Профилактика нарушений зрения у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Трубинова Лариса Геннадьевна

В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для профилактики нарушений зрения у детей. Проведение электронных физминуток, упражнений зрительной гимнастики, работа с различными тренажёрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zreniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа №25»

                                           г. Балаково Саратовской области

                 

                  Доклад по теме

         Профилактика нарушений

       зрения у младших школьников

                           

                                                                                   подготовила

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   Трубинова Лариса Геннадьевна

                                                             

                                                             

                                                               Балаково

                                                                  2015 г.

       

       Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза?

       По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.

       Но, к сожалению, встретить сейчас первоклассника или даже еще дошкольника в очках – не такая уж и редкость. Между тем, еще пару десятков лет назад нарушения зрения у детей были, скорее, исключением, чем правилом. Но времена меняются, технический прогресс не стоит на месте – и компьютертелевизор, и неправильное питание, и  осанка, и детей перенапряжение глаз - делают свое дело. Поэтому сейчас детское зрение становится все хуже и хуже - а каждому четвертому ребенку в возрасте шести лет ставят диагноз «близорукость» или предшествующее ей состояние.

       Конечно же, родители пребывают в шоке (особенно если у них самих зрение хорошее) и не знают, почему так происходит и что им делать. А способ сберечь детские глазки только один – профилактика нарушений зрения у детей с самого раннего возраста!

       Поэтому перед учителями начальных классов ставятся следующие задачи:

1.  Ограничение зрительного напряжения на уроке и усиление  слуховой нагрузки. Необходимо делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45 минут.

2. В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения).

3. Осуществлять контроль за правильной посадкой детей на уроке.

4. Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.

5. Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные соревнования, поднятия тяжестей.

6. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей

дома.

       Решению этих задач способствует применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Многие современные педагоги обращаются к системе школьного образования, разработанной российским педагогом Владимиром Филипповичем Базарным.  К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

1. Сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.

       Настольная конторка— одна из основных здоровьесберегающих технологий, которая способствует  профилактике близорукости.  За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.

2.Сенсорно-координаторные тренажёры

       Данные упражнения способствуют развитию  мышечно-телесной координации. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

3.Схема зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёры)

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере.
Этап подготовителтьный.
       Ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.
Этап основной. 
       Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
Этап заключительный.
      Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере , прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления. Цель этих тренажей: предупреждение близорукости и нарушения осанки. 
        В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат, расширяет зрительную и двигательную активность.

       Во время урока проводятся физкультурные паузы, используется одно упражнение. В течение недели упражнения чередуются. Вот некоторые примеры данных упражнений.

«Найди зверюшек».
Упражнение способствует развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.
На таблице нарисовано 2 контура – силуэта животных, частично задевающих друг друга. Сначала, это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2, но выполненных одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать животных и сказать, кто это.

«Стрелоплан».
Стрелоплан позволяет ребенку зрительно перемещаться по таблице, «встречая» зверюшек.
- делить прямоугольник по диагонали на 4 треугольника;
- менять направление, выбирая самую «короткую», «длинную» дорогу до зайчика и т д.

«Путешествие Колобка». Пройди глазами по дорожке вместе с Колобком.
«Кораблик». Проследи глазами по контурам кораблика.
«Улитка». Проследи глазами по дорожкам.
«Паутина». Проследи глазами по дорожке и скажи, листики какого дерева ты встретил.

Упражнения со зрительными стимулами.
       На конце указки прикрепляем яркий предмет (бабочка, лошадка, самолетик и т.д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении. Сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево – вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно сопровождать стихами.
 
Использование лазерного фонарика.
      Игровые упражнения: «Где зажегся огонек», «Волнистая дорожка», «Пила» и др.

Работа с малыми офтальмотренажерами, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.
«Разноцветные кружочки». На таблице слева и справа нанесены равное количество кружочков определенного размера (от 5 до 0,5 см) и цветов (красного, синего, желтого, черного). Детям предлагаем задания: 
- покажи все большие (маленькие) кружочки;
- покажи красные кружочки в порядке убывания (возрастания);
- какие кружки расположены рядом с большим красным кружком;
- «Найди такой же» (игра в парах).
Цвет стимулирует зрительную реакцию ребенка, обладает большей эмоциональной выразительностью. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.

Аналогичные таблицы «Веселые цифры», «Учим буквы».

«Полоски длинные, короткие».
Слева и справа на таблице нанесены полоски определенной длины от самой длинной 50 см  до самой короткой 10 см, всего 5 полосок.
Ребенку предлагают:
- найди 2 равные по длине полоски;
- покажи самую короткую и самую длинную полоску;
- от самой короткой до самой длинной.
Важным условием для восприятия величины предметов является возможность их одновременного обозрения. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации; прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.

«Елочка». На листе бумаги контуром изображена елочка. Толщина линии – 1см. Плакат размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. 
    Упражнения со схемами проводится в положении стоя или сидя. Педагог предлагает детям занять удобную позицию, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).
     Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка.
Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.  Комплекс таких зрительных гимнастик создаётся с помощью программы Power Point. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. 
      Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век; 
- снимает переутомление зрительного аппарата; 
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
- корректирует функциональные дефекты зрения.

       Все эти виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Данную работу должны проводить педагоги совместно с родителями. Использование данных современных технологий даёт возможность обучать , сохраняя здоровье. Только совместными усилиями можно исправить сложившуюся тенденцию – выпускник школы -  «очкарик»

                             Список использованной литературы

  1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005.
  2. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995.
  3. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа.– 2006.-  № 8. - С. 98.
  4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75.
  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. - 2006. -  № 6. - С. 56-58.

                                             Интернет-ресурсы

http://zrenieostro.com/blog/other-methods/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-po-metodike-bazarnogo.html

http://ds7ishim.ru/content/profilaktika-narushenii-zreniya-u-detei



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика заболеваний у младших школьников

Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценнос...

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы  профилактики....