Развитие мотивационной основы связного говорения
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Опираясь на положение о том, что роль мотивации в деятельности человека не сводится к функции «запуска», активации, т.е. некого психологического побудителя речи: мотив опосредствует результаты деятельности на всех ее уровнях, влияет на операционную структуру деятельности, на количественные и качественные ее показатели, можно выделить две группы мотивов:
- мотивы, направленные на оформления высказываний в «лингвистическом плане»;
- мотивы, направленные на оформление речи в «нелингвистическом плане».
Для активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания я использую следующие приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Игры на установление правильного расположения картинок
Одной серии с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:
А) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;
Б) восстановить заданный порядок картинок – событий по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти;
В) найти место «пропавшей» картинки в ряду других. Вариантом этого приёма является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
Г) найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает «соревновательные мотивы»: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
Д) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой происходящих на них событий;
Е) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так наименование действий;
Ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности будущего рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
З) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок.
2. Игры эвристического характера направлены на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок:
А) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
Б) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие их двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды более близких ситуаций: «ловят рыбу» - «случай на реке»;
Г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
Д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания) и т.д.
3. Игры на «воображение» связанны с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно. Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие. Можно использовать игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной для всех детей, имеющих какие бы то ни было речевые нарушения, поскольку требует соотнесения предметных изображений с паралингвистическими (поза, жест, мимика) и с языковыми средствами языка. Она развивает у учащихся с ОНР естественный переход от предметно-образного кода внутренней речи к коду натурального языка.
4. Игры с «семантические абсурды», когда школьникам предлагается найти соответствие между текстом и иллюстрацией к нему: найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор поисковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5.Ассоциативные игры, цель которых – актуализация процесса отбора слова из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребёнка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может производится как на изолированных словах, так и на словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
- любого слова к заданному слову: свежая (газета, рубашка, почта, новость и т.д.);
- слова (слов) близкого по смыслу к заданному (подбор синонимов);
- слова (слов) противоположного значения (подбор антонимов);
- слов объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «кто что потерял» и т.д.);
- слов относящихся к одной лексико – грамматической группе (слов – предметов, слов – действий, слов – качеств);
- слов для адекватного завершения смысла высказываний («Витя закинул удочку и вытащил …» (окуня, червя, консервную банку и т.д.);
- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – рассмеялся – захохотал).
6. Чтение как специальный прием, создающий базу для интереса к разным типам связного сообщения: сказка, рассказ, стих. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному тексту.
Развитие мотивационной основы связной речи предполагает хорошее знание логопедом ведущих мотивов, свойственных как всем ученикам группы, так и каждому ученику в отдельности, поэтому форма подачи материала и организация игровой деятельности может быть любой, в зависимости от контингента обучающихся детей с ОНР и от выдумки и фантазии логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-128294-1679155152.jpg)
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-277026-1375194621.jpg)
Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики
Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-335422-1418847906.jpg)
Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-335422-1418847906.jpg)
Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-429849-1430222694.jpg)
Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса
В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-276237-1381827850.jpg)
тексты для развития навыков чтения и говорения 2-3 класс
Материал содержит небольшие по объему тексты для чтения по разным темам, список слов для заучивания и вопросы по основному содержанию текстов, позволяющие развивать навыки чтения про себя, чтения вслу...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/22/picture-1424015-1713805401.jpg)
«Создание мотивационной основы как необходимое условие формирования личностных УУД на уроках русского языка»
Составление плана практического этапа исследования по направлению ВКР...