Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего школьного возраста на развитие учебной мотивации
рабочая программа на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Развитие учебной мотивации. Программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_razvitie_motivatsii.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

663020  р.п. Емельяново, ул. Декабристов 105 «а»

ИНН  2411010256    КПП  241101001

Телефон: (391) 200-62-38  Факс: (391) 200-62-38 E-mail: emddom@yandex.ru


                                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГУ                                                                                                                                                                                                                                 «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»                                                                                                                                                                ________________ Н.С.Осадчая                                                                                                                                                             «______»________________2017г.



Коррекционно-развивающая программа

для детей младшего и среднего школьного возраста

на развитие учебной мотивации





Составитель: педагог-психолог

Лавриенко Е.В.




Емельяново,2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема интеллектуального развития детей-сирот является сегодня  очень  актуальной.  Отсутствие семьи, печальный прошлый опыт  семейной жизни ребенка приводят к возникновению целого ряда особенностей как эмоционально-личностной, так и интеллектуальной сферы. Приведем лишь некоторые из этих особенностей.

В детском доме ребенок постоянно находится среди детей, таких же как он. Взрослые здесь берут на себя роль постоянного контроля и организации.  Эмоции ребенка  подавляются, чувства развиваются однобоко, а волевые усилия направлены на постоянную готовность к защите и противодействию. Такое состояние сильно тормозит интеллектуальную самостоятельность ребенка, порождает порой неосознанный шаг ошибки, который выражается иногда как «упрямая бестолковость».

Интеллектуальную сферу детей, живущих в детском доме, характеризует, прежде всего, относительная бедность представлений и понятий. Это связано с замкнутостью их мира, часто ограниченного стенами детского учреждения. В связи с этим, мышление, опирающееся у ребенка в основном на чувственный опыт, кажется вялым, недостаточно интенсивным и мобильным. Часто результативность интеллектуальной деятельности снижена именно по этой причине.

К показателям нарушения психологического здоровья можно отнести уровень тревожности, повышение которого может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У детей с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать замкнутость. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания.

           В настоящей программе собраны различные методы и методики  (развивающие задания, игры, тренинги, познавательные беседы, тесты и др.) направленные на развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности детей.

Цель программы: формирование положительной школьной мотивации

    Задачи:

-способствовать снижению уровня тревожности

-актуализировать чувство страха для его последующей коррекции

-помочь ребёнку осуществлять контроль над объектом страха

- обучить приемам саморегуляции

-содействовать повышению уверенности ребёнка в себе

-развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования);

-способствовать повышению развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления).

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной мотивации

         Оптимальное число участников группы – 6 – 8 человек.

          Объем программы рассчитан на 10 занятий при частоте встреч один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 35 – 40 минут.

Первый этап – Первичная диагностика.

Цель: Изучение уровня страхов и тревожности на момент первичной диагностики

Используемые методики:

     1.Методика «Аутонорма»

     2. Тест школьной тревожности Филипса

Второй этап – Практические коррекционно-развивающие занятия.

Третий этап – Контрольная диагностика.

Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.

Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики

Методы и техники, используемые в программе:

Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Игровая терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Структура занятий

Подготовительная часть (разминка) – 5 минут

 Цель: создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе.

Основная часть - 30 минут.

Цель: решение задач, заявленных в программе, посредством выполнения различных  развивающих упражнений, игр и др. методик.

Заключительная часть -5 минут.

Цель: Подведение итогов, получение обратной связи.

Необходимые материалы.

Для занятий  каждому воспитаннику понадобится тетрадь (24 л.), в которую он будет вносить информацию, полученную в ходе занятий, выполнять задания, бумага формата А-4, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, цветные карандаши, ручки, акварель, магнитофон, аудиокассеты с инструментальной и ритмичной музыкой.

Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), работу « в кругу», и двигательные упражнения.

         

   

 Список литературы

  1. Аралова, М.А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 272 с.
  2. Бавина, Т. В. Детские страхи решение проблемы [Текст]: практическое пособие / Т.В. Бавина. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
  3. Захаров, А. И.  Страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – СПб., Речь, 2007. – 320 с.
  4. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: психологический практикум / О. Н. Истратова – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 349 с.
  5. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребёнком  [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. – 176 с.
  6. Пасечник, Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л. В. Пасечник. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
  7. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  8. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми  [Текст] / О. В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
  9. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жатько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 314 с.

Коррекционно-развивающая программа

для детей младшего и среднего школьного возраста

на развитие учебной мотивации рекомендована

детям с низкой школьной успеваемостью  (на конец 1 четверти)

1 семья

1.Безьязыков М.

2.Шетько А.

2 семья

 

3.Золотарев М.

4.Трофимов Д.

5.Алексеева Д.

6.Величко В.

7.Лутфуллин С.

8.Жиляков О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...

Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста

Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР

Психологическая диагностика пространственных представлений  детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста...