Главные вкладки

    Развитие связной речи у младших школьников
    статья по логопедии (1 класс) по теме

    Осепенкова Анастасия Андреевна

    Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблема развития связной речи находится в центре внимания методической науки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_mladshikh_shkolnikov.docx16.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи у младших школьников

         Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
    Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.                                                              
           Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

          Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л.Рубинштейна, Н.А.Головань, Т.А.Власовой, Л.С.Выготского, В.П.Глухова, Н.И.Жинкина, А.Г.Зикеева, Н.В.Серебряковой, Е.С.Слепович и многих других.

    Цель и задачи развитие связной речи младших школьников состоит:

    1. Воспитание культуры общения. 
    2. Обучение умению планировать свое высказывание.
    3. Развитие устной речи творческого воображения, понимание художественной речи.

         Таким образом, основная задача работы по развитию связной речи - свободное и правильно выражать свои мысли в устной письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать чужое высказывание и создавать свое собственное.
         Критерий развития речи - это обогащение активной лексики детей, обучение школьника умению использовать на практике полученные теоретические знания. То есть, увеличить объем высказываний, развивать умение планировать свое с высказывание, совершенствовать связную монологическую речь, приближаясь к нормам литературного произношения.

    Вопрос о развитии связной речи у младших школьников - это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи необходимо отметить, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у детей с ОНР. Для того, чтобы обучение в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения связного речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с ОНР, т.е. на их успешное обучение в школе.

    Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у младших школьников.

    Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений направленных на развитие связной речи младших школьников.

    Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность.

    В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:

    1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).

    2. Составь из слов два предложения.

    Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

    3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

    Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

    Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

    4. Прочитай. Составь из слов два предложения.

    На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

    Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?

    Почему?

    6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

    Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

    1. Прочитай текст.

    Подруги.

    Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

    Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

    2. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".

    3. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

    Есть, театр, в Москве, удивительный.

    На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.

    Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.

    Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

    4. Прочитай начало сказки.

    В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

    Однажды к мастеру пришел... .

    Придумай продолжение сказки.

    5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.

    6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

    Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

    7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

    Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.

    Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.

    Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и методы направленные на развитие связной речи младших школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

    Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

    «Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

    Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

    Развитие связной речи у младших школьников. Рекомендации родителям.

    p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif; f...

    Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

    Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

    Статья "Развитие связной речи у младших школьников"

    Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением структурных единиц (вступление, основное содержание, заключен...