Дифференциация звуков и букв Д - Т
план-конспект урока по логопедии по теме

Пальцева Дарья Владимировна

Конспект по коррекции дисграфии на фоне фонемного нераспознавания (акустической дисграфии) Дифференциация звуков и букв Д - Т

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по коррекции дисграфии на фоне фонемного нераспознавания (акустической дисграфии)

Дифференциация звуков и букв Д - Т

Цели:

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; развитие фонематических функций, развитие оптико-пространственных представлений; развитие лексико-грамматического строя речи (словоизменение глаголов 2 лица, пов. накл по числам).

Оборудование: предметные картинки, плакаты с буквами, индивидуальные зеркала

Ход занятия

I Оргмомент

II Основная часть

1. Беседа по картинкам. Фонематический анализ.

-Назовите картинки. Сколько звуков в этих словах? (6 звуков )

- Это очень похожие слова уточка-удочка.

-А чем они различаются? (второй звук т , в слове уточка)

- В слове удочка второй звук д

-Какой второй звук в слове уточка? Т

-А какой второй звук в слове удочка? Д

-На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

2. Уточнение артикуляции и характеристика звуков [д] и [т]

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, а звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

3. Дифференциация звуков [д] и [т] и букв Д-Т в слогах

а) Повторение слогов: та-да-да, ты-ты-ды, ду-ту-ду, то-до-то

б) Замена звука [т] на звук [д]: та, то, ато, уты, ту, тэ, тых, тка

в) Записать слоги в 2 столбика.

4. Дифференциация звуков [д] и [т]  и букв Д-Т в словах, развитие оптико-пространственных представлений.

а) Сейчас поиграем в игру “Что где находится?”

http://logoped.ru/images/pupkna01c.jpg

Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

-Что находится в верхнем левом углу? (Капуста). Какой звук слышим в этом слове? (В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ)

-Что находится в правом нижнем углу? (Стул) Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится над домом? (Дыня, тапочки) Какой звук слышим в слове "дыня"? ...

-Что находится слева от дома? (Карандаш) Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится между карандашом и стулом? Дом

-Что находится под тарелкой? ведро

б) Изменить слова по образцу:
Образец: войти – войдите.
Погляди - …, иди - …, отойди - …, найди - …,
Приходи - …, уведи - …, проследи - …, наряди - …,
Зайди - …, перейди - …, погоди - … .

5. Дифференциация звуков и букв Д-Т в предложениях

Прочитать и записать загадку, вставляя буквы Т, Д:
У ро-и-елей и -е-ок
Вся о-еж- а из моне-ок.

III Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....