Воскреска - ступенька в первый класс
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

В нашей школе организация работы с будущими первоклассниками начинается с выявления детей 6-7-летнего возраста. Учителя обходят участки и выявляют детей, которые должны пойти в школу. Кроме этого ведется работа по программе развития и сотрудничества с детским садом, цель которой – формирование социально-адаптированной личности в процессе создания и совершенствования гуманистической модели учреждения образования.

         Специфика нашего города такова, что не все дети имеют детсадовскую подготовку, очень много будущих первоклассников не посещали детский сад. Учитывая это, мы ставим основной целью нашей школы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voskreska_-_eto_interesno.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107»

«Утверждена»

на МО учителей начальных классов

пр.№____от ________________

Программа

«Филиппок 107»

Программа рассчитана на будущих первоклассников

Спиридонова Филия Аглямовна

учитель начальных классов,

учитель – логопед.

Пермь 2011-2015

                                             Программа «Филиппок 107»

(программа подготовки будущих первоклассников

Объяснительная записка

        Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. В частности, как правильно подготовить ребенка к школе.

        Известный психолог Д.Б. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».

        Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего:

  • Доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
  • Преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);
  • Анатомические и физиологические особенности;
  • Приоритетное место в жизни младших школьников наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;
  • Необходимость успешности ююбой деятельности;
  • Снижение интереса, отрицательное к ней отношение, если она не дает желаемого результата.

Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами в развитии ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в дошкольном периоде. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком», - считает Л.С. Выготский. Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием.

        В нашей школе организация работы с будущими первоклассниками начинается с выявления детей 6-7-летнего возраста. Учителя обходят участки и выявляют детей, которые должны пойти в школу. Кроме этого ведется работа по программе развития и сотрудничества с детским садом, цель которой – формирование социально-адаптированной личности в процессе создания и совершенствования гуманистической модели учреждения образования.

        Специфика нашего города такова, что не все дети имеют детсадовскую подготовку, очень много будущих первоклассников не посещали детский сад. Учитывая это, мы ставим основной целью нашей школы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию.

        Определяя важность и значимость «Школы будущего первоклассника», мы выделяем следующие задачи:

  • Создание атмосферы психологической комфортности;
  • Увеличение объема внимания и памяти;
  • Развитие любознательности и стремления к расширению знаний;
  • Развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
  • Развитие инициативности, самостоятельности, активности;
  • Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.

Дошкольник нуждается в развитии, а не в преждевременных знаниях, поэтому надо осмысленно подходить к его проблемам и потребностям, учитывая его психологические особенности, а не только умственные возможности. Важно помнить, что для развития дошкольника незаменимой является полноценная игра, творческая предметно-практическая деятельность. Для будущих первоклассников интересными и занимательными могут быть следующие занятия:

- математика

- развитие речи

- ручной труд

- подготовка руки к письму

- рисование, конструирование, лепка, аппликация

- упражнения с дидактическими материалами

- коммуникативный тренинг.

В работе с дошкольниками желательно использовать приемы развивающего обучения, такие, как:

  • Начало занятий должно быть необычным
  • Не оставлять без внимания ни одного ответа детей
  • На занятии должен царить дух открытий (не сообщать детям ничего в готовом виде)
  • Помнить о развитии речи во всех видах деятельности
  • Поддерживать ощущение успешности.

  За детьми ведут наблюдения учитель и логопед. Диагностируя стартовые возможности детей, они консультируют родителей, дают рекомендации и советы, на что им следует обратить внимание в развитии ребенка.

Для родителей проводится родительский всеобуч. Мы предлагаем родителям беседы, игры, рекомендации, тесты, которые могут провести сами родители в домашних условиях для подготовки своего ребенка к школе.

        При создании программы было учтено важное условие. Деятельность детей должна являться игровой по форме, знакомой и привлекательной для ребенка, но учебной по своей направленности. Такая деятельность должна обеспечить детей   новым учебно- игровым опытом и облегчить адаптацию детей в школе

    Задания расположены по степени возрастания сложности. Вся программа разделена на 3 блока: «Уроки творчества», «Веселая грамматика», «Занимательная математика».

