Логопедическая тема: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Создание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

                    Конспект логопедического занятия  3 кл.

 

                     Учитель-логопед Александрова С.А.

 

Логопедическая тема: закрепить навык написания  гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Создание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»

Лексическая тема: «Растения и животные леса»

Цель: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Написание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  закрепить навык написания  гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро  в словах, в словосочетаниях, в тексте.

-закреплять навык языкового анализа и синтеза,

 

Коррекционно-развивающие:

-развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Лес»;

-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

-развивать фонематические процессы;

 

Коррекционно-воспитательные:

-создавать ситуацию успеха;

-создавать положительный эмоциональный фон;

-стимулировать речевую активность;

 

Здоровьесберегающая технология  на логопедическом занятии «Пальчиковая гимнастика»

Цель: применение здоровьесберегающей технология в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

-учить детей приемам сохранения здоровья;

-восстановления сил;

-развития переключаемости;

-стимуляции работоспособности и мышления              

-стимуляции положительного эмоционального фона

 

 

 

Деятельность логопеда

 

I. 1.Организационный момент.

У логопеда на столе лежат предметы:

веточка, шишки   еловая и сосновая,   елочка, бабочка, ландыши,   птенчик, ужи, мыши, белочка, лисичка,   

- Перечислите предметы.

- Какая орфограмма   встретилась  в написании слов, обозначающих эти предметы?

- Где в  жизни можно  встретить эти предметы?

- Сегодня на уроке мы побываем на лесной поляне, повторим написание гласных после шипящих, сочетаний «чк, чн, оро, раст, рос».

 

2.-Откройте тетради. Запишите число. Минутка чистописания.

Логопед с учениками по таблице повторяют написание гласных после шипящих, сочетаний.

3.-Давайте  повторим   сочетания, в написании которых дети, как правило, делают ошибки.

Ученики с таблицы переписывают сочетания.

4.-А сейчас отправляемся в путешествие на лесную  полянку.

- Рассмотрите картинку.

- Где стоит девочка? Девочку зовут Настя.

 

- Стоит Настенька на лесной поляне, а жизнь леса идет своим чередом.

- Каких животных вы видите?

 

 

 

 

 

- Слева лес из одних берез.

- Как называется такой лес?

- Справа труднопроходимый хвойный лес?

- Как называется такой лес?

- Записывайте слова с сочетаниями в столбик.

 

- Кто это?

- Как зовут этого зверька?

- Где сидит белочка?

- На ветке висят ?

- Что это за цветы?

- Как называются такие возвышения?

- Что это за зверек?

- Что это за птица поет на ветке?

- Как зовут птичку, которая кормит птенчиков?

- Кто порхают в воздухе?

- Кто наблюдает за лесной жизнью?

- Сыро на поляне или сухо? Почему вы так решили?

- Кто это? Как называются?

- Что это за зверьки?

- Что это за зверьки?

- Все записанные вами слова относятся к какой части речи?

- Давайте к данным существительным запишем подходящие по смыслу  имена прилагательные и глаголы.

5.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Упр: «Мышки», «Деревья», «Птичка»,

«Птенцы в гнезде», « Дом гнома».

 

6.Слева от существительных запишите подходящее по смыслу прилагательные.

- Какая роща?

 

- Какая чаща?

 

- Какие ежи?

 

- Какая  белочка?

- Какая веточка?

- Какие шишки?

- Какие ландыши?

- Какие кочки?

- Какая лиса?

 

- Какой соловей?

- Какая птичка?

 

- Какие бабочки?

 

- Какая девочка Настя?

 

- Какие лужи?

 

- Какие грибы?

- Какие мыши?

 

- Какие ежи?

7.-Справа от имен существительных запишите подходящие по смыслу глаголы.

- Что делает роща?

- Что делает чаща?

- Кто делают ужи?

 

- Что делает белочка?

 

- Что делает ветка?

- Что делают шишки?

- Что делают ландыши?

 

- Что делают кочки?

- Кто делает лисичка?

 

- Что делает соловей?

- Что делает птичка?

- Кто делают бабочки?

 

 

- Что делает девочка?

 

- Что делают лужи?

 

- Что делают грибы?

 

- Что делают мыши?

- Что делают ежи?

 

- Прочитайте по строчкам, что у вас записано в тетради.

 

8. На этом занятие заканчивается.

- Какую орфограмму повторяли ?

 

- Чему учились на занятии?

Ученики зачитывают записанные предложения.

Логопед исправляет, допущенные учениками ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 занятие

I.  Организационный момент.

-Сегодня, опираясь, на записи прошлого урока, видя картинку-опору

«На лесной поляне» вы напишите сочинение «На лесной поляне».

II. 1. - Напишите, что удалось увидеть и услышать девочке, когда она остановилась и прислушалась на поляне леса.

-Давайте повторим, составные части текст?

 

 

 

- В первой части текста  поясните, где происходит действие,  какое время года, кто совершает действие.

- Употребите слово «однажды».

- Во второй части текста перечислите, что удалось увидеть и услышать девочке на поляне леса.

- В  третьей части текста выразите чувства, которые испытала девочка,    после того, как столько увидела и услышала, побывав на поляне леса.

 

2.Самостоятельная работа учеников на черновике.

3.Логопед с учеником редактируют текст, как правило, поправляют границы предложений.

4.Ученики переписывают текст на заготовленную логопедом основу с рисунком.

5.Ученики подчеркивают сочетания, которые им удалось употребить в тексте.

6.Ученики раскрашивают рисунок.

7.Логопед оформляет выставку работ учащихся.

III. Подведение итогов занятия.

- Чему учились на занятии?

Деятельность детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в лесу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на лесной поляне

 

 

 

 

 

 

белку, лису, ужей,

ежей. мышей

Ученики записывают слова в тетрадь столбиком:

 

 

роща

 

 

чаща

 

 

 

ужи

белочка

на веточке

шишки

ландыши

кочки

лисичка

соловей или синичка

 воробей,

бабочки

девочка Настя

сыро

лужи

лисички, рыжики

мыши

ежи

 

имена сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

березовая, дубовая, осиновая, светлая

непроходимая, еловая, лесная

проворные, незаметные,

рыжая, проворная,

еловая,  сосновая

крупные, зеленые

лесные, душистые

травяные

 рыжая, молодая, хитрая

голосистый,лесной

заботливая, трудолюбивая

легкие, разноцветные

маленькая, смелая, внимательная

лесные, глубокие

 

крепкие, крупные

серые, юркие, лесные

колючие, незаметные

 

 

шумит, растет

высится

ползают, шипят, охотятся

прыгает, ест, смотрит

качается, растет

растут, зеленеют

цветут, растут, белеют

сохнут, высятся

охотится, ищет, греется

поет, чистит, клюет

кормит, заботится

летают, порхают, кружатся

наблюдает, смотрит

отражают, подсыхают

растут

 

ищут, прячутся

охотятся, ищут, едят

Ученики зачитывают свои записи в тетради.

-Написание гласных после шипящих

жи, ши, ча, ща, чу. щу.  Сочетаний чк, чн, оро, оло, раст, рос.

-Записывали, изображенные на рисунке, названия птиц, животных, растений и подходящие им по смыслу прилагательные. глаголы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писали сочинение, стараясь употребить, как можно больше сочетаний

Оборудова- ние

 

предметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица написаний гласных после шипящих, сочетаний чк, чн, оро,оло,раст, рос

 

 

 

опора-

рисунок

« На лесной поляне»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

картинка-

опора

« На лесной поляне»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

черновики

 

 

 

основа с

рисунком

 

простой карандаш, линейка,

цветные

карандаши

 

 

 

 

 

  

 

 

                                         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhi_i_shi.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект логопедического занятия  3 кл.

                     Учитель-логопед Александрова С.А.

Логопедическая тема: закрепить навык написания  гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Создание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»

Лексическая тема: «Растения и животные леса»

Цель: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Написание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  закрепить навык написания  гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро  в словах, в словосочетаниях, в тексте.

-закреплять навык языкового анализа и синтеза,

Коррекционно-развивающие:

-развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Лес»;

-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

-развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные:

-создавать ситуацию успеха;

-создавать положительный эмоциональный фон;

-стимулировать речевую активность;

Здоровьесберегающая технология  на логопедическом занятии «Пальчиковая гимнастика»

Цель: применение здоровьесберегающей технология в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

-учить детей приемам сохранения здоровья;

-восстановления сил;

-развития переключаемости;

-стимуляции работоспособности и мышления              

-стимуляции положительного эмоционального фона

Деятельность логопеда

I. 1.Организационный момент.

У логопеда на столе лежат предметы:

веточка, шишки   еловая и сосновая,   елочка, бабочка, ландыши,   птенчик, ужи, мыши, белочка, лисичка,    

- Перечислите предметы.

- Какая орфограмма   встретилась  в написании слов, обозначающих эти предметы?

- Где в  жизни можно  встретить эти предметы?

- Сегодня на уроке мы побываем на лесной поляне, повторим написание гласных после шипящих, сочетаний «чк, чн, оро, раст, рос».

2.-Откройте тетради. Запишите число. Минутка чистописания.

Логопед с учениками по таблице повторяют написание гласных после шипящих, сочетаний.

3.-Давайте  повторим   сочетания, в написании которых дети, как правило, делают ошибки.

Ученики с таблицы переписывают сочетания.

4.-А сейчас отправляемся в путешествие на лесную  полянку.

- Рассмотрите картинку.

- Где стоит девочка? Девочку зовут Настя.

- Стоит Настенька на лесной поляне, а жизнь леса идет своим чередом.

- Каких животных вы видите?

- Слева лес из одних берез.

- Как называется такой лес?

- Справа труднопроходимый хвойный лес?

- Как называется такой лес?

- Записывайте слова с сочетаниями в столбик.

- Кто это?

- Как зовут этого зверька?

- Где сидит белочка?

- На ветке висят ?

- Что это за цветы?

- Как называются такие возвышения?

- Что это за зверек?

- Что это за птица поет на ветке?

- Как зовут птичку, которая кормит птенчиков?

- Кто порхают в воздухе?

- Кто наблюдает за лесной жизнью?

- Сыро на поляне или сухо? Почему вы так решили?

- Кто это? Как называются?

- Что это за зверьки?

- Что это за зверьки?

- Все записанные вами слова относятся к какой части речи?

- Давайте к данным существительным запишем подходящие по смыслу  имена прилагательные и глаголы.

5.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Упр: «Мышки», «Деревья», «Птичка»,

«Птенцы в гнезде», « Дом гнома».

6.Слева от существительных запишите подходящее по смыслу прилагательные.

- Какая роща?

- Какая чаща?

- Какие ежи?

- Какая  белочка?

- Какая веточка?

- Какие шишки?

- Какие ландыши?

- Какие кочки?

- Какая лиса?

- Какой соловей?

- Какая птичка?

- Какие бабочки?

- Какая девочка Настя?

- Какие лужи?

- Какие грибы?

- Какие мыши?

- Какие ежи?

7.-Справа от имен существительных запишите подходящие по смыслу глаголы.

- Что делает роща?

- Что делает чаща?

- Кто делают ужи?

- Что делает белочка?

 

- Что делает ветка?

- Что делают шишки?

- Что делают ландыши?

- Что делают кочки?

- Кто делает лисичка?

- Что делает соловей?

- Что делает птичка?

- Кто делают бабочки?

- Что делает девочка?

- Что делают лужи?

- Что делают грибы?

- Что делают мыши?

- Что делают ежи?

- Прочитайте по строчкам, что у вас записано в тетради.

8. На этом занятие заканчивается.

- Какую орфограмму повторяли ?

- Чему учились на занятии?

Ученики зачитывают записанные предложения.

Логопед исправляет, допущенные учениками ошибки.

 

2 занятие

I.  Организационный момент.

-Сегодня, опираясь, на записи прошлого урока, видя картинку-опору

«На лесной поляне» вы напишите сочинение «На лесной поляне».

II. 1. - Напишите, что удалось увидеть и услышать девочке, когда она остановилась и прислушалась на поляне леса.

-Давайте повторим, составные части текст?

- В первой части текста  поясните, где происходит действие,  какое время года, кто совершает действие.

- Употребите слово «однажды».

- Во второй части текста перечислите, что удалось увидеть и услышать девочке на поляне леса.

- В  третьей части текста выразите чувства, которые испытала девочка,    после того, как столько увидела и услышала, побывав на поляне леса.

2.Самостоятельная работа учеников на черновике.

3.Логопед с учеником редактируют текст, как правило, поправляют границы предложений.

4.Ученики переписывают текст на заготовленную логопедом основу с рисунком.

5.Ученики подчеркивают сочетания, которые им удалось употребить в тексте.

6.Ученики раскрашивают рисунок.

7.Логопед оформляет выставку работ учащихся.

III. Подведение итогов занятия.

- Чему учились на занятии?

Деятельность детей

в лесу

на лесной поляне

белку, лису, ужей,

ежей. мышей

Ученики записывают слова в тетрадь столбиком:

роща

чаща

ужи

белочка

на веточке

шишки

ландыши

кочки

лисичка

соловей или синичка

 воробей,

бабочки

девочка Настя

сыро

лужи

лисички, рыжики

мыши

ежи

имена сущ.

березовая, дубовая, осиновая, светлая

непроходимая, еловая, лесная

проворные, незаметные,

рыжая, проворная,

еловая,  сосновая

крупные, зеленые

лесные, душистые

травяные

 рыжая, молодая, хитрая

голосистый,лесной

заботливая, трудолюбивая

легкие, разноцветные

маленькая, смелая, внимательная

лесные, глубокие

крепкие, крупные

серые, юркие, лесные

колючие, незаметные

шумит, растет

высится

ползают, шипят, охотятся

прыгает, ест, смотрит

качается, растет

растут, зеленеют

цветут, растут, белеют

сохнут, высятся

охотится, ищет, греется

поет, чистит, клюет

кормит, заботится

летают, порхают, кружатся

наблюдает, смотрит

отражают, подсыхают

растут

ищут, прячутся

охотятся, ищут, едят

Ученики зачитывают свои записи в тетради.

-Написание гласных после шипящих

жи, ши, ча, ща, чу. щу.  Сочетаний чк, чн, оро, оло, раст, рос.

-Записывали, изображенные на рисунке, названия птиц, животных, растений и подходящие им по смыслу прилагательные. глаголы

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

   

Писали сочинение, стараясь употребить, как можно больше сочетаний

Оборудова- ние

предметы

Таблица написаний гласных после шипящих, сочетаний чк, чн, оро,оло,раст, рос

опора-

рисунок

« На лесной поляне»

картинка-

опора

« На лесной поляне»

черновики

основа с

рисунком

простой карандаш, линейка,

цветные

карандаши

   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...

Гласные буквы после шипящих в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу. Сочетания чк, чн, щн Словарный материал 1 класс

Словарный материал для отработки навыков безошибочного написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн...