статья "Использование психопрофилактической программы «Волна» для обучения учащихся диафрагмальному дыханию на логопедических занятиях."
статья по логопедии на тему

Чумакова Татьяна Павловна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bos.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование психопрофилактической программы «Волна»

для обучения учащихся  диафрагмальному дыханию

на логопедических занятиях.

Ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, именно поэтому необходимо проводить комплексную работу, включающую  в  себя в том числе и «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания.

Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. Как правило, эти упражнения проводятся в игровой форме с применением разнообразных игрушек и  пособий. Также активно используются и новейшие компьютерные технологии. Вот об одной из таких технологий мы и хотим вам рассказать.

Программа «Волна» направлена на  обучение   диафрагмальному типу дыхания.

Диафрагмальное дыхание:

  • Самое глубокое дыхание, при котором воздухом заполняются и нижние отделы легких.
  • Это самый простой и наиболее эффективный способ регуляции своего состояния.
  • Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками, которым можно обучиться.
  • За счет вентиляции нижних отделов легких уменьшаются застойные явления в них, что приводит к снижению заболеваемости ОРЗ, бронхитами, пневмонией.

Диафрагмальное дыхание – один из естественных типов дыхания, при котором легкие полностью заполняются воздухом,  удовлетворяя в полной мере потребность организма в кислороде. Постановка и закрепление такого типа дыхания благоприятно сказывается на физиологическом и психическом состоянии человека, оказывает оздоровительное воздействие на все функциональные системы организма.

Наблюдаемые эффекты при диафрагмальном дыхании

  • Уравновешиваются процессы возбуждения и  торможения.
  • Снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов.
  • Снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему.
  • Улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом.
  • Улучшается кровоснабжение головного мозга.
  • Исчезают спастические боли.

Программа «ВОЛНА» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биоуправление – это направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.

Это так называемый принцип биологической обратной связи (БОС), когда получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

В комплект программы входит: : индикатор компьютерный «Волна-03» для регистрации пульса; программное обеспечение (ПО) на двух CD; методическое пособие с рекомендациями по алгоритму работы; руководство пользователя; учебно-методические пособия «Техники здоровья» с конспектами информационно-практических занятий для работы с детьми разных возрастных групп.

Содержание программы:
1. Диагностика /от 2 до 7 мин. в зависимости от этапа обучения/:
      — первичная диагностика для оценки параметров дыхания и показателей деятельности сердечно-сосудистой системы с целью выявления особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния и определения индивидуальной тактики обучения дыханию
      — диагностика фонового состояния для отслеживания процесса изменения характера дыхания и закрепления навыка от сеанса к сеансу.
      — заключительная диагностика для оценки динамики изменений и эффективности работы по программе
2.  Информационно-практические занятия /2-3 первых занятия по 30-40 мин. с целью формирование мотивации на обучение/:
      — ознакомление с различными типами дыхания и механизмами их воздействия на организм
      — формирование представления об основах саморегуляции и возможностях произвольного управления дыханием
      — знакомство с технологией биоуправления и биокомпьютерным тренажером «Волна», обеспечивающим разнообразные виды (сигналы) обратной связи.
3. Психофизиологический тренинг /8-12 занятий по 15-25 мин./:
Во время сеанса обучения диафрагмальному дыханию прибор «Волна-03» регистрирует кардиосигнал (R — зубцы) с помощью кардиодатчиков, фиксируемых на запястьях.

На экран монитора выводится изменяющаяся текущая пульсограмма.

С помощью программной обработки характеристик кардиосигнала по изменению длительности дыхательной волны регистрируются параметры дыхания и временной функции дыхательного цикла. Это позволяет методисту оценить основные параметры работы кардиореспираторной системы, нагрузку, которая она испытывает, синхронность деятельности сердца и дыхательной системы.
      Для обучающегося полученная информация преобразуется в понятный вид — сигналы обратной связи в виде графиков, картинок, звуков или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их определенное изменение. Таким образом, в режиме реального времени человек получает возможность оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями, и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Ожидаемые  результаты  работы:

1.Выработка  правильного диафрагмального  дыхания, продолжительного речевого выдоха.

2.Создание благоприятных условий нервно-психического развития.

3.Повышение концентрации внимания и работоспособности.

Результаты логопедического эксперимента показывают:

работа, направленная на развитие дыхания детей школьного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения

Календарно-тематическое планированиелогопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения...

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Логопедические занятия» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3 класс 102 часа (3 часа в неделю)

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Логопедические занятия» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения)3 класс102...

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Логопедические занятия» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 2А класс.

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Логопедические занятия» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 2А класс....

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях________________________________________

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выд...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...