Образовательная программа  занятий  по изучению  курса по математике    в

 

рамках воскресной   школы  МАОУ  «СОШ №107»

Обучение проходит 1 раз в неделю по субботам 30 занятий за год.  Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка.

Программа  составлена  для дошкольников (5-6 лет), учитывая их возрастные особенности, где в основном  обучение идет в  виде игры. За основу взяты разделы:

«Количество и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», «Геометрические фигуры», «Графические работы», «Логические задачи».

Одним из важнейших показателей развития ребенка является умение логически мыслить, устанавливать причинно- следственные связи и отношения, логические связи и закономерности между предметами и явлениями, сравнивать по форме, величине, длине, толщине, цвету. Детям будут предложены задания,  где нужно видоизменить геометрические фигуры, нарисовать предметы, заполнить логические таблицы, посчитать заданное количество предметов и записать соответствующую цифру.

В ходе выполнения заданий дети учатся писать письменные цифры и знаки(+,-,=,<,>),

Решать примеры, задачи и числовые цепочки в пределах первого десятка, знакомятся с порядковым счетом, выполняют графические задания. Знакомятся с понятиями: внутри, снаружи, центр, одинаковое и противоположное направление.

Малыши выделяют цифры среди групп знаков и букв, соотносят число, цифру с количеством предметов. Соединяя последовательно  точки  линиями, дети рисуют различные предметы, ориентируясь на образец, срисовывают или дорисовывают заданный предмет. Дети учатся ориентироваться по схеме, по плану, на листе с клетчатой разлиновкой (выполняют графические диктанты).

У детей формируются пространственные представления при выполнении заданий с геометрическими фигурами. Знакомятся с понятиями:  точка, прямая линия, кривая,  луч,
отрезок, ломаная линия; треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник.

При помощи линейки дети учатся чертить отрезки, геометрические фигуры, измерять длину отрезков, длины сторон фигур, высоту и длину различных фигур.

Программа создана на основе существующих по подготовке дошкольников и переработана учителем для лучшего восприятия материала школьной программы 1 класса общеобразовательной программы.

Цель программы:

 создание условий для всестороннего развития дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых математических представлений, решение  проблемы адаптации к школе.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить:

-Познакомить с основами математики;

-приемам сравнения, увеличения, уменьшения;

-терминологиям, употребляемыми в математике;

 -соотносить числа и предметы; научить писать цифры;

- дать понятие о временах года;

- изучить состав чисел в пределах 10;

- дать понятие о геометрических фигурах;

- научить решать логические задачи;

-  учить находить ошибки;

-пользоваться схемами;

-свободно ориентироваться в клеточном пространстве;

Развивающие:

- укрепление мелкой моторики рук;

- учить наблюдательности;

- развитие пространственной ориентации;

-способность восприятия цвета, формы, размера;

Воспитывающие:

Воспитать:

-интерес к предмету;

- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца;

- умение доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Принципы построения программы:

Комплексность и последовательность:

От простого к сложному.

Системность:

-полученные знания и навыки учащиеся применяют на практике, верно оформляя в тетради в клетку;

Наглядность:

Обучение ведется на образцах, показом на доске, на экране;

Адаптивность:

-в программе учитываются особенности возраста, личностные особенности учащихся;

А так же в рамках одной темы детям могут предлагаться различные по степени и сложности задания;

Вариативность:

- следуя принципам построения данной программы учитель имеет право осуществлять замену отдельных тем или менять их местами, вводить другие задания.

Темы занятий.

