Коррекция оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии по теме

Усцелемова Екатерина Викторовна

Цель методической разработки - обобщение опыта и результатов исследования современных авторов и подборка упражнений и практических заданий,  направленных на коррекцию оптической дисграфии у учащихся с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_opticheskoy_disgrafii.docx57.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Коррекция

оптической дисграфии

у детей с задержкой психического развития

Автор: Усцелемова Екатерина Викторовна,

учитель-логопед МКОУ «ООШ №14»

Миасский городской округ

2015


Содержание

Введение                                                                                2                        

Оптическая дисграфия

у детей с задержкой психического развития         3

Коррекционно - развивающая работа

по предупреждению оптической дисграфии

у первоклассников с задержкой психического развития                5    

Заключение                                                                        17

Список литературы                                                                18


Введение.

Для успешного обучения и усвоения необходимого объёма знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня физического и психического развития. Особое значение имеет развитие центральной нервной системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические функции, в том числе и те, которые обеспечивают возможность школьного обучения.

Формирование психических функций лежит в основе развития познавательной деятельности ребёнка и в значительной мере определяет успешность его обучения в школе. По данным последний исследований, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют те, у которых есть диагноз ЗПР и  расстройства нервно-психической сферы. Причины задержки психического развития анализировались такими исследователями, как Власова Т. А., Певзнер М. С., Лубовский В. И., Шевченко С.Г. и другие. Слабо выраженная органическая недостаточность мозга ведёт к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определённого уровня: 1) знаний и представлений об окружающем мире; 2) умственных операций, действий и навыков; 3) речевого развития; 4) познавательной активности; 5) регуляции поведения.

Дети с задержкой психического развития оказываются неготовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. У них отмечается неполноценность зрительно-пространственной ориентировки, незрелость  моторных функций, отставание развития зрительного восприятия, и зрительно-моторной координации. Это ведёт к трудностям воспроизведения и запоминания графического образа буквы и цифры, нарушения различения фигур и т. д., что в свою очередь приводит к возникновению оптической дисграфии. Так, несмотря на нормальное развитии устной речи и сохранное зрение, существует большая вероятность возникновения нарушений письменной речи (в частности оптической дисграфии).

 Актуальность выбранной темы определяется ежегодным увеличением количества детей – первоклассников, имеющих специфические нарушения письменной речи, вызванных несформированностью зрительного гнозиса, пространственных представлений, графомоторных координаций.

Цель методической разработки - обобщение опыта и результатов исследования современных авторов и подборка упражнений и практических заданий,  направленных на коррекцию оптической дисграфии у учащихся коррекционных классов.


Оптическая дисграфия

у детей с задержкой психического развития.

 

Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди всех других её видов. Все остальные виды дисграфий связаны с речевым недоразвитием ребёнка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с высоким уровнем её развития. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

Если ребёнок до начала обучения его грамоте не приобрёл умения сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. По наблюдениям многих известных исследователей именно эта форма - оптическая дисграфия - присуща и часто наблюдается у детей с задержкой психического развития. Это обусловлено специфическими особенностями нервно –психического развития детей с ЗПР т.к. наряду с общей соматической ослабленностью,  и замедленным развитием локомоторных функций, детям с ЗПР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения заданий. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов, опускают составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается  застревание  на одном элементе.( Фуреева Е.П.и др. ) В частности, у детей с ЗПР отмечаются следующие особенности развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации:

  • Трудности ориентировки в направлениях пространства.
  • Трудности при пространственном анализе и синтезе.
  • Нарушение соотношений элементов, несоблюдение пропорций и размеров.
  • Неустойчивость зрительного образа.
  • Недостаточный зрительный контроль за движениями.
  • Затруднения при узнавании предметов.
  • Необходимость более длительного промежутка времени для приёма и переработки сенсорной информации.
  • Зеркальное написание.
  • Нарушение соотношений элементов, наличие лишних либо недостаточное количество элементов.
  • Тремор (дрожание руки при проведении горизонтальной и вертикальной линий).
  • Увеличение числа объектов, их непривычное расположение и наличие «помех» (штриховка, перечёркнутые фигуры, буквы и цифры) резко уменьшает качество выполнения задания.
  • Восприятие сходных по начертанию предметов как одинаковых (овал = круг, прямоугольник = квадрат, табурет = стол, тетрадь = книга и т. д.).


Коррекционно - развивающая работа

по предупреждению оптической дисграфии

у первоклассников с задержкой психического развития.

