Повышение профессиональной компетентности в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС
статья по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему

Елена Анатольевна  Аниконова

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! На сегодняшний день все учащиеся с 1 по 4 классы учатся по новым федеральным гос стандартам. В данном контексте меняется направление и логопедической работы в школе. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

 В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.

 Успех здесь возможен за  счет  инновационной,  качественной  подготовки  подрастающего  поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Повышение  профессиональной компетентности в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС.

 На  современном  этапе  во всём мире именно качество образования определяет уровень развития страны. Успех здесь возможен за  счет  инновационной,  качественной  подготовки  подрастающего  поколения.

 В последнее  десятилетие  в  системе  школьного  образования  был  достигнут  значительный  прогресс  в  качестве  и  способах  подачи  учебного  материала.  Как  правило,  эти достижения  связаны  с  успехом  реформ,  которые  были  направлены  на  эффективную  корректировку  политики  управления  образованием,  модернизацию  его  содержания.

  Основными  направлениями  и  объектами  инновационных  преобразований  в  педагогике  на  сегодняшний  день  являются:

  • разработка  концепций  и  стратегий  развития  образования и  образовательных  учреждений; 
  • обновление  содержания  образования; 
  • изменение  и  разработка  новых  технологий  обучения  и воспитания; 
  • совершенствование  управления  образовательными  учреждениями  и  системой  образования  в  целом; 
  • улучшение  подготовки  педагогических  кадров  и повышения  их  квалификации; 
  • проектирование  новых  моделей  образовательного процесса; 
  •  обеспечение  психологической,  экологической безопасности учащихся;
  •  разработка  здоровьесберегающих  технологий обучения: 
  • обеспечение  успешности  обучения  и  воспитания,

 Педагогическими  инновациями  могут  быть  педагогические  идеи,  процессы,  средства;  методы,  формы,  технологии,  содержательные  программы  и  т.п.  Поиск  же  источников  необходимых  инновационных  изменений - это  процесс  выявления  противоречий,  рассогласований  в  педагогической  практике.

Обычно  говоря  об  источниках  инновационных  изменений,  выделяют  две  группы:

  внутренние,  связанные  с  осознанием  собственной  потребности  в  механизмах  повышения  качества  организации  (изменения  для  улучшения  какого-либо  аспекта);

  внешние,  обусловленные  изменениями  в  законодательстве,  требованиями  вышестоящих  инстанций,  социальным  заказом  со  стороны  родителей  и  т.  п.

   

 В   связи  с  этим  нужны  изменения  в  технологии  обучения, в отдельных  дидактических  средствах,  в понимании  целей  и  задач  процесса  обучения,  его теоретических  основах .

В  настоящее  время  в  ходе  создания,  освоения  и  распространения  инноваций  в  сфере  образования  формируется  новая  образовательная  система  -  глобальная  система  открытого,  индивидуализированного,  гибкого  и  непрерывного  образования  человека.  В  основе  такой  современной  системы  образования  большое  распространение  получили  инновации,  основанные  на  современных  компьютерных  и  телекоммуникационных  технологиях.  Важной  особенностью  современного  образования  является  то,  что  применение  этих  технологий  сопровождается  радикальными  изменениями  в  педагогических  приемах  и  методах,  в  организации  труда  преподавателей,  в  экономических  механизмах  и  методологии  современного  образования.  Проведение  инновационных  преобразований   школы в современных  социально-экономических  условиях,  безусловно,  является  действием  прогрессивным,  способствующим  развитию образовательного  учреждения ,  повышению  качества  образования,  его  конкурентоспособности  в  соответствие  с  сегодняшними  тенденциям  образовании,  потребностями  в  экономике  и  общественной  жизни  страны.  В  современных  условиях  управлять  инновационными  процессами  –  значит  управлять  развитием  образования.  Таким  образом,  развитие  образования  в  целом,  а,  следовательно,  и  развитие  школы  и,  как  следствие,  качество  образования  осуществляется  только  через  инновационный  процесс.

 Процессы  реформирования  и  модернизации  системы  образования  и  отдельных  ее  сегментов  коснулись  и  коррекционной педагогики. Перед учителем-логопедом поставлены задачи:

 

  • поиск новых, эффективных методов и приёмов работы;
  • внедрение их в свою работу;
  • использование различных видов, методов и форм контроля;
  • развитие самостоятельности учащихся;
  • обеспечение объективной ценности результатов.

Планируемые  результаты:

  1. Создание данных, включающих сведения о детях с различными речевыми нарушениями.
  2. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  3. Использование системы диагностических методик для выявления и отслеживания различных типов нарушений речи.
  4. Обобщение и систематизация материалов по результатам реализации программы.
  5. Создание системы работы с такими детьми в начальной школе.
  6. Совершенствование форм работы с детьми.
  7. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
  8. Заинтересованность и активное участие родителей в развитии своих детей.
  9. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.

Задача учителя- логопеда – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить в практике  работы.

 Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности.

Прежде всего, выделяются два компонента: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.

Ведущим направлением деятельности учителя-логопеда  является коррекция устной и письменной речи, а также профилактика  нарушений чтения при обучении в школе. Для решения этой основной задачи, особую значимость приобретает овладение учителем-логопедом методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения со школьниками.

Действительно, распространение речевых нарушений и дизорфографии негативно сказываются на процессе формирования языковой личности ребенка, его  школьной и социальной адаптации.

Система работы должна быть направлена, прежде всего:

-на включение участников в практическую совместную творческую деятельность, 

-на овладение новыми способами решения педагогических задач в процессе моделирования,

-на разработку содержания логопедических занятий и непосредственного применения осваиваемых приемов логопедической работы на практике.  

 В результате организации деятельности учителя-логопеда происходит не только формирование и накопление профессионального опыта, но и повышается динамика его профессионального роста. Совершенствуется  умение творческого решения педагогических задач, происходит овладение новыми способами деятельности, деятельностными знаниями, важными составляющими  профессиональной компетенции. 
Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда не может ограничиваться  только расширением специальных знаний, приемов ведения логопедической работы. Огромное значение имеет социально-личностная составляющая. Личностный компонент формирования  профессиональ-   ных качеств учителя-логопеда включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда  — это процесс непрерывного общения его со школьниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы. Очень важно
 «открыть» ребенка на общение с логопедом, ведь, как правило, дети, имеющие нарушения речи малообщительны, замкнуты. "Открытие" ребенка на общение зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического  комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него, что ему предстоит сделать. В то же время, знание истинного отношения школьника к окружающему помогает учителю-логопеду планировать дальнейшую совместную с ним работу. Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.  Личностно-ориентированная модель общения предполагает ситуацию, при которой взрослый предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования. Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентно-способного специалиста образовательного пространства.

Алгоритм организации инновационной деятельности можно представить в виде шагов:

1. Понимание необходимости изменений.

2. Изучение теории.

3. Отбор и внедрение в практику.

4. Анализ, мониторинг.

5. Подведение итогов.

6. Приведение в систему (т.е. логически законченная система организации инновационной деятельности).

Последний шаг алгоритма – это и есть результат деятельности на дальнюю перспективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Организация работы учителя логопеда в школе в условиях ФГОС

Организация работы учителя логопеда в школе в условиях ФГОС 1. Требования ФГОС в отношении организации занятий логопеда 2. Организация работы логопеда: основные задачи 3.Организация деятельности ...

Работа учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с учётом особ...