  1. Ориентировка в пространстве. Строка, столбик клеток. Центр клетки, углы клетки.
  2. Времена года. Осень Сравнение предметов. Графические работы.
  3. С равнение предметов по размерам (большой, маленький, одинакового размера).
  4. Ориентировка в пространстве и на плоскости. Графические работы.
  5. Число и цифра 1. Срисовывание по клеточкам.
  6. Один, много. Графические работы. Тестовые задания.
  7. Число и цифра 2. Пара. Первый, второй. Графические работы.
  8. Связь цифры с количеством предметов. Знаки +,-.
  9. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Круг.
  10. Число и цифра 3. Первый, второй, третий.
  11. Высокий, низкий. Треугольник. Состав числа 3. Тестовые задания.
  12. Ориентировка в пространстве. Сравнение групп предметов.
  13. Нахождение закономерности и продолжение ряда. Число и цифра 4.
  14. Времена года. Зима. Порядковый счет. Знаки<,>.
  15. Состав числа 4. Счет предметов. Графические задачи.
  16. Квадрат. Сравнение предметов по величине. Решение примеров.
  17. Установление логических связей между предметами. Число и цифра 5.
  18. Длинный, короткий. Соотнесение количества предметов.
  19.  Состав числа 5. Сравнение чисел. Тестовые задания.
  20. Решение примеров в пределах 5. Сравнение чисел.
  21. Логическая таблица. Число и цифра 6. Графические задания.
  22. Число и цифра 7. Состав числа 7. Прямоугольник.
  23. Число и цифра 8. Состав числа 8. Квадрат. Тестовые задания.
  24. Решение примеров с числами 6,7,8. Сравнение чисел. Сравнение по росту.
  25. Последующее число, предыдущее. Нахождение закономерностей.
  26. Число и цифра 9. Состав числа 9. Времена года. Графический диктант.
  27. Соотнесение цифры с количеством предметов. Овал. Графический диктант.
  28. Самостоятельное решение примеров на сложение и вычитание.
  29. Число и цифра 10. Состав числа 10. Времена года. Порядковый счет.
  30. Выполнение тестовых заданий. Видоизменение геометрических фигур.

Программа рассмотрена на МО учителей начальных классов «СОШ 107»

Литература:

1.К.В. Шевелев «Конспекты занятий по математике с детьми 4-6 лет»,

«Тесты по математике» ( рабочая тетрадь для детей 4-6 лет), «Графические диктанты», «Логика. Сравнение. Счет». « Ювента», Москва 2009г.

2.Л. Г. Петерсон « Раз ступенька. Два ступенька». «Ювента», Москва 2004 г.

3.Е.Ф. Бортникова. «Развиваем математические способности» 1,2 части. Екатеринбург «Литур» 2012г.

Обучающая программа дошкольного  курса «Мозаика  речи» для детей  

( Воскресная школа МАОУ «СОШ 107»)

     

Составлена учителем- логопедом Спиридоновой Филией Аглямовной

Занятия проходят по субботам 1 раз в неделю начиная с октября месяца до конца мая- 30 занятий за учебный год

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой развитие речи и предупреждение ошибок в  чтении и письме в дальнейшей учебе.

Основная цель курса: создание условий для всестороннего развития личности ученика, научного представления об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

-Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

-Развитие наглядно-образного и формирование словесно- логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

-Развитие памяти, внимания. творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

-Формирование приемов умственных  действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

-Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

-Развитие умений действовать со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.;

-Развитие умений говорения и слушания, слушания и чтения;

-Развитие интереса к слову, к собственной речи и к речи окружающих;

-Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи;

-Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словосочетанием, предложением;

-Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

-Воспитание интереса к родному языку;

-трудолюбия, аккуратности, усидчивости;

Пояснительная записка к программе

Дети старшего возраста детского сада в основном уже усваивают и правильно произносят все звуки русского алфавита, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации. Однако в этом возрасте еще встречаются дети не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух. Что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно правильной речи.

На этапе формирования звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми:

-шипящих и свистящих ( ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь );

-звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к);

-звуков л и р, твердых и мягких ( л-ль, р-рь);

Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков помогает детям уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выроботке  тонких  дифферинцированных  движений артикуляционного аппарата, характерных  для различения звуков, и все это является необходимым  условием  для дальнейшего  успешного  обучения.