Для достижения эффективности коррекционной работы по устранению оптической дисграфии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий и скоординированность действий логопед – учитель, направленных на устранение специфических ошибок. В данном случае нарушение письма у детей носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие речевой системы  в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Главной целью коррекционной работы является закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для лучшего усвоения образа буквы нужно привлекать к работе максимальное количество анализаторов.

В коррекционной работе необходимо руководствоваться  следующими психолого-педагогическими принципами:

Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации, так как данные обследования определяют направления коррекционно-развивающей работы. Среди известных тестовых методик наиболее полной является «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 8 лет» М.М. Безруких, Л.В. Морозовой (Приложение 1). По завершению коррекционно-развивающей работы проводится итоговое обследование зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации с целью выявления уровня развития этих функций и определения направлений дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому ). В работе процесс развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации осуществляется постепенно с учётом ближайшего уровня развития данных функций, то есть каждое последующее задание немного сложнее предыдущего.

Учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Задания   предлагаются с учётом возраста детей, особенностей их психического развития (в отличие от детей с нормальным темпом психического развития – даётся больше времени на выполнение задания, повторяется инструкция, на начальных этапах – помощь (обучающая)).

Активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе. Необходимо взаимодействие педагога, логопеда и родителей. Выполнение некоторых заданий  не  только в школе, но и дома, под руководством родителей, благотворно повлияет на весь коррекционно-развивающий процесс.

Основные направления коррекционно-развивающей работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с зпр:

  • Развитие зрительно-пространственной ориентировки,
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
  • Развитие зрительного мнезиса (памяти).
  • Развитие буквенного гнозиса,

дифференциации зрительных образов букв.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги и в положении собственного тела, в определении правых и левых частей влияет на становление письма, на дальнейшее правильное написание букв, различение сходных по начертанию букв, их правильное прочтение. Данные упражнения, направлены на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей:  

Физминутки.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

 

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход, раз, два,

Он назад шагнул сначала раз, два,

А потом шагнул вперёд, раз, два

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

 

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

 

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два.

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре –

Хорошо мы потрудились.

Игры.

«Прятки».

Выбирается ведущий. Педагог вместе с другими детьми прячут какой-либо предмет. Ребёнок должен найти его, ориентируясь на подсказки (вправо, влево и т. п.) остальных.

«В магазине».

На столе расставлены различные предметы (товар). Дети по очереди «покупают»: называют предмет и его соседей (с указанием их взаиморасположения). Если ребёнок правильно назвал стороны, то он получает свою покупку. Выигрывает тот, кто «купил» больше предметов.

«Угадай-ка».

Ведущий загадывает предмет. Остальные дети должны его найти. Подсказки: ведущий с помощью предлогов указывает месторасположение предмета (например: «этот предмет лежит НА столе, ПОД книгой…»).

«Новоселье».

Педагог предлагает детям расставить мебель в новой квартире. Обязательно: употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

«Муха».

На игровом поле (3х3) находится фишка или магнит, если поле расчерчено на доске. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «вправо» и «влево». Исходное положение «мухи» – центральная клетка. По мере усложнения задания осуществляется переход от работы с опорой на игровое поле к работе в умозрительном плане.

Упражнения.

1.  Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.

2.  Поднять правую руку вверх и назвать ее.

3.  Поднять левую руку и назвать ее.

4.  Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.

5.  Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).

6.  Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.

7.  Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.

8.  Показать на картинке (например: мишки) правую лапу, левый глаз и т.д.

9.  Попрыгать на левой ноге, правой ноге.

10.Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни  в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.

    Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа:  

1. Покажи предмет, который находится справа от тебя.

2. Назови предметы, которые находятся слева от тебя.

3. Положи книгу справа от себя, а ручку слева.

4. Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.

5. Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева. - Где находится карандаш по отношению к книге? (слева).      Положить тетрадь слева от книги (рядом). - Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.

6. Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.

7.  Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.

8. Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.

9. Графические диктанты: - Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д. - Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1- вниз, 2 – влево и т.д.

10.  Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.

11.  Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.

 12. Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.

13. Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).

14.  Показать, кто выше, кто ниже.

15. Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

16.  Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.

17.  Упражнение «Найди такой же».

Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.  

18. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения:  Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.  

19.Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне.

Задаются вопросы о расположении предметов на плакате: -  Выше какого предмета находится ... (мяч)? Ниже какого предмета  находится... (мяч)? Что находится правее ... (мяча)? Что находится      левее ... (мяча)? - Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет  находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?

