Словарная работа на уроках логопедии
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Сергеева Надежда Сергеевна

В данной методической разработке представлена работа со словарными словами . Даны задания для правописания словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_logopedii.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках логопедии.

Н.С.Сергеева учитель-логопед МОУ « Дедовская СОШ № 4».

        Работа по формированию словаря открывает ребенку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составлять основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов логопеда (А какой это предмет? А что он может делать? А как он это делает? и т.д.) можно построить достаточно развернутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно. Вместе с тем работа над словом позволяет активизировать и развитие произносительных навыков детей. Работа над запоминанием словарных слов является одной из самых сложных видов деятельности. Для того, чтобы словарный запас учащихся действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически. Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

        Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирования её лексической стороны. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, содержание литературных произведений, теле- и радиопередач. Дети с развитым словарным запасом легче овладевают навыком чтения, быстрее усваивают нормы грамматического строя языка.

        Словарный запас человека характеризуется как с качественной, так и с количественной стороны. К моменту поступления в школу (7 лет) ребенок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. Однако словарной работе до сегодняшнего дня уделяют мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс», - писал известный советский ученый – методист А.В.Гиекучев.

        Особое значение для обогащения словарного запаса приобретает словарная работа на логопедических занятиях. При изучении словарных слов следует опираться на четыре вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестеническую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную. Но ведь это далеко ещё не все ресурсы нашей памяти. Можно использовать эмоционально – образную, тактильную память.

        Словарные слова используются при объяснении парных согласных, составлении предложений, рассказов, письмо изложений, сочинений. Надо учить детей видеть их и находить в рассказах, стихотворении, научной статье, находить им объяснение. Логопед всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

        Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, связные тексты – отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.

        Наиболее полезным видом работы с дисграфиками, позволяющим исключить ошибки, связанные с непройденными темами, является графический диктант. Наиболее подходящим материалом для проведения такого диктанта является дифференциация смешиваемых пар звуков. Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Именно графический диктант        позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты.

        Этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложений – на слова, приучаются выделять предлоги. Учащиеся сознательно стремятся к запоминанию каждого предложения. Объём слуховой памяти заметно увеличивается. Постепенно совершенствуется навык точного и быстрого анализа слов по звуковому составу с опорой на артикуляцию. Обычно дети охотно пишут все графические диктанты. Графические диктанты расширяют словарный запас.

        Например:

  1. Навык определения количества звуков в слове

город   . . . . .

зайчиха  . . . . . . .

  1. Умения определять количество слогов

сахар                _ _

сахарница        _ _ _ _

  1. Тема «Мягкий знак»

картофель _________ль

коньки ____нь______

  1. Парные согласные

медведь   __________

барабан  _Î____Î___

  1. Предлоги

Лиса с лисятами бежит по лесу

_____ v_______  ______ v ____

        Знакомя ребёнка со словом нужно постараться вызвать в его сознании яркий образ, логически связать слово с каким-либо предметом.

        На занятии я часто использую ассоциативный метод изучения словарных слов.

Кар-кар!

ворона                C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\images.jpg                   картошка

                        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[11].jpg        кап-кап                капуста

                        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[10].jpg        конь                коньки

Га-га!

гусь                        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[19].jpg        газета

100                                                         столица

у                                                         улица

Ква-ква!

лягушка                 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[39].jpg                        квартира

гвоздь        C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\images[39].jpg                гвоздика

роза                C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[18].jpg                шиповник

                        C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\images[10].jpg                носки

нота                C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[4].jpg                          сирень

молот        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\images[16].jpg                        молоток

Заключение.

Различные виды работ над словарными словами позволят заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...