Подобранные артикуляционная гимнастика, стихотворения тренируют память, вырабатывают чувство ритма. Улучшают дикцию.

Различные упражнения помогут в развитии интеллекта, улучшают координацию движения, повышают динамику артикуляционного аппарата.

Данная программа формирует навыки звукового анализа и развития предпосылок языкового чутья; вырабатывает у детей навык продуктивной учебной деятельности; устраняет фонетико - фонематическую недостаточность, помогает в развитии связной речи; формирует навыки звукового анализа, а затем послогового чтения.

Программа создана на основе существующей специализированной литературы по развитию речи, переработана учителем для лучшего восприятия и одобрена экспертами ЦПП индустриального района.

Тематическое планирование

( лексические темы)

1.Знакомство  с нашими героями.

2. Игрушки.

3. Части тела.

4. Осень.

5. Овощи.

6.Фрукты.

7.Дом. Мебель.

8.Семья. Члены семьи.

9. Рабочие инструменты.

10. Одежда.

11. Головные уборы.

12.Обувь.

13. Зима.

14.Звери. Домашние животные.15. Птицы. Рыбы.

Литература: «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации» М., «Баласс» (2001 г.)

Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева «Программа дошкольного курса разития речи и подготовки к обучению грамоте».

О. И Крупенчук «Стихи для развития речи» Спб. «Литера» 2009г.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «По дороге к азбуке». М. Баласс 2001г.

Приложение

  1. Уроки творчества

    В этот блок мы включили занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук будущих первоклассников, творческого воображения, мышления. На уроках творчества дети работают с разными материалами: бумагой, пластилином, природным материалом, бросовым материалом. Дети знакомятся с некоторыми свойствами материалов, что расширяет их кругозор. Кроме этого дети знакомятся с правилами личной гигиены, учатся аккуратно выполнять работу, воспитывается культура труда.

Задачи, решаемые в этом блоке: развитие речи, мышления, мелкой моторики, ловкости и точности движений, творческого воображения.

Тема занятия

Методы и приемы

1

Угадай, кто я?

Рисование по контуру

2

«Дружная семейка»

Работа с пластилином. Лепка грибов.

3

 Забавные фигурки

Аппликация из геометрических фигур

4

Волшебная шишка

Работа с природным материалом

5

Бумажный комочек

 Изготовление игрушек путем сгибания и склеивания

6

Мы рисуем на пластилине

Работа с пластилином, рисование палочками

7

Мозаика из бумаги

Прием нарывания

8

Дорисовка

Дорисовывание предметов по принципу симметрии

9

Веселые человечки

Изготовление фигурок из проволоки

10

Колечки для птички (оперение птиц)

Сгибание и склеивание бумаги

11

Плоская лепка

Работа с пластилином. Метод примазывания.

12

Оригами

Сгибание  и складывание

                                                Развиваем пальчики

  1. Пальчиковая гимнастика

- веселые пальчики (игры с пальчиками)

- работа с бумагой в технике «Оригами»

- лепка из пластилина

- собирание мозаики

2. Здравствуй, тетрадка

- гигиена письма

- знакомство с тетрадью

- ориентировка в пространстве листа

- графические диктанты

3. Озорной карандашик

- штриховка

- работа с трафаретами

- контур предмета (обведи, соедини по точкам)

- дорисовка (по принципу симметрии)

4. Я – изобретатель (творческие упражнения)

- кляксография

- изображения из простых геометрических форм

- аппликация

- волшебные дорожки

                                               Занятие №1.

Тема: «Угадай, кто я?»

Вид работы: соединить точки для получения рисунка, раскрасить.

Цели: познакомить детей с новым видом работы, расширять кругозор, закреплять знания детей о цирке, развивать воображение, внимание, мелкую моторику пальцев рук, творчество, воспитывать положительные качества характера ребенка, культуру труда.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

2.Вступительная беседа.