20.  Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь"

Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика  просят смотреть на фигурку  (треугольник, звездочка,  птичка),  расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?"). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

1) Плетение, шитьё, лепка, аппликация, оригами, «Мозаика», игры с конструктором, рисование и т. д.

2) Пальчиковая гимнастика.

3) Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).

4) Графические диктанты:

а) продолжить предложенный узор,

б) выполнить рисунок под диктовку.

5) Штриховки (заштриховать контур предмета, буквы, цифры и т. п. определённым образом).

Все игры и задания по развитию мелкой моторики и координации движений можно проводить на занятиях а также предлагать родителям выполнить данные упражнения дома (один раз в день – обязательно).

Развитие зрительного восприятия и

узнавания (зрительного гнозиса).

 С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

Назвать предметы по их контурам.

Назвать недорисованные предметы (например: рыба без хвоста, машина без колеса, стол без ножки и так далее).

Назвать перечеркнутые изображения.

Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

Определить, что неправильно нарисовал художник.

Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны (“лужайки”) разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза огурца, листа; цыпленка репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою “лужайку”.

“Геометрическое лото”.

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Развитие зрительного восприятия и 

узнавания (зрительного гнозиса)

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

 Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:Развитие зрительного восприятия и 

узнавания (зрительного гнозиса)

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:Развитие зрительного восприятия и узнавания 

(зрительного гнозиса)

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

Дорисовывание симметричных изображений.

Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

Выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

 “Рисуем вместе”

Оборудование: большой лист (2 метра×1,6 метра) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).

Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов в памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы.

Процедура проведения: учитель предлагает детям нарисовать вместе картину “Игры в школьном дворе”. Подробно объясняют, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершению работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.

 “Собери картинку”.

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дерево, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица).

Направленность задания: активизация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки.

Процедура проведения: перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картинку, а затем “сочинить” рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего “творчество” детей получает оценку.

Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета и темы урока.

“Дорисуй фигуры”.

Цель: развивать точность восприятия.

Инструкция:

Ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.

         “Посмотри”.

Цель: развивать наблюдательность.

Инструкция:

Внимательно осмотри комнату, в которой мы находимся. Найди предметы, которые состоят или в которых есть круг, окружность. Кто из вас больше найдет таких предметов? Запишите.

 “Опиши предмет”.

Цель: развивать восприятие предметов и узнавание признаков в изображении этих предметов.

Инструкция:

Ребята, посмотрите внимательно на этот предмет (игрушечный зайчик, яблоко, карандаш и так далее). Что это? Какой он? Нужно назвать как можно больше признаков этого предмета. Ребята, как вы думаете, какая это вещь – хорошая, нужная, или наоборот; для чего она служит? Не забудьте обратить внимание на цвет предмета, его форму, назначение и так далее.         

Цель: развивать способность к цветовосприятию.

Детям даются рисунки с черно – белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Дается задание: закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения овощей, цветов, животных и других предметов.

         «Великан и гном».

Детям предлагается найти картинки с изображением вещей великана (картинки с предметами большого размера) и гнома (картинки с изображением предметов меньшего размера).

«Три медведя».

Проводится так же, как и предыдущая игра, только добавляются предметы среднего размера.

«Матрёшки».

Нужно выстроить матрёшек по росту. Затем на рисунке подписать номер каждой матрёшки.

«Четвёртый лишний».

Среди 4 фигур нужно найти лишнюю (по размеру) и вычеркнуть её (закрасить, обвести, заштриховать).

«Лото».

Правила игры те же, что и в настоящем лото, только на брусках не точки, а большие и маленькие геометрические фигуры.

         «Ателье».

Раздаются выкройки платьев разных размеров и прямоугольники из бумаги. Дети должны правильно разместить выкройки на бумаге, обвести их карандашом и вырезать. После этого можно предложить подобрать платья для бумажных кукол разной величины. 

         «Что это?».

Учитель или один из учащихся даёт описание геометрической фигуры. Остальные должны узнать и назвать эту фигуру.

«На что это похоже?».

Дети в классе, на улице, на картинке должны найти предметы, похожие на круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат и т. д..

         «Сосчитай».

Нужно назвать из каких геометрических фигур состоит рисунок и сосчитать их.

«Мозаика».

