Автоматизация звука р в словах, предложениях
план-конспект по логопедии на тему

Конспект занятия по автоматизации звука р в словах, предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема:  Автоматизация звука р в словах, предложениях.

Цели:

1.Продолжать упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах,  предложениях.

2.Закрепить связь звука с буквой

3.Совершенствовать навык слогового и фонематического анализа и синтеза

4.Упражнять в подборе слов антонимов, приставочных глаголов.

5. Совершенствовать навык пространственного восприятия, пространственных представлений, упражнять в понимании и  правильном употреблении слов пространственного значения (перед-за, справа-слева, на, в).

6.  Продолжать упражнять в составлении предложений из слов, данных в нарушенной последовательности.

7.Отработать умение формулировать задание, формировать навык свободного и адекватного  использование учебной терминологии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки - символы, обозначающие названия упражнений для язычка, песочница с пластмассовыми буквами, карточки со слогами (за,ю,шки,на;  из,бу,шка), слоги со звуком  [р] для чтения, предметные картинки: топор, помидор, мухомор , рыба, ракета, ручка, корова, шары, карандаш; короб (коробочка); буквы эр(5 штук), фишки, слова для чтения со звуком[р], четыре вырезанные нотки, карточка с изображением букв  эр, презентация к уроку, рабочая тетрадь для индивидуальной работы, ручка.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. Для  начала немного потренируемся, разомнем наш язычок. Давай покажем, какие упражнения для этого нужно выполнять.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам - символам, обозначающим названия упражнений для язычка «Качели»: «Чашечка», «Индюк», Грибок»,, «Маляр», «Парус», «Дятел»»,  для воздушной струи «Фокус», «Жучок».

.(слайд 3-9)

2. Звук [р]

Разминка закончена,  отправляемся в путь. А в дорогу возьмем с собой звук….

Ребенок узнает звук [р] по беззвучной артикуляции, дает характеристику звуку, уточняет артикуляцию.(Звук, согласный, звонкий, твердый, при произнесении звука язык находится вверху на бугорочках и дрожит).

3. Давай вспомним какой буквой на письме обозначается звук [р], найдем все буквы, и произнесем звук этой буквы длительно на одном выдохе, громко, тихо, шепотом.

(Ребенок  в песочнице (ящик с песком для занятий, в котором находятся разные пластмассовые буквы) находит нужные выкладывает их на парту и произносит звук [р] по инструкции.

4. Ну что пора отправляться в путешествие, а путешествовать мы сегодня будем по сказке. Чтобы узнать название сказки необходимо прочитать слоги (карточки со слогами закреплены на магнитной доске)и составить из них слова. Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок читает слоги, расставляет их по порядку. Произносит название сказки.

5. Логопед показывает ребенку (слайд 10)со сказкой «Заюшкина избушка». Жили - были лиса и заяц. У лисички была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (слайд11) Пришла весна, зазвучала капель. Давай послушаем и споем песенку капели:пра-про-пру;  бру-бро-бра; кра-кро-кры;   вры-врэ-вра;  тру-трэ-тра;  зра-зро-зру; гра-гро-гру; апр-опр-упр; утр-отр-атр;ыкр-акр-укр.

Ребенок отраженно  воспроизводит слоги за логопедом.

Отзвучала капель, у лисы избушка растаяла, а у зайчика стоит по прежнему. Попросилась лиса переночевать, да выгнала зайчика. (слайд12)

Давай покажем,  с каким видом лиса зайчика прогоняла, а какой вид был у зайчика. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (злости и огорчения). Идет зайчик плачет, слезки на землю роняет(логопед открывает вторую страницу сказки).Давай посмотрим, как зайчик слезки роняет::

(слайд 13)

ра-ра–ра-ра-ра;ра-ра-ра—ра-ра;

ро-ро—ро-ро-ро;ро-ро-ро—ро-ро

ру-ру—ру-ру-ру; ру-ру-ру—ру-ру;  

ры-ры—ры-ры-ры;ры-ры-ры—ры-ры.

Ребенок произносит слоги (урро, ра, ры) с изменением ритмического рисунка с опорой на наглядность, обозначающей ритм слогов, затем читает слоги.

6. Идет зайчик, а навстречу ему….. Давай узнаем, кого встретил зайчик.  Игра «Отгадай слово». Для этого выдели  первые звуки слов, произнеси получившееся слово.(слайд 14)

 Что у тебя получилось?

Ребенок. Собака. Правильно, навстречу ему собака. (слайд 15)Пока собака бежит навстречу к зайчику,  хлопни в ладоши, когда услышишь правильное звучание этого слова: басака-сопака-абака-тобака-фобака-собака.

Давай посмотрим и расскажем, какая собака, но при этом следим за произношением звука [р].

Собака не плохая, а …          (хорошая)        

Она не злая, а ….                   (добрая)

Она не молодая, а уже…       (старая)

Собака не глупая, а….           (умная, мудрая)

Она не белая, а …                   (черная)

Хвост у нее не длинный, а …(короткий)

Она не грязная, а…                (чистая, аккуратная)

Ребенок называет слова противоположные по смыслу, следит за произношением звука [р], выделяет его голосом.

