БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)
материал по теме

Богодух Елена Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Когалым 2014
Книги бывают разные...

(библиотечный урок для детей младшего и среднего школьного возраста)

 

Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

 

Ход библиотечного урока:

 

Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

Основной этап:

- Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... ЧЕЛОВЕК!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

- В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

- В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

 

- Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: ( Показать макет буквы ). Игровое  задание: «написание» букв из детей.

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...

Книги, удивившие мир -

Удивительно, не правда ли? А знаете, в   мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

 Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось  видеть. Ее придумали Древние греки.

    Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту  - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма  проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел!    В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

III. Заключительный этап:

/Далее можно предложить прочесть книжку-раскладушку, либо прослушать фрагмент из говорящей книги/

 

- Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу. До свидания!

 


Библиотечные уроки с элементами труда

«Книга – твой друг!»

 (для детей младшего и среднего школьного возраста)

 

 

Урок 1

 

 

Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.

Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки – мяч, клей, старая книга.

 

Ход библиотечного урока:

 

I.       Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

 

- Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо

«Ребята, дорогие, помогите, нет сил терпеть. Корешок вот-вот отвалится,

 страницы такие мятые, все в пятнах, что и брать меня в руки никто не хочет.

На полке так скучно, хоть волком вой. Помогите!»/

 - Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).

 

 

 

- Ну, что же, я думаю, это очень ценные сведения и нашей новой приятельнице было небезразлично узнать, что вы столько помните ее друзей-товарищей. /Библиотекарь еще раз осматривает книгу и показывает детям/ Какие же нерадивые читатели довели беднягу до такого состояния? Вы думаете, что именно так нужно обращаться с книгой? /ответы детей, резюмируя которые, библиотекарь предлагает «написать» свод правил пользования книгой. В итоге должен получиться некий документ под названием «Книга – твой друг!». Обыграть его можно, записывая фломастером на магнитной доске, либо прикрепляя соответствующие иллюстрации каждого правила, либо разыграть сценку (см. Приложение 2).

 

- Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/

 

Вторая часть практическая:

 

- Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача – «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.

 

III. Заключительный этап:

 

/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.

- По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям – книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.

- До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1

 

 

Приложение 1 - Загадки

 

 

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

                        Книга

Информация сжата,

И в картинках листы.

Все читают ребята,

Попробуй и ты.

Энциклопедия

Я на море отдыхал,

На песке лежал-читал,

Но рассказ мне надоел,

Я его помял… и съел!

Книга из рисовой бумаги

Эта книга совсем небумажная,

А огромная, двухэтажная.

Книга из кирпича

Как читать ее не знаю,

Иголочкой ковыряю.

Раз страница, два – листок,

Лишь от линзы будет толк.

Самая маленькая книга на планете

И в древности древней

Люди читали,

Но как? Ведь они бумаги не знали?

Глиняные таблички из библиотеки Ашурбанипалла

Читаю – «Ключик золотой»

Написал о нем Толстой,

Вот «Чук и Гек» - Гайдар трудился,

А у Перро «Кот в сапогах родился»

Есть много интересных чтений

В авторских книгах……(приключений)

 

Павел Бажов про уральских умельцев

Нам рассказал необычные…(сказы)

Пишут для нас фантазеры-поэты

Сказки, стихи и рассказы!/

 

 


Приложение 2 - Сценка «Два приятеля»

 

На полу лежит Вася, ест бутерброд и листает книгу. Входит его приятель Толик с футбольным мячом в руках.

- Вась, ты чего тут делаешь, пошли в футбол поиграем.

- Не, не могу, я щитаю… - Перелистывая страницу и жуя бутерброд, отвечает Вася.

- А что ты читаешь?! – Товарищ приближается к Васе  и пытается приподнять край книги, чтобы прочесть название. – Да, тут же не разобрать ничего…

Вася дожевывает бутерброд, кивает:

- Да-а, молоко нечаянно выплеснулось, а Мурзик стал слизывать, ну и слизал все название. Но тут на титульном листе есть, - Вася перелистнул страницу.

- Ой-ой! – Заговорил приятель Толик. – А теперь автор весь жирный!

Вася хихикнул, пытаясь затереть жирное пятно:

- Точно, и фамилия у него подходящая – Толстой!

- Про что книга-то? – Толик поторопился выхватить, чтобы полистать книжку на предмет картинок и порвал страницу. – Ох!

- Да, ничего. – Успокоил товарища Вася. – Сейчас заклеим и порядок, - он забросил последний кусочек бутерброда в рот и потянулся за клеем. – Фу-ты, ну-ты! Клей кончился…

- А у меня есть коробочка с лейкопластырем, - важно сообщил Толик. – Он тоже хорошо прилипает. Мама мне всегда ссадины на коленях заклеивает. – И Толик достает из кармана коробочку с лейкопластырем.

Василий достает ножницы, и они с приятелем заклеивают страницу лейкопластырем.

- Только теперь названия совсем не видно, - говорит Толик.

- А-а-а! – Машет рукой Вася. – И так сойдет. Тут все равно у каждого рассказа свое название.

- А ты, какой рассказ читаешь? – Спрашивает Толик.

- Да, вот тут… где же он… - Вася листает страницы сначала до конца и в обратном порядке. – Точно помню, что был, вроде на двадцать какой-то странице… - Вася захлопывает книгу и обращается к приятелю. – А, ну, его, рассказ этот. Потом дочитаю. Пошли в футбол играть.

Ребята уходят.

 


Приложение 3 - Примерный свод правил обращения с книгой

 

 

  1. Не бери книгу грязными руками.
  2. Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы.
  3. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
  4. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  5. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
  6. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  7. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

 

    
  image
 image
 

 

 

 

 

 

 

 


Урок 1

 


Урок 2

 

Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.

Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.

Ход библиотечного урока:

 

II.    Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

 

- Сегодня мы продолжим разговор о книгах…

- «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).

- Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/

(Демонстрация частей книги, используя игровой материал)

- Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

 

 

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка, -

То называется… (обложка).

 

Открою самый первый лист,

Мне подскажи его названье.

Там для беседы собрались:

Заглавье, автор, год изданья.

(титульный, т.е. начальный)

 

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык

Это книжный … (корешок)

 

Когда их листаешь,

Они словно птицы, -

Крылами нам машут.

Что это? …..(страницы)

 

 

 

Вторая часть практическая: Ремонт книг.

 

III. Заключительный этап: - Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Г.Когалым 2014


Книги бывают разные...

(библиотечный урок для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

Ход библиотечного урока:

Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

Основной этап:

- Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... ЧЕЛОВЕК!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

- В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

- В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

- Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: ( Показать макет буквы ). Игровое  задание: «написание» букв из детей.

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...

Книги, удивившие мир -

Удивительно, не правда ли? А знаете, в   мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

 Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось  видеть. Ее придумали Древние греки.

    Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту  - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма  проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел!    В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

III. Заключительный этап:

/Далее можно предложить прочесть книжку-раскладушку, либо прослушать фрагмент из говорящей книги/

- Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу. До свидания!


Библиотечные уроки с элементами труда

«Книга – твой друг!»

 (для детей младшего и среднего школьного возраста)

Урок 1

Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.

Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки – мяч, клей, старая книга.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

- Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо

«Ребята, дорогие, помогите, нет сил терпеть. Корешок вот-вот отвалится,

 страницы такие мятые, все в пятнах, что и брать меня в руки никто не хочет.

На полке так скучно, хоть волком вой. Помогите!»/

 - Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).

- Ну, что же, я думаю, это очень ценные сведения и нашей новой приятельнице было небезразлично узнать, что вы столько помните ее друзей-товарищей. /Библиотекарь еще раз осматривает книгу и показывает детям/ Какие же нерадивые читатели довели беднягу до такого состояния? Вы думаете, что именно так нужно обращаться с книгой? /ответы детей, резюмируя которые, библиотекарь предлагает «написать» свод правил пользования книгой. В итоге должен получиться некий документ под названием «Книга – твой друг!». Обыграть его можно, записывая фломастером на магнитной доске, либо прикрепляя соответствующие иллюстрации каждого правила, либо разыграть сценку (см. Приложение 2).

- Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/

Вторая часть практическая:

- Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача – «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.

III. Заключительный этап:

/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.

- По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям – книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.

- До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1

Приложение 1 - Загадки

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

                        Книга

Информация сжата,

И в картинках листы.

Все читают ребята,

Попробуй и ты.

Энциклопедия

Я на море отдыхал,

На песке лежал-читал,

Но рассказ мне надоел,

Я его помял… и съел!

