«Азбука словесного искусства» в системе работы учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

В статье дана краткая характеристика дополнительной образовательной программы «Азбука словесного искусства: Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем читать!» Она может быть реализована учителем-логопедом с учащимися начальных классов. Поэтапная работа со звуком, словом, предложением, текстом направлена на формирование познавательных и коммуникативных УУД и воспитание грамотного читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_slovesnogo_iskusstva.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Солодянкина Надежда Валерьевна,

учитель-логопед,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение
«Гимназия №46» города Кирова

Программа «Азбука словесного искусства»
в системе работы учителя-логопеда

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по-новому.  Федеральный государственный  образовательный стандарт (ФГОС) начального общего  образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Значительно возрастает роль внеурочной деятельности, которая на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей может  способствовать  развитию каждого ученика. Учитель-логопед, сочетающий традиционную  и инновационную деятельность, может внести свой вклад в  успешную реализацию новых образовательных стандартов.

Традиционно логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей  и коррекцию речевых нарушений. Вся работа логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в  активизации речемыслительной деятельности ребёнка. Работая с учениками, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи,  учитель-логопед строит свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, чтобы ученик мог работать в группе, вести диалог,  взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Эти умения важны для всех  детей. Творчески работающий логопед может создать условия для речевого и личностного развития каждого ребёнка. Многолетний опыт работы учителем русского языка и литературы позволил  мне увидеть новые аспекты в деятельности логопеда.

Не секрет, что книги в наше время стали играть гораздо меньшую роль в жизни детей, а правильное, осознанное, грамотное чтение у детей школьного возраста – явление очень редкое. К сожалению, отсутствие интереса к чтению книг обедняет не только детскую фантазию и кругозор, но и речь. Чем больше ребёнок будет читать, тем грамотнее и образованнее станет. В чтении детей существует множество проблем. «Угадывающее» чтение, низкий уровень воображения, низкая скорость чтения, отсутствие желания читать, неумение выделить из текста главное, непонимание  сути прочитанного. Все это, безусловно, мешает полноценному учебному процессу.

Решить данные проблемы можно через работу по дополнительной образовательной программе культурологической направленности «Азбука словесного искусства: Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем читать!»

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на учащихся начальной школы с первого по четвёртый класс.

Поэтапная работа со звуком, словом, предложением, текстом способствует формированию коммуникативных и познавательных УУД и воспитанию грамотного читателя.

В основе курса для первоклассников «От А до Я»  лежит формирование фонематических процессов через использование игровых форм работы. Система упражнений помогает восполнить пробелы в развитии ребёнка, мешающие ему читать: развивает звуко-буквенный анализ, лексико-грамматический строй, речь, воображение, пространственные представления, восприятие, внимание, память – то есть почти всё, что необходимо для качественного чтения. Данные занятия развивают артикуляцию, формируют навыки выразительного чтения.  

Содержание курса для второклассников «От буквы к слову» включает работу  со словом: над лексическим  и грамматическим значением, языковым, слоговым, фонематическим анализом и синтезом, словообразованием и словоизменением.  Эти занятия расширяют словарный запас, развивают  навыки словоизменения и словообразования,  формируют умение анализировать языковой материал.

Курс для учащихся третьего класса «Обучение смысловому чтению»  помогает овладеть навыками осознанного чтения, краткого и сжатого пересказа. Данные занятия помогают ученикам  пересказывать прочитанное, закрепляют  знание орфографических правил.

Правильное, осознанное чтение – залог успешного обучения ребенка. Потратив время на обучение осмысленному чтению, мы расширяем познавательные и творческие  возможности ребенка, создаём хорошую платформу для успешного развития и обучения.

С учащимися четвёртых классов целесообразно провести цикл занятий «Азбука словесного рисования», в которых взаимосвязана художественно-эстетическая и речевая деятельность. Словесное рисование является одним из  приёмов анализа и  способствует более глубокому прочтению художественного произведения. Оно развивает воображение, творческие способности, помогает ученикам проявить свою индивидуальность и выразить собственное отношение к прочитанному.

Чтобы ученики восприняли этот курс как реальную деятельность и увидели её результаты, задача учителя – заинтересовать их процессом словесного рисования через систему творческих заданий личностной направленности:

– прочитайте стихотворение и перечислите предметы, которые вы мысленно видите;

– представьте, что вы оказались вместе с героем произведения, что вы видите и чувствуете;

– составьте (нарисуйте) мультфильм к рассказу, опишите содержание каждого «кадра», подберите надписи из текста;

 – прочитайте стихотворение, представьте, что вы издаёте сборник стихов,  нарисуйте словесную «обложку» к этому сборнику;

– нарисуйте словесные портреты героев, собрав разбросанные в тексте детали;

– опишите героев в разных ситуациях, какие у них при этом лица, позы, жесты?

После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе начинают воспринимать изучаемые на уроках литературные произведения.  

Данный курс позволяет  сформировать у учащихся следующие навыки и умения: владение сознательным, беглым, правильным и выразительным чтением, понимание прочитанного, составление словесных образов, созданных писателем. Школьники учатся общаться, слышать и понимать друг друга, совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи.

Реализация программы «Азбука словесного искусства» будет эффективна при тесном взаимодействии учителя-логопеда  с учителем начальных классов и сотрудничестве со школьной библиотекой.

Таким образом, с помощью программы «Азбука словесного искусства» мы последовательно  реализуем многие идеи, заложенные в ФГОС, и формируем качества, важные не только для грамотного читателя, но и для любого современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.

Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия....

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

Система работы учителя-логопеда

Система логопедической коррекции недостатков письма...

Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.

Предлагается описание опыта логопедической работы смладшими школьниками с ОВЗ по коррекции дисграфии с использованием компьютерной программы «Море Словесности», сочетающей традиционный и в...