«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alennikova_s._diagnostika_disleksiy.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: 

«Как преодолеть  у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу  чтения.   Диагностика дислексий».    

Важным  пунктом в диагностике дислекий являются условия обучения детей: особенности речевого развития, как развивается интерес ребёнка к чтению со стороны учителя и родителей, смогли ли родители вовремя и правильно научить дитя узнавать образы букв, называть их пытаться сложить буквы в  слог. Если условия обучения были нарушены, например, в детском саду неправильно научили,  начали раннее обучение чтению с 2-3 лет, не было заинтересованности родителей в этом важном этапе жизни малыша, грубая речевая среда окружала ребёнка, были нарушены этапы овладения чтением и, впрочем, многие другие неполадки, то процесс обучения для таких категорий детей должен быть разным, эффективным в данном конкретном случае, так же как и диагностика.  Остановимся на видах диагностики нарушений чтения.

Существует несколько разных диагностических комплексов дифференциации ошибок чтения. Например, тест «ТОПЕЧ» – определение оперативных единиц чтения,  позволяет найти, какая ступень чтения доступна ученику.  Тест  «МРВД» - методика раннего выявления дислексии, выявляет  возможны или нет нарушения чтения у данного ребёнка.   Используя данные выше тесты в своей работе, я могу привести пример диагностики учащихся 1 классов: 75% учеников находятся на переходе от 1 ко 2 ступени чтения, и, лишь 25% - на этапе послогового чтения.  

В целом, я опираюсь на свой опыт работы на школьном логопункте,  в течение 21 года я изучила и использовала многие методики диагностики и, в принципе выработала свою, более удобную мне в работе.  Предлагаю некоторые виды заданий для учеников 1 класса по выявлению возможных трудностей чтения.  

Виды заданий и упражнений  для детей:

  1. Отстукивание ритмов (простых  раз-раз –два-раз –два, сложных раз-два-три,раз-раз-два-три-раз и т.п.);
  2. Копирование геометрических фигур, расположенных по-разному на листе бумаги и точек, находящихся в едином пространстве фигуры.
  3. Нахождение целого предмета из частей (  чайник – крышка, носик, ручка, дно…);
  4. Узнавание недостающих деталей предмета (что забыл нарисовать художник);
  5. Штриховка предметов по образцу;
  6. Перепечатывание  предложения « ОН ЕЛ СУП» с образца на расстоянии;
  7. Знание временных ритмов (времена года, месяцы, дни недели, части суток);
  8. Называние пространственных ориентировок  (лево-право, части тела, расположение картинок и предметов в пространстве…);
  9. Расположение картинок сюжетного произведения во временной последовательности (что сначала, а что потом);
  10. Выкладывание цифрового ряда  от 1 до 10  с использованием мягких пластиковых   цифр;
  11. Называние печатных букв, «зашумлённых букв», наложенных друг на друга и букв с ориентировкой элементов влево-вправо;
  12. Сбор букв по названию из предложенных элементов;
  13. Чтение  слов разной слоговой структуры, в зависимости от уровня знаний ребёнка.    

Используя все собранные данные о степени сформированности и готовности к чтению ученика, я делаю вывод о возможных трудностях чтения или провожу работу уже по коррекции тех или иных проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.

В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности  письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....

Конспект урока по украинскому языку для учащихся 2-х классов с русским языком обучения на тему : "Що таке добре , ащо погоне"

Конспект урока по украинскому языку с русским языком обучения для обучающихся 2х классов на тему  : Що таке добре, що таке погане". Урок составлен в  соответствии с учебником Е.В.Чорной...

Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.

В данной диагностической программе  соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...

Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...

Презентация педагога-психолога для родителей учащихся 4-х классов "Трудности при переходе в основную школу"

Данная презентация поможет просветить родителей в теме психологической помощи при переходе в основную школу....

таблицы для диагностики дислексии и дисграфии

таблицы для диагностики дислексии и дисграфии...