«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alennikova_s._simptomatika_narusheniy_chteniya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: 

«Как преодолеть  у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

 

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 100 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость наиболее сильное. Этот фактор – овладение навыком чтения.

Будущие первоклассники, переступая порог школы, приобретают новый социальный статус. В этот переходный период происходит формирование нового вида деятельности – учебной. А качество этого процесса будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде.  К ним можно отнести: общее физическое развитие, состояние зрительной и слуховой функций; развитие мелких движений рук и пальцев; овладение достаточным объёмом знаний, представлениями о пространстве и времени; владение чёткой речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ и синтез; развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти и многие другие компоненты базовых знаний.

Именно в начальный период обучения происходят изменения и появляются новообразования в развитии внимания и памяти – переход к опосредованному запоминанию и  овладению приёмами запоминания и воспроизведения. Идёт развитие словесно-логической формы мышления.  

Анализ проблемы несформированности и нарушения процесса чтения  основывается на понимании их причин. Существует такая точка зрения: нарушение возникает в результате общего недоразвития речевых навыков: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. Но А. Н. Корнев для понимания механизмов нарушения использовал клинические, энцефалографические, нейропсихологические и психологические исследования.  Мы остановимся на педагогической точке зрения. Ежегодно, проводя диагностическое обследование первоклассников, отмечаю у большинства из них  наиболее часто встречающиеся нарушения:

  1. Несформированность  правильного звукопроизношения.
  2. Бедность словарного запаса.
  3. Нарушение в формировании фонематических процессов.
  4. Нарушения  в грамматическом оформлении речи.
  5. Низкий уровень зрительного восприятия, гнозиса и мнезиса.
  6. Затруднения в обобщении и способности выделять существенные признаки предметов.
  7. Нарушения в формировании сукцессивных и симультанных процессов.

С этими трудностями и начинают обучение в школе наши дети. И именно в данный период им необходима логопедическая помощь, которая  должна строиться поэтапно, от простого к сложному.  

Итак, чтение- это сложный психо-физический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой  анализаторы. Путь чтения начинается с гностических процессов: различения и узнавания образов букв, далее происходит соотнесение звука и буквы. В чтении выделяют техническую и смысловую нагрузки. Воспроизведение слова происходит в момент фиксации глаз на строке.  

Существуют  4 ступени формирования чтения:

  1. Овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. Послоговое чтение;
  3. Становление целостных приёмов восприятия слов;
  4. Синтетическое чтение.

Для успешного овладения чтением ребёнок должен преодолеть все ступени  по порядку.  Рассмотрим то,  как это должно происходить.

1 ступень – овладение звукобуквенными обозначениями.

Данный процесс начинает осуществляться уже в добукварный период (в детском саду) и в букварный период (в школе). Сначала ребёнком воспринимается графическое изображение и дифференциация букв, соотнесение их со звуковым значением. При этом ребёнок должен хорошо различать звуки, а уж потом и буквы.

Буквенный образ и название будут усвоены, если:

  1. Ребёнок различает изолированно звуки речи;
  2. У ребёнка должно быть представление о звуковой системе изолированных звуков в потоке речи;
  3. Должно быть достаточно сформировано фонематическое восприятие, анализ и синтез, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и хорошо развита функция зрительного мнезиса (запоминания).  

2 ступень – слоговое чтение.  

Это узнавание букв и слияние их в слог без труда. На этой ступени темп чтения должен быть медленный, но может появляться смысловая догадка в конце слов.

3 ступень – целостные приёмы чтения.

Простые слова из 2-4-6 прямых слогов должны читаться легко. Сложные со стечением согласных – труднее.  

4 ступень – синтетическое чтение.

Это уже целостные приёмы чтения словами, целыми группами слов. Техническая сторона уже не затруднена, а важным становится осмысление прочитанного. При этом высок темп чтения, могут присутствовать выразительность и беглость.  

Что является нарушением чтения?

Нарушения чтения могут проявляться в следующих трудностях:

в овладении оптическим образом буквы;

в синтезе букв в слог, слово;  

в неспособности разделять слова на оптические и акустические компоненты, т.е. несоответствие записи и произношения;

в нарушении ударения в словах;

в воспроизведении мелодики слова (его слоговая структура).  

Нарушения чтения сопровождаются :

Нарушениями пространственно-временных связей;

Нарушениями моторной функции рук, ног;

Затруднениями процесса мнезиса;

Неспособностью составлять слова из букв в беспорядке;

Неумением прочитать слово хотя бы с отсутствием 1 буквы; затруднение в развитии гностико-практических функций.

 Дислексия- это совокупность нарушений чтения, имеющих повторяющийся и стойкий характер ошибок.  Если характер ошибок не таков, значит это лишь затруднения в формировании чтения. Дислексия обусловлена и несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. В присутствии или отсутствии дислексии значение имеют наследственные факторы, анатомические отклонения в строении артикуляционного аппарата, нарушения в стволе головного мозга (у 70-80% мальчиков).  

Каковы же группы ошибок при чтении?

  1. Замена и смешение букв при чтении (оптические и фонетические);
  2. Побуквенное чтение, нарушение слияния в слог;
  3. Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск, добавления, перестановки букв);
  4. Нарушение понимания прочитанного;
  5. Медленный темп чтения;
  6. Аграмматизмы в чтении (нарушения согласования слов, неправильное употребление падежных окончаний на 3-4 ступенях чтения);
  7. Нарушение глазодвигательной функции, вследствие этого сдвиг читаемого на строку ниже или выше.  

У детей с нарушениями чтения могут быть трудности в пространственных ориентировках, в формировании величины предметов, в моторных координациях (плохо рисующие дети плохо усваивают буквы). Дислексия  бывает связанна с нарушениями устной речи, может быть смешанной или ложной (у учеников 1 классов).  

Принципы коррекции нарушений чтения.

  1. Комплексность (взаимосвязь с письмом);
  2. Опора на сохранные звенья всех анализаторных систем;
  3. Максимальный учёт зоны ближайшего развития  ( что может ребёнок);
  4. Системность и систематичность помощи;
  5. Учёт симптоматики:

При фонематической дислексии – развитие фонематических процессов.

При оптической – развитие буквенного гнозиса и мнезиса.

При семантической – развитие функции понимания прочитанного.

При аграмматической – коррекция лексико-грамматического строя.

При мнестической – развитие памяти, внимания и мышления.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".

Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».

Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога....

дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Дислексия"Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в по...