Из отдельных элементов дети должны собрать весь рисунок, геометрическую фигуру, букву, цифру.

«Мастерская».

Детям предлагается среди нескольких осколков найти тот который откололся от вазы.

«Забывчивый художник».

Раздаются картинки с изображением предметов, животных, у которых отсутствует какая-либо деталь. Детям предлагается дорисовать недостающую часть.

 «Прятки».

Детям раздаются картинки с изображениями нескольких животных, наложенных друг на друга. Нужно найти всех животных.

«Найди отличия».

Детям предлагается найти отличия на двух практически одинаковых картинках.

Развитие зрительного мнезиса (памяти).

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.

3.  Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4.  Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.

5.  Игра «чего не стало?»

5-6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

6.  Игра «что изменилось?»

Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.

Развитие буквенного гнозиса,

дифференциации зрительных образов букв

1. Найти букву Г среди сходных Н Т Г П

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а   б   в   г   д   е   ж   з       а   б   в   г   д   е   ж  з      А  Б  В   Г  Д  Е   Ж  З

3.  Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

4.  Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

5.  Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

6.  Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7.  Дописать букву.

8.  Назвать буквы, наложенные  друг на друга.

9.   Определить правильно и неправильно написанные буквы.

10. Узнать буквы по зеркальному изображению.

11. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

12  Игра «Мягкие буквы».      Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так,  чтобы получилась заданная буква.

13.  Конструирование букв из элементов.

14. Реконструкция букв:   добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж- К) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т –Г).

15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ  АД    ЛД    ВР ВЗ    ГТ     ВБ    ГБ ГЕ    КЖ   ХУ    ГП ИН   ПН    ИП  ШЩ ЦЩ  ОЮ   СО   ОР

16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д...

17. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с       обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и       т.д.

Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу в начертании этих букв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную “моторную память руки”.


Заключение.

         Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Среди причин школьной неуспеваемости первое место занимает задержка психического развития (ЗПР).

         Дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению. У детей с ЗПР отмечается неполноценность зрительно-пространственной ориентировки, незрелость  зрительных, слуховых и моторных функций. Отставание развития зрительного восприятия,  пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации ведёт к трудностям воспроизведения и запоминания графического образа буквы и цифры, нарушения различения фигур и т. д. В частности,  по мнению специалистов (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др.), несформированность у данной категории детей этих функций и навыков приводит к возникновению оптической дисграфии в комплексе с нарушением чтения и письма, обусловленного общим недоразвитием речи. Поэтому важно именно при коррекционной логопедической работе с детьми с ЗПР, включать в занятия упражнения и задания по устранению оптической дисграфии.


Список литературы.

  1. Безруких М. М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 - 7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. – М.: Новая школа, 1996.- 48 с.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кН для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  4. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
  5. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «Днтство - пресс», 2004.- 208 с.
  6. Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического развития. – Смоленск, 1994. - 210 с.
  7. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I. – Волгогорад, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.
  8. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 126 с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. -153 с.

  10. Скрипченко Н.Ф., Матвеева А.Н. Обучение письму в первом классе четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – К., 1989 – 144 с.
  11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. -  М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
  12. www.superinf.ru
  13. http://logoportal.ru
  14. logoped18.ru›
  15. yakovleva-sosh37.narod.ru  

и др. интернет ресурсы


Приложение 1.

«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия

детей 5 –8  лет»

М.М. Безруких, Л.В. Морозовой

Данная методика имеет чёткие количественные и возрастные нормативы, представляет собой комплексную систему, направленную на выявление уровня развития всех сторон зрительного восприятия.

Данную методику, по мнению авторов, можно использовать:

- для определения готовности ребёнка к школьному обучению;

- для раннего прогнозирования трудностей обучения;

- для определения специфических и индивидуальных мер коррекции;

- для диагностики причин школьных трудностей;

- для разработки индивидуальных программ коррекционного обучения.

Методика состоит из 6 субтестов, направленных на изучение развития следующих навыков:

– Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по образцу.

– Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

– Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

– Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повёрнутых и перевёрнутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

– Пространственные отношения (субтест 5) включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

– Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Субтест № 1.

Состоит из 16 заданий.

Материалы: тестовый буклет, простой карандаш.

Инструкции:

1. Здесь нарисованы точка и звёздочка. Нарисуй прямую линию от точки до звёздочки не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее.

2. Здесь нарисованы две вертикальные линии. Найди середину первой линии, а затем – второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги.

3. Посмотри, вот нарисована дорожка. Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по её середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги.