Книга из рисовой бумаги

Эта книга совсем небумажная,

А огромная, двухэтажная.

Книга из кирпича

Как читать ее не знаю,

Иголочкой ковыряю.

Раз страница, два – листок,

Лишь от линзы будет толк.

Самая маленькая книга на планете

И в древности древней

Люди читали,

Но как? Ведь они бумаги не знали?

Глиняные таблички из библиотеки Ашурбанипалла

Читаю – «Ключик золотой»

Написал о нем Толстой,

Вот «Чук и Гек» - Гайдар трудился,

А у Перро «Кот в сапогах родился»

Есть много интересных чтений

В авторских книгах……(приключений)

Павел Бажов про уральских умельцев

Нам рассказал необычные…(сказы)

Пишут для нас фантазеры-поэты

Сказки, стихи и рассказы!/


Приложение 2 - Сценка «Два приятеля»

На полу лежит Вася, ест бутерброд и листает книгу. Входит его приятель Толик с футбольным мячом в руках.

- Вась, ты чего тут делаешь, пошли в футбол поиграем.

- Не, не могу, я щитаю… - Перелистывая страницу и жуя бутерброд, отвечает Вася.

- А что ты читаешь?! – Товарищ приближается к Васе  и пытается приподнять край книги, чтобы прочесть название. – Да, тут же не разобрать ничего…

Вася дожевывает бутерброд, кивает:

- Да-а, молоко нечаянно выплеснулось, а Мурзик стал слизывать, ну и слизал все название. Но тут на титульном листе есть, - Вася перелистнул страницу.

- Ой-ой! – Заговорил приятель Толик. – А теперь автор весь жирный!

Вася хихикнул, пытаясь затереть жирное пятно:

- Точно, и фамилия у него подходящая – Толстой!

- Про что книга-то? – Толик поторопился выхватить, чтобы полистать книжку на предмет картинок и порвал страницу. – Ох!

- Да, ничего. – Успокоил товарища Вася. – Сейчас заклеим и порядок, - он забросил последний кусочек бутерброда в рот и потянулся за клеем. – Фу-ты, ну-ты! Клей кончился…

- А у меня есть коробочка с лейкопластырем, - важно сообщил Толик. – Он тоже хорошо прилипает. Мама мне всегда ссадины на коленях заклеивает. – И Толик достает из кармана коробочку с лейкопластырем.

Василий достает ножницы, и они с приятелем заклеивают страницу лейкопластырем.

- Только теперь названия совсем не видно, - говорит Толик.

- А-а-а! – Машет рукой Вася. – И так сойдет. Тут все равно у каждого рассказа свое название.

- А ты, какой рассказ читаешь? – Спрашивает Толик.

- Да, вот тут… где же он… - Вася листает страницы сначала до конца и в обратном порядке. – Точно помню, что был, вроде на двадцать какой-то странице… - Вася захлопывает книгу и обращается к приятелю. – А, ну, его, рассказ этот. Потом дочитаю. Пошли в футбол играть.

Ребята уходят.


Приложение 3 - Примерный свод правил обращения с книгой

  1. Не бери книгу грязными руками.
  2. Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы.
  3. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
  4. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  5. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
  6. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  7. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

Урок 1


Урок 2

Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.

Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в  зал, где будет проводиться мероприятие/

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

- Сегодня мы продолжим разговор о книгах…

- «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).

- Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/

(Демонстрация частей книги, используя игровой материал)

- Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка, -

То называется… (обложка).

Открою самый первый лист,

Мне подскажи его названье.

Там для беседы собрались:

Заглавье, автор, год изданья.

(титульный, т.е. начальный)

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык

Это книжный … (корешок)

Когда их листаешь,

Они словно птицы, -

Крылами нам машут.

Что это? …..(страницы)

Вторая часть практическая: Ремонт книг.

III. Заключительный этап: - Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР

Психологическая диагностика пространственных представлений  детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

Внеклассное мероприятие «Традиции питания жителей села Верхний Кужебар» (для обучающихся младшего и среднего школьного возраста)

Познакомить обучающихся с особенностями русской кухни сибиряков, развивать их знания о русском фольклоре (пословицы); способствовать формированию интереса и потребности учащихся использовать русские н...

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста...