Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста
методическая разработка по логопедии на тему

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

 

  Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи. То есть, нам необходимо научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Ведь речь непосредственно связана с мыслительной деятельностью, которая не может успешно развиваться и функционировать без разнообразного и качественного языкового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

  Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи. То есть, нам необходимо научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Ведь речь непосредственно связана с мыслительной деятельностью, которая не может успешно развиваться и функционировать без разнообразного и качественного языкового материала.

 

   Учитываем также, что нашему ребенку предстоит много общаться с другими людьми в самых различных жизненных ситуациях, как бытовых, так и профессиональных. Уверенное владение родным языком, возможность участвовать в различных и интересных видах деятельности, значительно повышают самооценку ребенка, способствуя, таким образом, развитию самостоятельности, развитию полноценной личности.

    В профессиональной логопедической работе развитие связной речи – это последовательная, постоянная работа, имеющая программу развития умений, собственные виды упражнений, которые проводятся по соответствующей методике. Работа ведется на уровне слова, словосочетания и предложения и на уровне текста.

   Однако, весьма существенную помощь в этом направлении своим детям вполне могут оказать родители, бабушки, дедушки… Для этого не требуется специальных знаний, потребуется лишь желание и некоторое количество свободного времени. Возможно, придется заглянуть в учебник русского языка ребенка, чтобы освежить в памяти некоторые базовые понятия, вроде «существительное-прилагательное», или «синонимы-антонимы» и т.п. Это нужно для того, чтобы вести диалог с ребенком на равных, не показать того, что взрослый может чего-то не знать.

    Мы должны понимать, что работа наша принесет плоды лишь тогда, когда будет не эпизодической, а регулярной и систематической.

     Книгу для совместного прочтения и обсуждения выбираем заранее. Материл должен соответствовать возрасту ребенка и быть, конечно, произведением  интересным, сюжетным и высокохудожественным. Опираться будем на классику, так как именно здесь- вся сокровищница человеческой мысли, именно здесь весь блеск языковых изобразительных средств.

       

     Тексты для начала выбираем небольшие, но емкие по смыслу.

 

     Попробуйте вспомнить, какие книги произвели на Вас самое сильное впечатление в Вашем детстве. Ведь у каждого, наверное, есть свой «Остров сокровищ», свои «Три мушкетера»…

      Весьма желательно, чтобы это было хорошее, иллюстрированное издание, а в случае, если автор иностранный,- с хорошим переводом.

     И вот, выбрав время, которого в дальнейшем постараемся придерживаться, мы и начинаем нашу интереснейшую работу над «словом-предложением-текстом», а говоря по-человечески,- читаем и беседуем.

      Со своей стороны, рекомендую для нашей работы произведения Александра Ивановича Куприна, писателя доброго и искреннего, глубокого знатока психологии, в том числе детской, мастера сюжета, с которым никогда не бывает скучно, выдающегося художника слова с безграничной палитрой изобразительных средств, с выраженным авторским отношением к описываемым событиям.  Дети всегда тонко чувствуют правду, поэтому в данном случае мы добьемся максимального душевного отклика, а соответственно, на эмоциональной волне,- наилучших результатов деятельности.

      Итак, берем рассказ А. И. Куприна «Ю-ю». Вам нужно прочитать его ребенку как можно более выразительно и эмоционально, находя для этого нужные интонации, Возможно даже, Вам стоит потренироваться заранее. Далее можно попросить ребенка сделать то же самое, пригласив кого-то еще из членов семьи: «Уверен, у тебя получится лучше. Попробуй не прочесть, а «сыграть», чтобы бабушка все увидела…»  Не забывайте хвалить чтеца, выразительно реагировать в нужных местах. Может быть, стоит попросить ребенка нарисовать не только главную героиню, но и других упомянутых в произведении животных.

 

        Далее остановимся на некоторых отрывках из произведения:

1.  «…Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча,  молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей…»

    Задаем ребенку вопросы :

- Почему мы понимаем, что речь идет именно о котенке?

-С помощью каких изобразительных средств выписывает автор этот портрет?

-На какие части речи ложится основная смысловая нагрузка при этой работе? Здесь обращаем внимание на то, что наилучший изобразительный эффект у словосочетаний,- отдельные слова, вступая в активное взаимодействе, дополняют друг друга смысловыми оттенками.

-Почему из отдельных слов, словосочетаний все же трудно сложить полную картину?- Подводим к мысли, что наилучший смысловой эффект достигается тогда, когда слова, словосочетания организуются в предложение (предложения).

-Пробуем также определить отношение автора к своему герою, выясняем, каким образом это получается.

2.  «…И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, - его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел - животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: "Этого я не могу. Делай со мной что хочешь". И можно бить его сколько угодно - он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек?..»

3.«…Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят? Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так - дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку. Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм. У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке... За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя?

   А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, - конечно, если только она в хороших, понимающих руках…»

       -При исследовании отрывков 2-3 задаем аналогичные вопросы.

       -Просим найти похожие и различные качества описанных животных.

       -Кроме того, подводим ребенка к мысли, что знакомые, казалось бы, вещи можно увидеть совершенно по-иному. Определяем качества ожидаемые, сравниваем с теми, что открывает нам автор.

        -Просим ребенка самостоятельно подумать и предложить вещь, которую так же можно увидеть в новом свете, описав ожидаемые и неожиданные ее свойства.

   Когда рассказ дочитан, просим ребенка как можно подробнее изложить прочитанное. Добиваться при этом нужно последовательности, логичности, максимальной детализации повествования.

   Пробуем написать сочинение по проработанному материалу, поставив проблему перед ребенком следующим образом: «Ты услышал от кого-то эту историю, попробуй побыть автором, сам напиши рассказ, использовав полученный материал».

Задаем также вопросы: «Каким тебе видится автор произведения? Почему?»

    Рекомендуем работать с произведениями одного и того же автора достаточно продолжительное время. Таким образом, кроме решения поставленных нами сугубо речевых задач, мы значительно расширяем интеллектуальный багаж нашего ребенка, развиваем нравственные качества, творческие способности, самостоятельность, воспитываем художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

2.Рекомендации родителям по развитию связной речи у младших школьников.

Рекомендации родителям  по развитию связной речи у младших школьников.Дата: 09.04.2020г....

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР

Психологическая диагностика пространственных представлений  детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...