"Предлоги"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Житникова Наталья Викторовна
Коррекционно- развивающее занятие.
Тема: « Предлоги».
Занятие с группой детей, имеющих заключение: нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием. 2-3 класс.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlogi.doc173 КБ
Office presentation icon predlogi.ppt785.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающее занятие.

Тема: « Предлоги».

Занятие с группой детей, имеющих заключение: нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием. 2-3 класс.

Цели.

  • Уточнение конкретно—пространственных значений предлогов.
  • Формировать умение доказывать правильность написания предлогов.
  • Обращать внимание учащихся на связь слов в предложении и роль в этом предлогов.
  • Преодоление аграмматизмов в речи младших школьников.

  1. Организация группы детей к началу занятия.

Слайд 1: поочерёдно возникают картинки простого карандаша, тетради, ручки.

Лог. Посмотрите всё ли у вас готово к занятию, в порядке заданном картинками.

  1. Дыхательная гимнастика.

Игровая ситуация « Снежный ком» (чтение по цепочке) Слайд 2.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!  

Упр. « Думающая шапочка».

Способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизирует память.

Лог. Какие маленькие слова мы произносили?

Дети: за, под, на, в.

Лог. Как одним словом они называются?

Дети: предлоги.

Сообщение  темы занятия.

Лог. Мы будем учится правильно употреблять предлоги в речи, формировать правильное написание.

  1. Разминка.

Графическое воспроизведение направлений.

Показать рукой в воздухе направления: сверху—вниз, снизу—вверх, справа—налево, слева—направо.

Игра « Прятки»

Лог. Возьмите предмет на парте.

В моей команде какой предлог вы услышали?

Дети: на.

Лог. Этот предлог относится к какому слову?

Дети: к парте.

Лог. Спрячьте, предмет в карман. ( работа аналогичная)

 -- Достаньте из кармана.( рассуждения так же)

Парта, карман—имена существительные.

Вывод: предлоги в, на, под, над, около и другие, относятся только к существительным.

К нам пришли телеграммы.

Слайд 3. Выводятся тексты телеграмм.

Лог. Ребята, прочитайте первую.

Дети.

Приеду               среду.

Лог. Понятен смысл предложения?

-- Чего- то не хватает! Нет связи слов.

Дети. Не хватает предлога в .

Лог. Покажите схему предлога.  

Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении и помогают им окончания.

Ко второй части вывода мы вернёмся позже.

Далее есть ещё ряд телеграмм. Кто знает какое задание будет?

Дети: нужно вставить по смыслу предлоги.

 Телеграммы.

-- Вылетаю         Москвы.

-- Встречайте         7 часов вечера.

-- Жду     л вокзале.

-- Продолжайте работать        задачей.

--        землёй нашли интересные вещи.

-- Подъедите       заводу.

-- Читайте         животных.

Проблемная ситуация.

Лог. Ребята, как пишутся предлоги?

Дети: отдельно.

-- Как это доказать?

Лог. Вам нужно выполнить работу по данному образцу и сделать вывод. Слайд 4.

Подумай.                               Докажи.                              Напиши.

(в) воде                              в прозрачной воде                  в воде

(через) трещину               через ……… ………               ………..

(на) небе                      

(к) лесу

(по) ступенькам

Вывод: между предлогом и словом к которому оно относится можно вставить слово, следовательно предлоги пишем отдельно.

Физ. минутка.

Упр. «Космос»

-- Глазки наши закрываются— всё чудесно расслабляется, дышится легко, ровно, глубоко… Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.

Упр. « Лежащая восьмёрка»--3 мин. Музыка Чайковский П.И. « Времена года» или вальс Цветов.

Вытягиваем руку, которой пишем и напишем ею в воздухе большие лежащие восьмёрки. Потом другой рукой, теперь двумя руками. Важно: место пересечения восьмёрки должно находиться перед тобой- -между глазами. Следить глазами за линией движения кончиков пальцев!

Упр. « Черепаха»

Пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки как будто в замок, но кисти соединять не надо. Большие пальцы обеих рук подушечками соединяются друг с другом. Удерживать 3-4 сек, раскрыть ладони, а потом снова соединить пальцы.

Упражнение полезно при переутомлении.

Письменные упражнения.

-- Придумаем предложения по картинкам.

Используем кубик (игровой момент – бросайка), на гранях цифры от 1 до 6.

Какое число выпадет, под тем номером и составляем.

Картинки.

Ответы детей.

-- Запишите одно из понравившихся. Как напишем предлог?

--Прочитать записанное предложение. Слайд 5.

Папа спешит         работа.

Лог. Какой предлог надо поставить вместо точек и как после этого изменится слово работа.

Папа спешит на работу.

-- Сравним: работа- работу; для связи слов в предложении служат не только предлоги, но и окончания слов. После того, как вставили предлог на, появляется окончание –у, так как вариант на работа не соответствует правилам согласования в русском языке.

Лог. Запишите возможные варианты предложений. Слайд 5. (постепенно выводим предложения).

Карандаш лежит ….  (полка).

Машина остановилась …. (школа).

Проверка. 1. Вставили предлог на- окончание –е. 2. Вставили предлог возле- окончание-ы.

Итог.

Что мы узнали о предлоге?

  1. Предлоги относятся к словам существительным.
  2. Пишутся отдельно.
  3. Служат для связи слов в предложении.

Обратная связь.

Упр. « Я так чувствую».

На полях тетради нарисуйте небольшой кружок и поставьте в нём один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения. Слайд 6.

  • Точка—всё было понятно.
  • ?—осталось ощущение, что что-то непонятно.
  • !—всё было непонятно, есть уверенность, что знания по теме твёрдые.
  • ...—тема кажется непонятной.

Спасибо за занятие!

Молодцы!      Слайд 7.

                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому ...

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Предлог. Роль предлога в речи

         Урок по  русскому  языку, 2 классТема  урока: Предлог. Роль предлога в речи.Цели и задачи урока:Дать представление о роли предлога в речи;Формир...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....