Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).
план-конспект по логопедии

Козлова Ольга Александровна

Тема: Автоматизация звука Р.

Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;

Задачи:

- развивать операции фонематического восприятия;

- развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)

- развивать внимание, мышление.

- развитие словаря детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.

Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;

Задачи:

- развивать операции фонематического восприятия;

- развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)

- развивать внимание, мышление.

- развитие словаря детей.

Оборудование: картинки ракета, космодром, скафандр; планшет-карта; медальки;

«Волшебный мешочек» с предметами: сковорода,  графин,  кружка,  сахарница,  конверты с пазлами,  шапочка с «космическими» элементами.

Наборное полотно; ребусы; магнитные буквы; аудиозапись.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Логопед: Сядет только тот, у кого конверт:

  • С красным прямоугольником;
  • С желтым квадратом;
  • С зеленым треугольником;
  • С синим кругом.

(Столы расставлены в форме ракеты.)

  1. Объявление темы и цели занятия.

 Логопед: - ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в солнечное царство в космическое государство и побываем на тех планетах, в названии которых есть звук (р). Так как цель нашего занятия – закрепить звук, который научились правильно произносить. А на чем мы полетим отгадайте сами!

Логопед:                                                            Крыльев нет, но эта птица

Полетит и приземлится

Распустила алый хвост

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Межпланетную…… Хором!

Ракету!

Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и постройте ракету.

  1. Развитие фонематических представлений.

Логопед: Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, (на Венеру)

- Кем будем в полете? (космонавтами)

- Ребята, а по-другому можно сказать?  (астронавтами)

Ребята, кто знает первого человека, который совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).

- Откуда стартуют космические ракеты? (с космодрома)

(Логопед показывает на глобусе место космодрома)

Логопед: «Российский космодром находится в Плесецке».

А вот космодром и ракета! (Выставляются картинки).

- Можно ли полететь в космос в наших костюмах? (Нет).

Ребята, мы с вами наденем скафандры особый космический костюм. (Показ картинки)

Имитация надевания.

Логопед: Внимание! Готовы к полету? 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Заводим мотор Игра «Эхо», тихо – громко.

Фонетическая ритмика:

Учащиеся выполняют стоя. И.п. – руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сильно сжаты в кулаки. На уровне диафрагмы косточками смотрят друг на друга. Произносится (р) долгое интенсивно вращаем один кулак вокруг другого от себя. Одновременно наклоняя туловище вперед, колени ровные, напряжены. Произносится в диапазоне на расстоянии звучания, а затем затухания. Динамика – очень сильная. Молодцы!

Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Венера». (Звучит космическая музыка).

Логопед: - Ребята! Нас встречает житель инопланетянин этой планеты. Давайте с ним поздороваемся. (Логопед надевает шапочку с «космическими» элементами).

  1. Произношение звука (р) на материале слогов и слов.
  1. Воспроизведение слоговых рядов:

Тра- тро- тру- тры? (вопросительно)

Пра- про- пру- пры (утвердительно)

Стра- стро- стру- стры! (радостно.)

Логопед: Вот, ребята, например, вам слова со звуком (р): вар, ворота, пароход; повар, город, парта, рот. Ну – ка, дайте свой пример разных слов со звуком (р).

в) Учащиеся называют слова со звуком (р).

Логопед: - Молодцы. Хорошо называли слова. Следили за звуком (р). (Вручает медальки золотого цвета.) Летим дальше. Звучит космическая музыка.

  1. Развитие связной речи; развитие функции языкового анализа и синтеза.

Логопед: Слушайте внимательно. Выходим на связь с Землей. Расшифруйте слово, состоящее из звуков М,а,р,с и узнайте название планеты. Хором! Марс!

Логопед: Марс – планета покрытая горами, больше других похожа на Землю.

Посадка.

Выходит ученица в костюме марсианки.

«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы такие? (Мы земляне). Наша планета – Земля.

- Интересно кА – кА – я о –на? Что есть на Земле?»

Логопед: «Давайте познакомим марсианку с Землей».

(Логопед):

  1. Игра «Волшебный мешочек».

Называйте предмет. Рассказывайте о его назначении.

Предметы:

- Сахарница (Это сахарница, в нее насыпают сахар).

- Сковорода (Это сковорода, в ней жарят картошку).

- Графин (Это график, в него наливают морс).

- Кружка (Это кружка, из нее пьют кефир).

