Профилактика дисграфии
статья по логопедии на тему

Ермакова Елена Сергеевна

В социально-психолого-педагогическую службу учебно-методического центра за логопедической помощью обращаются родители детей, имеющих различные речевые нарушения. Повод обращения одних – неправильное звукопроизношение и плохое «выговаривание» слов у детей. Другие недоумевают, почему у ребенка с «чистым» звукопроизношением, нормальным слухом и интеллектом появляются большие проблемы при обучении чтению и письму.

Анализируя опыт работы в образовательных учреждениях, можно говорить о том, что, к сожалению, родители обращаются к специалистам, только когда у ребенка наблюдаются «явные», «видимые» нарушения. И не задумываются, почему дети с нормальным звукопроизношением очень часто смешивают звуки в речи, допускают большое количество ошибок при согласовании слов в предложении, испытывают трудности при словообразовании и др.

     Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии

В социально-психолого-педагогическую службу учебно-методического центра за логопедической помощью обращаются родители детей, имеющих различные речевые нарушения. Повод обращения одних – неправильное звукопроизношение и плохое «выговаривание» слов у детей. Другие недоумевают, почему у ребенка с «чистым» звукопроизношением, нормальным слухом и интеллектом появляются большие проблемы при обучении чтению и письму.

Анализируя опыт работы в образовательных учреждениях, можно говорить о том, что, к сожалению, родители обращаются к специалистам, только когда у ребенка наблюдаются «явные», «видимые» нарушения. И не задумываются, почему дети с нормальным звукопроизношением очень часто смешивают звуки в речи, допускают большое количество ошибок при согласовании слов в предложении, испытывают трудности при словообразовании и др.

        Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии.

Дисграфия  - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. 

Дисграфия — специфическое нарушение письма, проявляющееся в нарушении фонематического принципа написания. В результате,  возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия  не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.

В современной логопедической литературе авторы выделяют  ряд признаков (предпосылок) будущей дисграфии:

  •   Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.).
  •   Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
  •   Затруднения при анализе звукового состава речи.
  •   Несформированность оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
  •   Недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

        Необходимо отметить признаки, характерные для детей «группы риска»:

  • Наличие патологических факторов, воздействующих  в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Позднее и аномальное развитие  речи.
  • Минимальная мозговая дисфункция или задержка психического развития.
  • Выраженная незрелость изобразительных способностей.
  • Билингвизм.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Необходимо проводить работу по развитию зрительно-пространственных представлений, памяти, внимания, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Для решения основных задач профилактики дисграфии вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», стимулирующей  развитие его познавательной и мыслительной деятельности.

Особенное внимание должно уделяться в ранний период полноценному развитию устной речи, поскольку именно она является основной базой для  дальнейшего построения письменной речи.

Для предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков нужно с самого раннего детства постепенно «приучать» слуховой анализатор ребенка к  более тонкой работе.  Целесообразно использовать такие приемы:

  • Учить  различать различные неречевые звуки (шуршание бумаги, звон будильника или звонок телефона, тиканье часов, шум дождя, стук в дверь), используя игры «Что ты слышишь?», «Давай послушаем»;
  • Воспитывать умение узнавать разные музыкальные инструменты по их звучанию,  игра «Отгадай, что звучит?»;
  • Развивать умения определять место источника звука (можно окликать ребенка или издавать какой-либо звук в разных от него направлениях), упражнения «Кто тебя позвал?», «Где звучит?».

Все эти упражнения в дальнейшем будут способствовать различению также и речевых звуков, что является необходимым условием для овладения правильным звукопроизношением.

Неправильное произношение звуков в речи требует своевременной коррекции.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием дальнейшего успешного обучения грамоте.

Фонетико-фонематическое восприятие формируется в процессе речевого развития ребенка, оно осуществляет контроль за собственной и чужой речью.  

Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова, т.е. определять наличие и  последовательность звуков в слове.  «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое обозначение фонемы – составляет единицу чтения и письма» (Левина Р.Е.). Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер.

В настоящее время существует большое многообразие пособий, прописей, букварей по подготовке детей к обучению грамоте,  авторы которых рекомендуют игры:  «Где живет звук?», «Хлопни, когда услышишь заданный звук», «Домики для звуков» и т.п.

Бедность словаря, большое количество аграмматизмов в речи ребенка, отсутствие словообразовательных навыков  - это проявление общего недоразвития речи и  предпосылки дислексии, дисграфии. Расширение  лексического запаса, формирование обобщающих понятий, усвоение морфологической системы языка происходит в дошкольном детстве. Задача родителей и педагогов систематично и последовательно создавать условия для усвоения ребенком грамматических категорий, активизации и расширения словарного запаса. Можно использовать дидактические игры и упражнения: «Четвертый лишний», «Назови семейства животных», «Из чего? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Назови ласково», «Где? Куда? Откуда?».

Несформированность оптико-пространственных представлений, проявляющаяся в рисовании, при составлении целого из частей, в неспособности воспроизвести заданную форму,  также является причиной дисграфии. Поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, изготавливать поделки по образцу, создавать аналогичные конструкции. Для этого используются такие игры и упражнения, как «Разведчики», «Сложи узор», «Дорисуй фигуру»  и др.

В период становления у ребенка речи очень важно развивать у него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. С самого раннего возраста с  детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».

Овладение навыком письма предполагает выполнение тонких координированных движений руки, поэтому с детьми дошкольного возраста полезно выполнять задания: «Заштрихуй предмет», «Нарисуй дорожку», «Обведи по контуру»…

Таким образом, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма должна быть разносторонней и систематической, т.к. это влияет на успешность дальнейшего обучения ребенка в школе.

                                                

Список литературы

  1. Азова О.И. «Диагностика и коррекция письменной речи у младших дошкольников»- М.:ТЦ Сфера, 2013г
  2. «Логопедия» под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002г
  3. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической  дисграфии» - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2008г
  4. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2008г
  5. Мазанова Е.В. «Коррекция  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2009г
  6. Рыбина А.Ф. «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет» - Волгоград: Учитель, 2014г

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

«Профилактика дисграфии у школьников с ОНР»

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недо...

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовно...

«Методические приёмы и разработки для программы профилактики дисграфии» Презентация логопеда Ивановой Ольги Александровны логопункт при ГБОУСОШ №250

Одной из наиважнейших форм работы школьного логопеда является ,на мой взгляд ,ведениезанятий по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет.Эта работа является пограничной во многих своих аспектах .О...

дополнительные приёмы для работы по профилактике дисграфии (дошкольники и 1 класс)

Многолетний опыт показывает ,что дети страдающие от логопедических проблем(нарушения звукопроизношения) в дошкольном возрасте с трудом осваивают процесс чтения и письма.Что можно предложить необычного...

Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...