4. Соедини точку и звёздочку. Для этого проведи прямую линию сверху вниз.

5. Проведи прямую линию сверху вниз не отрывая карандаш от бумаги и соедини середину верхней полосочки с серединой нижней.

6. Проведи вертикальную прямую линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки.

7–12 (инструкция, приведённая ниже, аналогична для всех заданий). Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги.

13–16 (инструкция, приведённая ниже, аналогична для всех заданий). Сейчас тебе нужно обвести рисунок по прерывистой линии, но линию надо вести только в том направлении, в каком показывает стрелка. То есть как только ты дорисовал до «перекрёстка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звёздочке. Не отрывай карандаш от бумаги, не забывай, что лист нельзя вертеть.

Критерии оценок:

Возможные оценки – 1, 0 (задания 1, 4), 2, 1, 0 (задания 2, 3, 5 – 16). Максимальный итог – 30 баллов.

Задания 1, 4.

1 балл: - нарисована непрерывная линия от точки до звёздочки, изгиб или небольшой угол в детском рисунке не влияет на оценку; ребёнок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов; линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.

0 баллов: - линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а также если сделаны исправления; если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от стимулирующего точек. Если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).

Задания 2, 3, 5, 6.

2 балла: аналогично 1 баллу в задании 1.

1 балл: - линия выходит за пределы (не более чем на 1 см); линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см; линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий.

0 баллов: - линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а также с большими исправлениями; линия выходит за пределы стимулирующих линий; линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор.

Задания 7–12.

2 балла: - фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без разрывов, а самостоятельно нарисованные фигуры не отличаются от заданной (размер и форма), расположение в пространстве верное.

1 балл: - фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно; самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно (размер или форма) при обведении фигуры или рисовании линий ребёнок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями.

0 баллов: - фигура обведена неправильно, не по направлению стрелки, с большими отклонениями от стимулирующих линий, с явными разрывами или углами; ребёнок не мог уловить конфигурацию стимулирующей фигуры; самостоятельно нарисованные фигуры значительно отличаются от стимулирующей по форме или по размеру.

Задания 13–16.

2 балла: - контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

1 балл: - при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребёнок продолжает работать без отрыва; при выполнении задания ребёнок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок.

0 баллов: - при обведении контрольной фигуры ребёнок отрывает карандаш, проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки; при обведении контрольной фигуры ребёнок « не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Субтест № 2.

Состоит из 8 заданий.

Материалы: тестовый буклет, цветные карандаши, демонстрационные карточки (ДК) с изображением равностороннего треугольника, прямоугольника, креста, полукруга, пятиугольной и шестиугольной звёзд, ромба и овала.

Примечание: ДК предъявляются ребёнку на определённое время, затем убираются. Фигура на ДК не должна предъявляться так, как она нарисована в тестовом задании.

Инструкции:

1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребёнок не знает, необходимо объяснить и показать.) Посмотри внимательно на карточку, здесь нарисован треугольник. А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.

2. Посмотри, на карточке нарисован прямоугольник. А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

3. А на этой карточке ты видишь крест. Найди его на рисунке, который перед тобой и обведи.

4. А на этой карточке ты видишь полукруг. Найди его на рисунке и обведи.

5. Посмотри, здесь нарисована шестиугольная звезда. А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звёзды. Но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду одним цветом, а другую – вторым. Обводи внимательно, не торопись.

6. Посмотри на карточку, на ней нарисована пятиугольная звезда. А теперь посмотри на рисунок задания, здесь тоже нарисованы такие звёзды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй распутать звёзды, обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.

7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него , среди полосок, спрятано несколько ромбов. Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдёшь.

8. А в этом круге спрятаны овалы. Постарайся их найти на своём рисунке и обвести.

Критерии оценок:

Возможные оценки – 1, 0 (задания 1 – 4), 2(задание 5), 4 (задание 6), 1 – 5 (задания 7, 8). Максимальный итог – 20 баллов.

Задания 1–4.

1 балл: - ребёнок чётко обводит требуемую фигуру (нет сильных разрывов и отклонений). Разрыв в точке пересечения двух фигур не учитывается.

0 баллов: - если карандашная линия заметно отклоняется в сторону от стимулирующей или имеет большой разрыв между двумя точками пресечения; ребёнок не смог правильно выделить фигуру и обводит лишь часть её.

Задания 5, 6.

