Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс)

Сафронова Татьяна Валерьевна

  В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства в коррекционной школе, относятся игровые технологии.  Игра - это истественная для ребенки и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и легко его взять.

В этой статье делюсь опытом использования игровых приемов на уроках изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_izo.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

« Игровых технологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта  на уроках изобразительной деятельности»

ГБОУ «С(К)ОШИ №2»

Сафронова Т.В.

выступление на м/о

учителей начальных классов

Основным главным условием активизации познавательной деятельности обучающихся является содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности пробудить интерес учащихся к изучаемому материалу и поддержать его как можно дольше.

В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм  младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся игровые технологии.

Игровые  технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.   В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры, является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Сегодня, я бы хотела рассмотреть применение игровых технологий на уроках ручного труда и  изобразительной деятельности.

Применение игровых технологий на уроках ручного труда и  изобразительного искусства

Преподавание предметов ручного труда и изобразительного искусства в коррекционной школе невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых  у обучающихся формируются конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения обучающимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение знаний становится легче, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

I.  Игры и упражнения на выполнение изображений

из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, обучающиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

  1. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image59.gif 2. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image60.gif 3. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image61.gif 4. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image62.gif 5. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image63.gif
  1. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image64.gif 7. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image65.gif 8. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image66.gif 9. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image67.gif

     10. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/and/sekret/image68.gif

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

4. Дополните изображение. Нитепечатанием обучающиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Упражнение на логическое мышление.

6. Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях русского орнамента.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

II. Игры и упражнения по цветоведению

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета. Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

    5. Шифровки. ( применяются в 4 классе)

Основные цвета.

  1. К а н й р с ы                   2. Ж л ы е т й         3. С н й  и и

Спектр цветов.

  1. К а н й    2. О а ж в й   3. Ж л ы     4. З л н й     5. Г л б й   6. С н й    7. Ф о е о ы

             р с ы             р н е ы       е т й             е с ы            о у о           и и            и л т в й

         6. Следующая игра может быть использована педагогом, как в индивидуальной, так и в коллективной форме тоже для закрепления материала. На доске книжка-раскладушка, состоящая из трех страниц. На каждой изображены берлоги, раскрашенные в различные цвета теплой, холодной гаммы. В руках у учителя или ученика фигурки медвежат, в тех же цветовых гаммах, что и берлоги. Учитель прежде, чем приступить к самой игре, вместе вспоминают цвета теплые, холодные и контрастные. Затем предлагается задание.

"Мы Мишки-плутишки (показывая детям фигурки медвежат)
Целый день играли,
И совсем устали.
Уложи нас спать в берлоги,
Ох. устали лапы-ноги,
Но клади нас спать молю,
Только в комнатку свою".

Учитель дает задание - положить медвежат раскрашенных в одной гамме в такие же берлоги. Затем, усложняя задание, предлагает разложить по контрастным цветам.

http://festival.1september.ru/articles/525313/img2.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках"

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажи...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная статья содержит игровые технологии, которые можно активно использовать на уроках русского языка....

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

В данной работе представлено описание инновационного педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты повышения эффективности урока с ИКТ. Определены пути активизации познавательной деятельности обуч...