Сегодня мы с вами отправимся туда, где живут дрессированные животные, там есть жонглеры, гимнасты и смешные и забавные люди. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о цирке.

- Ребята, вы были когда-нибудь в цирке?

- Кто выступает в цирке? (артисты)

-  Каких артистов вы видели в цирке?

- А  вы любите цирк?

- А кто нас всегда смешит во время представления?

- Как вы думаете, ребята, почему все люди любят клоунов?

- Скажите, дети, а какие клоуны по характеру?

И обязательно у них всегда радостные и улыбающиеся лица. (Учитель показывает рисунки с изображением лиц клоунов)

3. Сообщение темы и целей занятия.

На сегодняшнем занятии мы будем придумывать, рисовать раскрашивать клоунов. Вы будете делать их добрыми, смешными и красивыми.

Для работы вам понадобятся цветные карандаши, ваша фантазия, ваши улыбки и хорошее настроение.

        4. Технология изготовления.

Перед вами лежит белая бумага, на которой нарисован только контур рисунка. Ваша задача – соединить пунктирные линии для получения настоящего рисунка. После этого вы раскрашиваете своего клоуна цветными карандашами, чтобы он получился красивый и веселый. Будьте внимательны: если вы обвели шапочку красным карандашом, значит потом вы должны раскрасить ее тоже красным карандашом. Раскрашивать надо очень аккуратно, не выходя за линии. А в конце занятия вы придумаете своему клоуну имя и познакомите его с нами.

Пока дети работают, играет музыка. Обязательно во время занятия проводится физминутка.

В конце занятия все дети показывают свои работы, придумывают своим клоунам имена и представляют их всем ребятам.

                                              Занятие №2.

Тема: Дружная семейка.

Вид работы: работа с пластилином, лепка грибов.

Цели: Познакомить с разными грибами, расширять кругозор. Развивать речь, мышление, творческие способности, внимание, мелкую моторику пальцев рук при работе с пластилином. Воспитывать любовь к природе, культуру труда.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительная беседа.

- Ребята, вы любите загадки? А вы умеете их отгадывать? Сейчас я проверю, как вы умеете отгадывать загадки?

  • Стоит Антошка на одной ножке.
  • Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет – всяк поклонится.
  • Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, нет под шапкой головы.
  • Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

О чем все эти загадки? Кто из вас собирал грибы? Где они растут? Какие грибы вы знаете? (Учитель показывает картинки с изображением грибов, рассказывает о них)

        3. Сообщение темы и целей.

Сегодня мы с вами отправимся за грибами. Но только не в лес, а в коробочку с пластилином – мы будем лепить грибочки из пластилина.

Для работы вам понадобится пластилин, полянка для грибов и салфетка для рук. (все заранее приготовлено для каждого ребенка)

  1. Технология изготовления.

Посмотрите внимательно: у вас есть  кусочки пластилина разного размера. Из маленького кусочка вы будете лепить ножку гриба, а из большого кусочка надо слепить шляпку для гриба. Вам надо сделать несколько грибочков и посадить их на лесную полянку, чтобы у вас получилась дружная грибная семейка. Далее учитель рассказывает и показывает, как сделать шляпку, ножку и как соединить детали между собой. В конце занятия мы посмотрим, какие замечательные грибочки у вас получились.

Во время работы играет музыка. Обязательно проводится физминутка. В конце занятия учитель показывает работы всех детей.

2.Веселая грамматика.  

     Этот раздел  поможет ребятам получить элементарные представления о звуках, потренировать руку в рисовании и письме, познакомиться с разлиновкой тетради.

Задачи данного раздела: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, речи детей, фонематического слуха, углубление знаний об окружающем мире.

 

Тема занятия

Методы и приемы

1-3

Наши верные друзья

Отгадывание загадок, разучивание стихотворений,  фонетический анализ слов, игры «лев-львица», «куры спят в курятнике», штриховка.

4-5

Путешествие в лес.

Составление рассказов, отгадывание кроссвордов, штриховка, игра «именинница».

