Главные вкладки

    Статья по логопедии (1, 2 класс) на тему:
    «Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

    Аленникова Светлана Владимировна

    Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл alennikova_s._simptomatika_narusheniy_chteniya.docx20.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: 

    «Как преодолеть  у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

     

    В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 100 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость наиболее сильное. Этот фактор – овладение навыком чтения.

    Будущие первоклассники, переступая порог школы, приобретают новый социальный статус. В этот переходный период происходит формирование нового вида деятельности – учебной. А качество этого процесса будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде.  К ним можно отнести: общее физическое развитие, состояние зрительной и слуховой функций; развитие мелких движений рук и пальцев; овладение достаточным объёмом знаний, представлениями о пространстве и времени; владение чёткой речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ и синтез; развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти и многие другие компоненты базовых знаний.

    Именно в начальный период обучения происходят изменения и появляются новообразования в развитии внимания и памяти – переход к опосредованному запоминанию и  овладению приёмами запоминания и воспроизведения. Идёт развитие словесно-логической формы мышления.  

    Анализ проблемы несформированности и нарушения процесса чтения  основывается на понимании их причин. Существует такая точка зрения: нарушение возникает в результате общего недоразвития речевых навыков: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. Но А. Н. Корнев для понимания механизмов нарушения использовал клинические, энцефалографические, нейропсихологические и психологические исследования.  Мы остановимся на педагогической точке зрения. Ежегодно, проводя диагностическое обследование первоклассников, отмечаю у большинства из них  наиболее часто встречающиеся нарушения:

    1. Несформированность  правильного звукопроизношения.
    2. Бедность словарного запаса.
    3. Нарушение в формировании фонематических процессов.
    4. Нарушения  в грамматическом оформлении речи.
    5. Низкий уровень зрительного восприятия, гнозиса и мнезиса.
    6. Затруднения в обобщении и способности выделять существенные признаки предметов.
    7. Нарушения в формировании сукцессивных и симультанных процессов.

    С этими трудностями и начинают обучение в школе наши дети. И именно в данный период им необходима логопедическая помощь, которая  должна строиться поэтапно, от простого к сложному.  

    Итак, чтение- это сложный психо-физический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой  анализаторы. Путь чтения начинается с гностических процессов: различения и узнавания образов букв, далее происходит соотнесение звука и буквы. В чтении выделяют техническую и смысловую нагрузки. Воспроизведение слова происходит в момент фиксации глаз на строке.  

    Существуют  4 ступени формирования чтения:

    1. Овладение звукобуквенными обозначениями;
    2. Послоговое чтение;
    3. Становление целостных приёмов восприятия слов;
    4. Синтетическое чтение.

    Для успешного овладения чтением ребёнок должен преодолеть все ступени  по порядку.  Рассмотрим то,  как это должно происходить.

    1 ступень – овладение звукобуквенными обозначениями.

    Данный процесс начинает осуществляться уже в добукварный период (в детском саду) и в букварный период (в школе). Сначала ребёнком воспринимается графическое изображение и дифференциация букв, соотнесение их со звуковым значением. При этом ребёнок должен хорошо различать звуки, а уж потом и буквы.

    Буквенный образ и название будут усвоены, если:

    1. Ребёнок различает изолированно звуки речи;
    2. У ребёнка должно быть представление о звуковой системе изолированных звуков в потоке речи;
    3. Должно быть достаточно сформировано фонематическое восприятие, анализ и синтез, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и хорошо развита функция зрительного мнезиса (запоминания).  

    2 ступень – слоговое чтение.  

    Это узнавание букв и слияние их в слог без труда. На этой ступени темп чтения должен быть медленный, но может появляться смысловая догадка в конце слов.

    3 ступень – целостные приёмы чтения.

    Простые слова из 2-4-6 прямых слогов должны читаться легко. Сложные со стечением согласных – труднее.  

    4 ступень – синтетическое чтение.

    Это уже целостные приёмы чтения словами, целыми группами слов. Техническая сторона уже не затруднена, а важным становится осмысление прочитанного. При этом высок темп чтения, могут присутствовать выразительность и беглость.  

    Что является нарушением чтения?

    Нарушения чтения могут проявляться в следующих трудностях:

    в овладении оптическим образом буквы;

    в синтезе букв в слог, слово;  

    в неспособности разделять слова на оптические и акустические компоненты, т.е. несоответствие записи и произношения;

    в нарушении ударения в словах;

    в воспроизведении мелодики слова (его слоговая структура).  

    Нарушения чтения сопровождаются :

    Нарушениями пространственно-временных связей;

    Нарушениями моторной функции рук, ног;

    Затруднениями процесса мнезиса;

    Неспособностью составлять слова из букв в беспорядке;

    Неумением прочитать слово хотя бы с отсутствием 1 буквы; затруднение в развитии гностико-практических функций.

     Дислексия- это совокупность нарушений чтения, имеющих повторяющийся и стойкий характер ошибок.  Если характер ошибок не таков, значит это лишь затруднения в формировании чтения. Дислексия обусловлена и несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. В присутствии или отсутствии дислексии значение имеют наследственные факторы, анатомические отклонения в строении артикуляционного аппарата, нарушения в стволе головного мозга (у 70-80% мальчиков).  

    Каковы же группы ошибок при чтении?

    1. Замена и смешение букв при чтении (оптические и фонетические);
    2. Побуквенное чтение, нарушение слияния в слог;
    3. Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск, добавления, перестановки букв);
    4. Нарушение понимания прочитанного;
    5. Медленный темп чтения;
    6. Аграмматизмы в чтении (нарушения согласования слов, неправильное употребление падежных окончаний на 3-4 ступенях чтения);
    7. Нарушение глазодвигательной функции, вследствие этого сдвиг читаемого на строку ниже или выше.  

    У детей с нарушениями чтения могут быть трудности в пространственных ориентировках, в формировании величины предметов, в моторных координациях (плохо рисующие дети плохо усваивают буквы). Дислексия  бывает связанна с нарушениями устной речи, может быть смешанной или ложной (у учеников 1 классов).  

    Принципы коррекции нарушений чтения.

    1. Комплексность (взаимосвязь с письмом);
    2. Опора на сохранные звенья всех анализаторных систем;
    3. Максимальный учёт зоны ближайшего развития  ( что может ребёнок);
    4. Системность и систематичность помощи;
    5. Учёт симптоматики:

    При фонематической дислексии – развитие фонематических процессов.

    При оптической – развитие буквенного гнозиса и мнезиса.

    При семантической – развитие функции понимания прочитанного.

    При аграмматической – коррекция лексико-грамматического строя.

    При мнестической – развитие памяти, внимания и мышления.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

    презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

    Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

    Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

    Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

    Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

        Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

    «Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».

    Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога....

    Викторина по литературному чтения для учащихся 1-2 классов

    Викторина по литературному чтения для учащихся 1-2 классов состоит из 26 вопросов с тремя вариантами ответа....

    Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ

    Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений...