Профилактика нарушений письма у младших школьников
статья по логопедии (1 класс) на тему

Лыкова Марина Анатольевна

"Что нужно знать родителям о мерах ранней профилактики нарушений письма у младших школьников?" Эти знания Вы получите, прочитав данную статью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_pisma_u_mladshih_shkolnikov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письма у младших школьников

      К мерам ранней профилактики нарушений письма у младших школьников можно отнести достаточную сформированность устной речи ребёнка, а также целенаправленное развитие тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессом письма, а именно:

1. Правильное звукопроизношение.

2. Полноценные фонематические процессы.

3. Представления о звуко-буквенном составе слова.

4. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

5. Достаточный уровень словарного запаса, грамматического строя речи.

6. Развитие зрительно-пространственных представлений.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

9. Развитие логических операций мышления.

10.Развитие памяти.

                                         Рекомендуемые игры, задания и упражнения:

 -«Послушай слова и найди лишние. Объясни свой выбор- «сыр-сыр-сор-сыр; роса-оса-роса-роса» и т.д.

-Игра «Попугай»: «Повтори за мной точно также –« ба-па-ба; ду-ду-ту; чу-щу-чу» и т. д.

-Игра «Готовим вместе»: « Для приготовления борща нам нужны овощи в названии которых ты слышишь звук /К/. Назови их.»

-Игра «Пирамида». Эта игра требует предварительной подготовки. На листе ватмана нарисовать пирамиду. Взрослый подбирает картинки предметов, состоящих из трех, четырех, пяти звуков. Количество картинок соответствует количеству ячеек на ступени пирамиды. На первую ступень взрослый предлагает поместить картинки, название которых состоит из трех звуков, на вторую ступень – из четырех, на третью – из пяти. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, состоящие из определенного количества звуков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Можно попросить назвать «соседей» заданного звука.

-Игра «Робот». Для работы потребуется орфографический словарь. Взрослый ищет из словаря сложные по звуко-слоговому составу слова, произносит их внятно и медленно по слогам («инст-ру-мент; же-лез-но-до-рож-ник» и т. д). Задача ребёнка- повторить их точно также, не переставляя местами звуки и слоги.

-Игра «Вредина». Инструкция взрослого: «Я называю слово, а ты- противоположное по смыслу. Например: лето- «зима», весёлый- «грустный», строить- «ломать».

-Игра «Отгадай предмет». Взрослый рассказывает о предмете с помощью прилагательных, ребёнок отгадывает загаданное слово. Например: « Большое, кисло-сладкое, ароматное, сочное ……? – Яблоко. Тёмно-зелёная, скользкая, шершавая, большая….?- Жаба.» Потом меняетесь с ребёнком ролями. Важно подбирать прилагательные, характеризующие предмет как можно более точно.

-«Посмотри внимательно на рисунок. Назови (запиши) буквы, наложенные друг на друга.» (Смотри приложение).

-«Рассмотри рисунок. Какие предметы изображены на нём? Сколько на рисунке грибков; листочков; звёздочек? Подумай и соедини предметы с кружочками (по числу данных предметов). Расскажи, что ты сделал. » (Смотри приложение).

-«Внимательно рассмотри ряды букв и найди среди них слова. Какое задание ты выполнял?».

СНФЯШКОЛАЪШБГТККАНИКУЛЫМУЛИАТ;

СНПРМЛЕТОВАРАНАЛМОРЕЧЩОЫДОТДЫХЫРЪГЮК;

УТРХБПТЕПЛОХОДВИСТТЮЯЬНОППУТЕШЕСТВИЕКЛАДБ.

     Опыт показывает, что дети 6 -7и летнего возраста, приходящие в 1й класс, часто не осознают расположения «вправо-влево», «перед - после». Не понимают, что значит «начинаем писать выше нижней линии», либо «ведём вверх направо….». Всему этому нужно учить ребёнка, терпеливо объясняя и показывая «что есть что» ещё до школы. Вот несколько заданий и упражнений:

-Учим ребёнка ставить точки, с которых начинаем движение. Затем учим рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Инструкция взрослого: «Покажи направление «вправо, влево, вниз, вверх, вниз-вправо, вверх-влево» и т.д. Лучше использовать листочки нелинованной бумаги. Главное зафиксировать внимание ребёнка на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть ровными. Необходимо добиться понимания и осознания того, что рука может двигаться в разных направлениях. (Смотри приложение).

                                                                      Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Причины нарушения письма у младших школьников

В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках  детей так часто?"...

Предупреждение нарушений письма у младших школьников

          Процесс письма является сложным системным и произвольным психическим процессом. В норме он осуществляется на основе достаточного уровня сформированности опред...