Применение игровой технологии как средство активизации познавательной деятельности
статья

Душенькина Юлия Викторовна

Применение игровой технологии на уроках в начальной школе. Краткое описание игр и игровых приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

 МБОУ «Образовательный центр №1» Душенькиной Ю.В.

                                                    2021 г.

 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, способствует формированию информационно-коммуникативных навыков учащихся.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.

Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровая технология относится к активным формам обучения, которые стимулируют познавательный интерес обучающегося. Таким образом, элементы игровой деятельности возможно использовать на любом этапе урока. Так, например, на уроках окружающего мира - «Конкурс вопросов». Обучающиеся, выполняя домашнее задание, готовят вопросы и ответы на них для одноклассников. Оцениваются, как правильные ответы, так и самый сложный вопрос.  Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. По математике целесообразно использовать такие игры, как «Математическое домино», «Магические квадраты», «Шифровальщик». На уроках обучения грамоте «Живые слова», «Доскажи словечко». На уроках русского языка – игры со словами, пантомимы.

На этапе объяснения нового материала проводятся обучающие игры. Основные дидактические цели игровых уроков: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

На уроках русского языка, окружающего мира проводятся командные игры КВН, на литературном чтении викторина «Там на неведомых дорожках», игра «Диафильм» (раскадровка сценария – деление текста на части, инсценировка). Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. На уроках математики, например, «Путешествие в космос», где учащиеся выполняют вычисления, задачи-расчёты, чтобы пройти испытания.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Таким образом, игра активизирует познавательную деятельность, связана с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов, так как во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Библиография

1. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

3. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках"

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажи...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка....

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...