6

Мой веселый звонкий мяч

Знакомство с разлиновкой тетради,   письмо элементов букв, составление рассказа.

7-8

Транспорт

Штриховка, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, игра «найди рифму».

9-10

Мои любимые сказки

Составление рассказов, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, штриховка.

11

Во саду ли, в огороде.

Штриховка, разгадывание загадок, разучивание стихотворений.

12

Река широка и глубока.

Письмо элементов букв, составление рассказов, фонетический анализ слов.

Занятие 1

Тема: « Наши братья меньшие »

Цели: учить детей слышать звуки, выделять их в слове, развивать мышление, память, речь учащихся, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

1.Вступительная беседа учителя

Мы сегодня будем говорить о братьях наших меньших.

- скажите, кого так называют?

-какие бывают животные?

- Назовите домашних животных, диких.

-Какие животные живут у вас дома?

2. Отгадывание загадок

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны? (медведь)

Похожий на пони,

Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь-

Упрямец ужасный. (осел)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

 Чисто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (собака)

Какое животное носит горы? (верблюд)

Всех смешит, потому что не спешит

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому? (черепаха)

Молодцы! Вы правильно разгадали загадки.

- Чем домашние животные отличаются от диких?

Расскажите, что вы знаете про медведя

- Где он живет?

Что он любит?

Как проводит зиму?

Как называется его жилище?

Чем покрыто туловище медведя?

Какой окраски у зверя шерсть?

Назовите самое любимое лакомство медведя?

3.Фонетический анализ слова

Произнесите слово «мед» 

Какой первый звук вы слышите?

Произнесите второй звук

Какой звук вы слышите на конце слова?

Попробуем составить это слово с помощью «живых звуков».

Маша – ты первый звук слова мед, произнеси звук. На каком месте ты должна встать?

Паша – ты второй звук в слове, произнеси звук , который ты обозначаешь.

На каком месте нужно встать?

Саша – ты звук, стоящий на конце слова, произнеси его. Каким по счету, ты, встанешь?

Дети выходят к доске составляют схему слова. Каждый ребенок называет свой звук- все остальные повторяют, чтение всего слова по команде учителя.

Назовите еще раз первый звук. Какие еще слова начинаются с этого звука?

4. Физкультминутка

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так. (Дети выполняют движения предложенные учителем)

  1. Штриховка. «Вышивание крестиком» или раскрашивание рисунка (задание по выбору)
  2. физкультминутка.

Наш Мишутка потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Лапы в стороны развел-

Видно меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот

Каплет с лапы сладкий мед:

Кап! Кап! Кап!

  1. Разучивание стихотворения.

Медвежонок

Все говорят,

Что похож я на папу-

Такой темно-бурый,

Такой косолапый.

Но только и папа

Похож на меня-

Такой же охотник до меду, как я!

  М. Масленникова

8.Обобщение по теме занятия.

- О ком мы говорили?

- Что интересного узнали?

Все ребята получают картинку с медвежонком.

3.Занимательная математика

Задачи данного раздела: развитие логического мышления, внимания, овладение счетом и простейшими операциями сложения и вычитания в пределах десяти, формирование пространственного представления

Тема занятия

Методы и приемы

1

Раз кружочек, два кружочек.

Счет предметов, игры «веселые шары», «разноцветные зонтики», штриховка.

2-3

Лесенка - чудесенка.

Игра «живой ряд»Пространственное представление: слева, справа, впереди, за ним, между. Счет предметов в прямом и обратном порядке

4-5

В гостях у сказки

Счет предметов, штриховка, игра маски, графический диктант.

6-7

Соображалки

Игры на развитие логики: «шары», «веселые человечки». Счет предметов, штриховка.

8-9

Быстрый карандаш

Разгадывание загадок, счет предметов. Сравнение предметов по размеру, форме, цвету. Штриховка.

10-11

Веселая академия

Счет предметов, игры на развитие логики «лишний- недостающий», раскрашивание.

