статья шк-инт. №28
статья по логопедии на тему

Сюбарева Дина Александровна

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  НА  НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ  ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ V ВИДА  №28.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shk-int_no_28.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  НА  НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ  ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ V ВИДА  №28.

Москва

2012 г

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  НА  НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ  ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ V ВИДА  №28.

Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, комплексные нарушения,  должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психологического развития.

В нашу школу-интернат принимаются дети, имеющие такие речевые нарушения тяжелой степени  как алалия, дизартрия, ринолалия, а также ОНР различной степени.

             Состав детей, поступающих в школу неоднороден. Среди них дети,  посещавшие обычный детский сад,  логопедические группы в детских садах, дети,   не посещавшие детский сад и уже учившиеся в  общеобразовательных школ.

В случае устранения речевого дефекта воспитанники нашего коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

 Наша школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования.

В нашей школе-интернате V вида коррекционная работа ведется на основе интеграции усилий специалистов, объединенных в одну команду, как постоянно действующий психолого – медико-  педагогический консилиум. Состав команды: учителя-логопеды, психолог, врач, социальный педагог.

Основной задачей учителя - логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических и психологических) к полноценному усвоению программ, особенно по русскому  языку. Таким образом,  нашими учителями-логопедами  осуществляется пропедевтика и коррекция дислексии и дисграфии.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

В нашей школе для повышения качества коррекционной работы  реализуются следующие задачи:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу, повторения;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

         Свою коррекционную работу учителя-логопеды школы – интерната №28 проводят исходя из следующих принципов:

Деятельностный – определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности – позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития ребенка.

Принцип динамичности восприятия – заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, их возможностей и способностей. Каждое занятие должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Все это позволяет поддержать интерес к работе, испытать радость преодоления трудностей.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает использование заданий, игр, упражнений, которые создавали бы благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:           диагностическое;

коррекционное;

консультативное;

методическое.

Задачи и содержание коррекционной логопедической  работы  учителя –логопеды нашей щколы - интерната  определяют исходя из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. 

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

 Диагностическое обследование состояния устной и письменной речи у младших школьников проводится в начале и конце учебного года. По результатам диагностического обследования составляются индивидуальные планы коррекционной работы и перспективные направления взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Коррекционная логопедическая работа начинается с оценки речевого развития детей и состоит из обследования  устной (1класс) и письменной речи (письмо и чтение) у учащихся 2 - 4 классов. Диагностическое обследование проводится на основе методик Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева, В.В. Коноваленко,  И.Н. Садовниковой. Обследование письменной речи включает анализ письменных работ, проверку навыка чтения. Для проверки чтения используется стандартизированная методика исследования А.Н. Корнева. По итогам логопедического обследования комплектуются группы, составляется график индивидуальных логопедических занятий. Периодичность и продолжительность индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения. На каждого ребенка заводится речевая карта.

КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

         Коррекционная работа ведется по специальным коррекционно - развивающим программам, направленная на устранение дефектов письменной и устной речи, проводится  в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В коррекционной работе используются методики  О.В. Елецкой,  Е.В. Мазановой,  И.Н. Садовниковой, Т.П. Бессоновой, А. Б.  Ястребовой и др.

         На индивидуальных логопедических  занятиях работа ведется по следующим направлениям:

работа над коррекцией звукопроизношения;

формирование правильного произношения;

воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия

             Подгрупповая работа строится на основе комплектования групп детей, имеющих однородные речевые нарушения. Работа направлена на автоматизацию звуков, обогащению и активизацию словаря, развитию грамматического строя речи, формирование навыков словообразования, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование связной речи.

 Также в  коррекционно-оздоровительном направлении проводятся игры на развитие общей,   мелкой моторики (включается в этапы уроков, в 1 классе урок логоритмики);

- Формирование зрительно-пространственных отношений;

- Артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

- Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение;

- Развитие связной речи – пересказ, составление текста с опорой на серию сюжетных картинок, с опорой на план.

 На фронтальных занятиях проводится следующая работа:

1.     Закрепление правильного произношения звуков.

2.     Различение на слух звуков.

3.     Дифференциация правильно произносимых звуков.

4.     Усвоение слов различной звуко - слоговой сложности.

5.     Формирование грамматического строя речи.

6.     Развитие диалогической и монологической речи. 

        Коррекционная работа, направленная на устранение нарушений письменной речи у младших школьников ведется в нашей школе по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство, дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство). Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования. Коррекционная работа на синтаксическом уровне акцентирует свое внимание на формирование синтаксических обобщений и представлений о структуре предложений.

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

          В рамках оказания практической помощи  педагогам и родителям,  проводятся систематические консультации, тематические собрания, беседы, открытые и совместные занятия с детьми и родителями. По результатам запросов участников образовательного процесса оформляется стендовая сменная информация.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

              В рамках проведения методических объединений учителей-логопедов школы-интерната № 28 осуществляется передача опыта, выступления членов методического объединения, ведется работа по самообразованию. В учебный план включены специализированные предметы, направленные на речевое развитие учащихся – развитие речи, произношение, логоритмика. Осуществляется преемственность между учителем-логопедом и воспитателем, который строит свои занятия таким образом, чтобы закреплять полученные учащимися речевые навыки и умения.

           Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.  Учителя нашей школы осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы все поставленные цели и задачи коррекционного обучения  были достигнуты, ученики первой ступени обучения были готовы к полноценному усвоению общеобразовательных программ, переходу в старшие классы.

        И хочется закончить статью словами И.И. Павлова: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...