-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда).

А теперь познакомьте марсианку с природой Земли.

в) Игра «Запомни по порядку».

Логопед: По цепочке называйте картинки.

Лексический материал: Рысь, крокодил, тигр, жираф, носорог, гепард, леопард, ворона.

-Какое слово лишнее? (ворона). Почему? (птица).

- А как другие картинки можно назвать одним словом? (Э то животные).

Где мы можем их увидеть? (В зоопарке)

Логопед: Марсианка хочет с вами поиграть:

Запомните картинки по порядку. Закройте глаза.

- Догадайтесь, что изменилось?

Игра:

- «Раз, два, три!» (учащиеся называют картинки, в том порядке как показала).

- Кого не стало? (вороны). Каких еще птиц вы знаете, в названии которых есть звук (р). (грач, журавль, скворушка, воробей, сорока).

Логопед: Алеша прочитает стихотворение про ворону.

- Кра! – кричит ворона. – кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И Красивую коробку!

- Стой ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

- Как! –

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар – р – раул!

Кар – р – рман укр – р – рали!

(В. Орлов).

- Молодец!

г)  Логопед: Давайте вспомним и проговорим скороговорку про ворону. Хором.

Проворонила ворона вороненка. (3 раза).

      д) Логопед: Ребята, чем мы угостим марсианку?

(Учащиеся называют слова со звуком (р)).

Мороженым, тортом, мармеладом, зефиром, пирогами.

(Логопед угощает марсианку мармеладом)

- Спасибо! (Вручает медальки серебристого цвета).

Летим дальше.

Физминутка.

Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Юпитер – планета великан. На этой планете мы сделаем разминку и полетим дальше».

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Эмоциональное чтение стихотворения хором – с движениями.

  1. Логопед: « Мы приближаемся к следующей планете»

-Ребята! Что это за шум?

Да это космические пираты. Они зашифровали название планеты и захватили ее жителей.

- Ребята! Давайте расшифруем название планеты и отгадаем ребусы, предложенные пиратами.

- Логопед: Измените порядок букв 2 5 1 4 6 3

                                                                   А Р С У Н Т (САТУРН)

Игра: «Отгадайте ребусы» (ученики выкладывают слово на магнитной азбуке; уточняют последовательность и количество звуков).

Логопед: - какое слово лишнее? (рак)

-Почему? (отвечает на вопрос кто?)

- Ребята! Жители планеты Сатурн просят рассказать сказку.

- Кто запомнил лишнее слово на планете Марс? (ворона)

//_//_//_ Сатурн? (рак)

Логопед: Я прочитаю сказку « Ворона и рак» Л.Н.Толстого, а вы внимательно слушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы и пересказывать.

- Чтение логопедом.

- Беседа по содержанию.

- Как называется сказка?

- Кто написал ее?

- Кто поймал рака?

- Что решила сделать ворона?

- Как удалось раку спастись?

- Какой рак? (хитрый, умный, сообразительный).

- А какая ворона? (глупая, хвастливая, льстивая).

- Пересказ детьми.

Логопед: - Чему учит сказка?

- Ребята, существует такое выражение: « Ворона в павлиньих перьях». (так говорят о людях, которые присваивают себе чужие достоинства). Жителям этой планеты очень понравилась сказка. Молодцы! (Награждаются бронзовыми медалями).

- Ребята! Пора возвращаться на Землю – это единственная в Солнечной системе планета, на которой имеются воздух и вода, необходимая для жизни.

К полету готовы? (к полету готовы). Закройте глаза, спите. Вот и Земля.

Итог:

Блицтурнир.

За каждый правильный ответ получишь очко. Выигрывает тот, кто больше наберет очков.

  1. Как называется место, где мы родились? (Родина).
  2. Где сажают овощи? (на огороде).
  3. Кого ловят на удочку? (рыбу).
  4. Какая самая хорошая оценка? (пятерка).
  5. Какие цветы любят мамы? (розы, астры, ромашки).
  6. Чем топят мечи? (дровами).
  7. Какая машина пашет землю? (трактор).
  8. В чем носят воду? (в ведре).
  9. Чем закрывают бутылки? (пробкой).
  10. Кто стоит в воротах? (вратарь).
  11. Из чего варят кашу? (из крупы).
  12. Что течет, когда порежешь палец? (кровь).

–Молодцы!  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах.

Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах....

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...