Критерии оценок аналогичны критериям задания 1, причём выполнение каждой звезды оценивается отдельно (оценка 1 или 0 баллов), а итог – сумма оценок.

Задания 7, 8.

Критерии оценок аналогичны критериям задания 1. За каждую правильно обведённую фигуру начисляется 1 балл, за каждую неправильно обведённую фигуру вычитается 1 балл из общего результата.

Субтест № 3.

Состоит из 2 заданий.

Материалы: тестовый буклет, цветные карандаши, демонстрационные карточки с круга и квадрата.

Инструкция:

1. Сейчас перед тобой новое задание. Посмотри, на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты. Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные.

2. А здесь нужно найти и обвести как можно больше кругов.

Критерии оценок:

Максимальный итог – 15 баллов.

Критерии в обоих заданиях аналогичны. Максимальный итог задания 1 – 7 баллов, задания2 – 8 баллов. Должны быть найдены все квадраты и круги. Правильно обведённой считается фигура (квадрат или круг), если она не имеет больших отклонений, а обводные линии не имеют разрывов. За каждую правильно обведённую фигуру ребёнок получает 1 балл. За каждую неправильно обведённую фигуру вычитается 1 балл из общего результата.

Субтест № 4.

Состоит из 8 заданий.

Материалы: тестовый буклет, простой карандаш.

Инструкции:

1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный тк же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребёнку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один их них «правильный».

2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце, и зачеркнуть его.

3-4. Следующие задания сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определённом порядке. Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни её.

5–6. Посмотри, на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 – круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.

7–8. А в этих заданиях образец – буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни её.

Критерии оценок:

Максимальный итог – баллов.

Критерии в обоих заданиях аналогичны. Возможные оценки 1, 0 баллов.

1 балл: - ребёнок правильно указал фигуру.

0 баллов: - ребёнок отметил неправильную фигуру, исправления и стёртые фигуры не засчитываются.

Субтест № 5.

Состоит из 8 заданий.

Материалы: тестовый буклет, простой карандаш.

Инструкции:

1–8. Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру. На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, то есть каждая линия идёт от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи от какой точки к какой идут линии.

Критерии оценок:

Максимальный итог – 8 баллов.

Критерии в обоих заданиях аналогичны. Возможные оценки 1, 0 баллов.

1 балл: - ребёнок правильно воспроизвёл рисунок, изображённый в задании; ребёнок выполняет работу не совсем аккуратно, но чётко прослеживает, от какой точки и куда нужно вести линию; самостоятельно нарисованная линия не начинается и не заканчивается в точке, немного прервана, однако рисунок выполнен правильно.

0 баллов: - ребёнок рисует линии не так, как они расположены на образце; есть исправления или ребёнок пытался стереть неправильные линии; при анализе рисунка трудно понять, какую точку имел в виду ребёнок, проводя линию.

Субтест № 6.

Состоит из 4 заданий.

Материалы: тестовый буклет (Приложение 2), простой карандаш.

Инструкции:

1. Здесь нарисован квадрат, а рядом не дорисованы пять квадратов, то есть рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай, те линии, которые уже есть обводить нельзя.

2. А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца – круга с крестом.

3. Образец в этом задании похож на конверт. Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.

4. И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры, должен получиться ромб с уголком.

Критерии оценок:

Максимальный итог – 20 баллов.

Возможные оценки 0 – 5 баллов. Критерии во всех заданиях аналогичны.

Максимальный итог каждого задания – 5 баллов. В задании каждая фигура оценивается отдельно, возможная оценка одной фигуры – 1, 0 баллов.

1 балл: - ребёнок правильно дорисовал фигуру, обводок и сильных искажений нет.

0 баллов: - ребёнок дорисовал фигуру правильно, но при этом обвёл уже нарисованные линии; ребёнок не смог правильно дорисовать фигуру.

Каждый из субтестов предполагает три уровня развития:

Высокий уровень (75% и выше). Данный уровень показывает, что восприятие у ребёнка соответствует возрастной норме и предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием нет.

Средний уровень (от 50% до 74%). Этот уровень показывает, что развитие зрительного восприятия у данной категории детей ниже возрастной нормы и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.

Низкий уровень (ниже 50%). Данный уровень характеризуется значительным несоответствием возрастным нормам (в этом случае развитие зрительного восприятия или задерживается, или запущено, то есть речь может идти о большой и длительной коррекционно-развивающей работе).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...