Где право, а где лево?
консультация по логопедии на тему

К моменту поступления в школу ребенок,как правило, уже различает свою правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_pravo-levo.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Где право, а где лево?

К моменту поступления в школу ребенок,как правило, уже различает свою правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно себя самому. В младшем школьном возрасте в процессе усвоения знаний по различным учебным предметам происходит дальнейшее развитие пространственных представлений детей о величине, протяженности, длине, ширине, высоте, расстоянии, направлениях по сторонам своего тела. При недостаточности пространственной ориентировки у детей наблюдается запаздывание в формировании «схемы тела». В дальнейшем появляются сложности при ориентировки на листе бумаги. Недостаточная сформированность пространственных представлений у школьников будет влиять на развитие навыка чтения и письма. Поэтому при затруднениях у ребёнка формирования пространственных представлений необходимо пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров, которые помогут ему убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ. Для этого первым шагом маркируем его левую руку с помощью часов, браслета, ленточки, которые становятся опорой для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Так как представления о пространстве строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные представления. Ребёнок начинает осознавать, что там, где часы это "слева", противоположная сторона "справа". Так же необходимо отметить "низ" и "верх" (солнце, небо, бантик, голова; пол, ноги, земля, ботинки, трава).

При развитии ориентировки в схеме своего тела необходимо соблюдать

следующую последовательность в работе:

1. Развивать умение выделять ведущую руку, а на его основе выделять

другую руку и закреплять их речевые обозначения (покажи, какой рукой ты

причёсываешься; покажи левую руку; постучи правой рукой по столу;

возьми предмет в левую руку и т.д.).

2. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела через

выделение ведущей руки и дальнейшее закрепление частей тела и их речевое

обозначение (на собственном теле; на куклах; на изображениях людей).

3. Развивать умение ориентироваться в схеме лица и называть его части.

Хочется отметить, что для детей не является очевидным фактом, что правая

щека, ухо, плечо... находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию

можно подвести путём специальных упражнений по соотнесению частей тела

с правой и левой руками:

- соотнести части тела с правой рукой

- соотнести части тела с левой рукой

- перекрёстный вариант (показать правое плечо и левое ухо; показать левой

рукой правый глаз).

Какие можно предложить упражнения?

1."Делай, как я"

Перед зеркалом ребёнок и взрослый, при необходимости с проговариванием,

выполняют одни и те же действия: "над головой", "под носом", "за ухом",

"перед глазами", "на груди", "за спиной" и т.д.

2."Путаница"

Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые

называет. Ребёнок должен исправить и показать правильные части тела или

движения.

3.«Части тела»

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа,

например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру

соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

4.«Определи по следу»

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно

определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

5. Определить по сюжетной картинке, в какой руке у персонажей картины

называемый предмет.

6. Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у

джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Удачи Вам!

Рекомендации подготовила:

Учитель-дефектолог: МБОУ СОШ № 10

Юзлиева Л.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».

Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....