 Подбежала собака и спрашивает: «Что ты плачешь? Пойдем я твоему горю помогу» Подошли они к избушке собака как зарычит, а слова со звуком [р] ей помогают:

рама-мама-лама;

мешок-горшок-утюжок;

банан-барабан-диван;

нога-розы-козы

картошка-ложка-мошка;                

конфета-котлета-ракета;

рысь-высь-рынок.

пироги-сапоги-утюги, крышка-кошка-кашка;

Логопед произносит ряды слов, а ребенок слушает и повторяет только те слова, в которых есть звук [р].

А лиса ему, как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Испугалась собака и убежала. (слайд 16)Давай покажем как испугалась собака. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (страха).

7. Идет зайчик дальше, видит медведь возле короба  сидит картинки со звуком [р] перебирает, в лото играет.(слайд 17) Помоги медведю правильно разложить картинки на три кучки. В первой кучке должны быть картинки со звуком [р] в начале слова, во второй- в середине, в третей-в конце. Картинки: топор, помидор, мухомор, рыба, ракета, ручка, корова, шары, карандаш.

Ребенок раскладывает картинки на три группы, доказывает правильность выполненного задания.

Поиграл  медведь стал картинки в короб складывать (мухомор положил за короб; помидор перед коробом, шары справа от короба, рыбу слева от короба, ручку в короб, а остальные картинки положил на короб.

Ребенок раскладывает картинки по словесной инструкции. Произносит предложения. Топор за коробом, мухомор перед коробом и т.д.

Тут и зайчик подошел. О чем зайка плачешь? Пойдем я твоему горю помогу. Подошли они к дому, стал медведь ногами топать, лапами хлопать. Приготовься отхлопывать слова вместе с медведем.

Ребенок повторяет слово за логопедом, делит на слоги, выделяет гласные, закрепляет правило о слогообразующей роли гласных (работа в тетради).

А лиса ему, как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Испугался  медведь и убежал. (слайд 18). Давай покажем, как испугался медведь. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (страха).

8. Идет зайчик плачет, а навстречу ему петух с косой  (слайд 19).  Петушок сначала из дома… вышел, по улице пошел, через дорожку перешел, лужу обошел, к зайке близко подошел и спрашивает: О чем зайка плачешь? Пойдем я твоему горю помогу. Подошли они к дому стал петушок кричать, Давай покажем,  с каким видом петушок подошел к домику. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (сердитым). Чтобы  голос петушка стал громче и сильнее давай нотки соберём.  Для этого необходимо  составить предложения про петушка из слов, данных в нарушенной последовательности. Логопед произносит слова.

Петушок, быстро, бежать, по, дорожка.

 Красный, гребешок, у, петушок.

У, петушок, красная, бородка.

Петушок, клевать, зерна, и, червяки.

Ребенок составляет и шифрует предложения (слова со звуком [р] обозначает буквой р, слова без звука [р] обозначает фишкой. За каждое предложение ребенок получает нотку.

Подошел петушок поближе и как закричит:

Ра-ра-ра-убирайся со двора

Ра-ра-ра- в лес тебе пора

Ро-ро-ро-несу острое перо

Ру-ру-ру-топор беру

Ру-ру-ру- друзей я позову

Ры-ры-ры-твое место у норы

Ребенок произносит чистоговорки за логопедом.

Испугалась лиса и убежала.(слайд 20)Давай покажем,  с каким видом убегала лиса. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (страха).  А петушок с зайчиком стали вместе жить, жить поживать и добра наживать.

(слайд 21)Давай покажем,  какое настроение было у петушка и зайчика когда они прогнали лису. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения (довольное, радостное).  А чтобы больше в дом никто не забрался петушок с зайчиком построили забор и украсили его буквой….р. Давай поможем им. Найди и собери все правильно написанные нужные буквы.

Ребенок находит, подчеркивает все правильно написанные буквы, и зачеркивает неправильные.  

Вот и сказке конец,  кто слушал умница, а кто рассказывать помогал, тот молодец. А какое у тебя настроение сейчас, покажи. Оцени свою работу с помощью смайликов.

9.Итог.

-С каким звуком мы продолжали сегодня работать?  Ребенок: со звуком [р]

-Так какой звук нам сегодня помогал? Ребенок: звук [р]

-Давай еще раз уточним артикуляцию и дадим характеристику звуку [р]. Ребенок: при произнесении звука язык находится вверху на бугорочках и дрожит, звук согласный, звонкий, твердый.

- Какая главная твоя задача? Ребенок: следить за своей речью, за правильным произнесение звука [р].

- Где пригодятся знания, полученные на нашем уроке? Ребенок : в классе на уроках, в жизни, общаться с друзьями, родителями, правильно произносить слоги,  слова, предложения  со звуком [р], чтобы речь была правильной, грамотной и понятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш в словах, предложениях.

Предлагаемая презентация в увлекательной форме поможет закрепить правильное произношение звука Ш....

Автоматизация звука Ч в словах, предложениях.

Данная презентация , направленна на автоматизацию звука Ч в словах, предоложениях....

Автоматизация звука Щ в словах, предложениях.

Использование призентации поможет в увлекательной форме закрепить правильной произношение звука Щ...

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;Задачи:- развивать операции фонематического восприятия;- развивать память н...