12

Геометрия для малышей

Счет предметов, штриховка, сравнение предметов по форме. Игра «Танграм».

.

Занятие 1

Тема: «Посмотри - ка, ты дружочек, раз кружочек, два кружочек.»

Цели: учить  сравнивать, находить общий признак, считать. Развивать внимание, закрепляем представления детей о форме, величине, количестве.

1.Вступительная беседа учителя

Мы сегодня отправимся в путешествие в лес. Попробуйте угадать, о каком лесном жителе я сегодня вам расскажу.

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (белка)

        Пошла мама-белка поискать еду для своих деток-бельчат. Детишкам велела сидеть в дупле тихо. А бельчата были непослушные. Расшумелись, игру веселую затеяли, визжат. А тут куница… Сейчас всех переловит!

     Испугались бельчата, хотят спрятаться, да не могут.

     Давайте всех бельчат от куницы спрячем. Каждому сделаем дупло – кружочек такой, чтобы малыш мог в нем поместиться. А чтобы куница их не увидела, кружочки заштрихуем. Тогда дупло будет глубокое и теплое, и куница не найдет ни одного бельчонка. То-то рада будет мама-белка.

- Сосчитайте, сколько бельчат вы спрятали.

Вернулась мама, принесла бельчатам яблок и дала каждому по одному яблочку. Нарисуйте у каждого дупла по яблоку. Раскрасьте их красным цветом. А маме белке - осталось одно желтое яблоко, и было оно крупнее тех, что получили бельчата.

Вернулась мама и разрешила детям выйти погулять.

Милым детям нужно встать,

Руки медленно поднять,

Потихоньку опустить,

 Все еще раз повторить.

        Белка принесла ребятам не только еду, но и игрушки. Сосчитайте, сколько шаров принесла белка? Все ли шары одинаковые? По каким признакам можно разделить шарики? Какого они цвета? А какой формы шары?

    Найдите у себя в тетради такие же шары, раскрасьте круглые шары красным цветом, а овальные зеленым.

- Назовите, какие еще геометрические фигуры вы знаете.

Найдите в тетради круг, попробуйте дорисовать детали, чтобы получился какой либо предмет.

Мы были с вами в лесу и неожиданно пошел дождик. Чтобы спрятаться от дождя, какой предмет понадобится?

Найдите зонт в своей тетради, укрась его разными геометрическими фигурами.

 Молодцы, ребята! Мне понравилось с вами путешествовать.

 

                                                 

Памятка родителям от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний. Которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетным мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  • И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же.

                                       Памятка для родителей

  1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
  2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
  3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
  4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное – возбуждать интерес к учению.
  5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
  6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
  7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
  8. Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать – много будешь знать».
  9. Обязательно оказывайте посильную помощь школе.

                  Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу.

  1.  ребенок не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан»;
  2. его работоспособность 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
  3. ему непривычно будет «быть одним из многих»;
  4. он будет более подвержен заболеваниям;
  5. ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение;
  6. для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.;
  7. старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка;
  8. ребенку нужны положительные эмоции;
  9. не забывайте заглядывать в портфель своего ребенка;
  10. постарайтесь заранее научить ребенка открывать дверной замок, предупредив об осторожности;
  11. заранее научите аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю;
  12. берегите психику ребенка;
  13. вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным, надо спокойно выяснить что произошло;
  14. не забывайте о школьных праздниках, ребенку будет обидно, если вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете новогодний костюм;
  15. ребенок ждет от вас похвалы, даже в мелочах, старайтесь разделить вместе с ним его радости;
  16. дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим;
  17. самое главное для ребенка-школьника – это понимание, любовь, доверие, забота.

    Беседа на тему «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье».

        Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

        К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить ребенка писать, читать, считать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу первого класса.

        Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

        Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.

        Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально-ценные мотивы учения.

        Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник: «Пойдешь в школу – будете ходить на экскурсии, в школе вам будут читать интересные книжки и др.» другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Поступишь в школу – там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!» «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

        Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь трудиться, как трудятся мама и папа. Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».

        Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, кормить рыб, птиц, котенка, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой и т.д. эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить.

        Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности; могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

        Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?

        У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку делать все кое-как. И то и другое может пагубно сказаться на привычках детей.

        Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой – в них укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

        Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности – важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

        Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того, как они подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

        Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, доброжелательное, тактичное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней. Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующие умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

        Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей. Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна; у них возникает ч4увство неуверенности, беспомощности. Одной из основных причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека их родителями, постоянное напоминание, а нередкое и выполнение за них того, что дети сами обязаны и могут сделать. К самостоятельности детей приучают с раннего возраста, но приемы работы с ними различны и зависят от возраста дошкольника. Легче добиваются успехов те родители, которые объясняют своим детям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых – дает возможность родителям выполнить другие неотложные дела. При этом дети радуются тому, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.

        Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

        Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень. К сожалению, организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослых: «Что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь. Сколько игрушек у тебя, а ты не знаешь чем заняться». При этом взрослые искренне хотят, чтобы дети были чем-нибудь заняты. Но будет ли такая занятость детей благоприятно влиять на них?

        Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу – не хочу. Надоело заниматься – буду играть. Не получается – ну и пусть» - таковы мотивы деятельности детей. Родители часто не придают этому значения: чем занят – не важно, лишь бы не шалил и не мешал. В результате у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодолеть свое не хочу там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.        

        Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

                                          АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

        По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей. Варианты ответов: А – могу и всегда так поступаю 3 балла, Б – могу, но не всегда так поступаю 2 балла, В – не могу 1 балл.

Можете ли вы:

  1. в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. поставить себя на место ребенка?
  7. проверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. всегда воздерживаетесь от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Итоги:

От 30-39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16-30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

                                           СОВЕТЫ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Дети – Львы – им движет самолюбие. Если он убежден, что хорошая учеба – это способ выдвинуться, он будет стараться делать уроки как можно лучше.

Дети – Скорпионы – тем увлеченнее выполняют домашние задания, чем больше тайн и недосказанностей содержит выполняемый предмет. Дома у Скорпионов должны быть свой уголок и своя книжная полка, ибо он большой собственник и не любит, когда посторонние роятся в его бумагах или подсматривают в его тетрадь из-за спины.

Дети – Водолеи любят оттягивать выполнение домашнего задания до последнего, отчего зачастую отхватывают кусочек времени от сна, что, конечно, не идет им на пользу. Поэтому Водолеям нужен четкий режим дня – время для игр и время для уроков.

Детей – Близнецов необходимо приучать к усидчивости. Обладая гибким умом и широким кругозором, Близнецы способны ответить на пятерку, едва успев перед уроком просмотреть материал. Знания при этом получаются поверхностные, что в будущем может сильно навредить Близнецам.

Дети – Девы сидят над уроками до последнего, запоминая каждую мелочь. Их нужно приучать отделять главное от второстепенного и больше внимания уделять при подготовке домашнего задания на основной материал.

Дети – Рыбы очень неорганизованны и на солидную подготовку им просто не хватает времени. Родителям необходимо прививать своим рыбкам дисциплинированность и собранность, умение не отвлекаться от начатого дела на каждый пустяк.

Дети Овны – очень активны и любят пробовать все новое. Часто из этого знака выходят лидеры. Они хорошо усваивают только тот материал, который им интересен. Овны интересуются всем новым, еще не донца разгаданным. Они не любят сразу после школы садиться за уроки, а вырвавшись на улицу, увлекаются играми до изнеможения. Поэтому после разумного перерыва их следует почти принудительно засаживать за книжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Программа кружка "Ступеньки грамматики" 3 класс

Данная программа предназначена для учителей начальных классов...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....

Сценарий праздника прощания с 1 классом «Одна ступенька позади - закончен первый класс!»

Сценарий содержит подборку материала для проведения игр и конкурсов с участием учащихся и родителей....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для  адаптации первоклассников...