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках"

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажи...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....

Применение игровой технологии как средство активизации познавательной деятельности

Применение игровой технологии на уроках в начальной школе. Краткое описание игр и игровых приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся....

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...