Главные вкладки

    Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
    план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс) на тему

    Куликова Елена Юрьевна

    Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интересно и доступно поданный учебный материал, тематически вплетенна в койму урока "динамическая пауза", зрительная гимнастика, приемы арт-терапии, аромотерапии, игровые моменты существенно снижают нагрузки традиционного обучения на детский организм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspredlogi.docx27.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии  с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

    Конспект  разработан  учителем-логопедом  первой  квалификационной категории  

    ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района Санкт-Петербурга  

    Куликовой Елены Юрьевны

    Цель: Обобщение, систематизирование знаний и тренировка  умений  дифференцировать  предлоги и приставки в письменной речи  

    Задачи:

    Образовательные:

    Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

    Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие:

    Пополнять и активизировать словарный запас

    Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.

    Совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.

    Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.

    Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

    Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Методические приемы:  наглядность (использование индивидуальных карточек, слайдов презентации), совместная деятельность, работа в парах при выполнении некоторых упражнений,  использование элементов игровых ситуаций.

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

    Оборудование:  «Радуга настроения», аромалампа, индивидуальные корточки,  магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point,  ручки и тетради.

    Структура урока

    Организационный момент

      Самооценка эмоционального состояния.

      Психогимнастика.

    Основная часть

       1.Первичная актуализация. Определение цели.

       2. Обобщение теоретического материала.

       3. Практический тренинг.

     Подведение итогов занятия.

    Рефлексия.

                                                       Ход урока

    Деятельность логопеда

             Деятельность детей

       Оборудование

    I. Организация начала урока.

    1.Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Теперь садитесь за парты.


    2.Психогимнастика.

    Звучит музыка.
    - Я рада, что мы сегодня здесь вместе. Сейчас я улыбнусь вам, и вы в ответ подарите мне ваши улыбки,  а теперь улыбнетесь друг другу.  Мы спокойны и доброжелательны! Мы все здоровы! Представим себе, что мы находимся в весеннем  саду. Сделаем глубокий вдох через нос. Почувствуйте аромат цветущих деревьев. Теперь выдохните. Вдохните еще раз, впитайте в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня. Выдохните. И еще раз: вдох – выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся,  пожелаем друг другу успеха и начнем занятие.  

    Какое сегодня число, какой месяц, какое время года? Откройте тетради и запишите число.

     

    Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения», садятся.

    Дети выполняют указания логопеда  

     «Радуга настроения», значки (наклейки).

    Магнитофон, музыкальный диск,

    аромалампа    

     II. Основная часть

    1.Первичная актуализация  темы и цели урока

    Мы возвращаемся в лес. Там живут маленькие человечки-гномы. Как их зовут? Скажите, почему гном Предлог больше гнома Приставки? И почему гном Приставка всегда с другими маленькими гномами, а гном Предлог один?

    2. Обобщение теоретического материала

    Гномы приготовили для вас вопросы, ответьте на них. Правильны ли утверждения гномов?

    Гном Приставка приготовил для вас информацию, ознакомьтесь с ней, запомните и запишите схемы в тетрадь.

    Динамическая пауза

    «Гномы и великаны» под разную музыку дети шагают на месте, на носочках – великаны, на пятачках - гномы. Смена позиций продиктована сменой, тоном и ритмом музыки.

    Послушайте историю про гномов.

    «Однажды гном Предлог и гном Приставка отдыхали у своей бабушки в деревне. Бабушка очень любила гномов, но иногда сердилась, если не могла их дозваться на обед. Потому что гном Предлог думал, что она зовет гнома Приставку, а гном Приставка думал, что она зовет гнома Предлога. И в результате ни тот не другой не спешил на бабушкин голос. А иногда, когда ей нужно было помочь перенести что-нибудь тяжелое, и бабушка звала гнома Предлога, так как он большой и сильный, то прибегал маленький гном Приставка. И наоборот, если бабушке нужно было найти что-то маленькое: иголку или укатившийся клубочек пряжи, она звала гнома Приставку, а прибегал большой гном Предлог. Он мог перевернуть в доме все вверх дном, но найти ничего не мог. Однажды надоело это бабушке, и она привязала к себе гнома Приставку на длинную веревочку. Стоило ей только подергать за веревочку, тут же появлялся гном Приставка. А гном Предлог гулял сам по себе, и спешил к бабушке на ее голос.

    - Почему так происходило? Подсказку вы найдете на слайде. Сформулируйте тему урока.

    Напомним себе, как пишутся предлоги приставки со словами.

     3.Практический тренинг.

    Упражнение «Балтуны»

    Определите,  какие  слова сказал гном Предлог, а какие гном Приставка. Запишите их в два столбика в тетрадь выделите приставка и предлоги.

    - Как же проверить, как нужно писать слитно или раздельно, предлог это или приставка?

    Посмотрите на подсказку. Что можно вставить между предлогом и словом? А между корнем и приставкой?

    Упражнение «Добавь слово» (материал взят из слайда и перенесен на индивидуальные карточки)

    За большим домом, прикрыть двери, у высокой горы, на кирпичной стене, заливать воду, перед красивой клумбой, от крутого берега, откатить тележку, с деревянной полки, сломать игрушку, над ночным городом, под кленовым листочком, в хрустальной вазе, через некоторое время, до вечерней зари, подарить книгу, к маленькому ребенку, при детском садике.

    Гимнастика для глаз

    В гости к Дядюшке Глаголу

    Попадем мы очень скоро.

    Побежим мы по дорожке,

    Лишь осмотримся немножко.

    Слева  клен большой стоит,

    И листвою шелестит.

    Справа речка протекает,

    А куда бежит не знает.

    Сверху облако плывет

    И собою нас зовет.

    А внизу тропинка вьется,

    Нам по ней идти придется.

    - Как можно понять, что Дядюшка Глагол не дружит с гномом Предлогом?

    Разделимся на пары, чтобы вы могли посоветоваться, прежде, чем выполнить следующее упражнение

    Упражнение «Где предлог, а где приставка»

    - Найди и подчеркни глаголы. Соедините приставку со словом.

    ЗА  ВОРОТАМИ,   ЗА  БЫЛИ,   НА  ТАСКАЛИ,  

     НА  ДВОРЕ,  НАД  ПИСАЛ,  НАД  ЦВЕТАМИ,

    ПО  ТРАВЕ,    ПО  КРАСИЛИ, С  ПЕРЕРЫВОМ,

    С  КОЛОТИЛ,  ИЗ  БЕЖАЛ,    ИЗ БЕРЛОГИ,

    В  МЕШАЛСЯ,    В  КУСТАХ,  ОТ  ЪЕХАЛИ,  

     ОТ  СТАНЦИИ, ПОД  ХВАТИЛ,  ПОД  ЛИПАМИ, У  ЛЕТЕЛИ,     У  ШКОЛЫ, ПРО  ДОЛЖИЛИ, ПРО СЫНА, ПРИ  ВОЗИЛ,   ПРИ  ВОКЗАЛЕ.

    - Вспомните для чего в русском языке нужны предлоги? Правильно. В этом тексте все предлоги перепутались. Давайте исправим ошибки в тексте и озаглавим его и выпишем из него слова с правильными предлогами.

    У лесу в реки до высоких елях жили забавные белки.  Они  часто играли, перепрыгивая под ветки над ветку. С дождливую погоду белки прятались на дуплах.  Там в  сухих  подстилках с травы  и  пуха  им  было  тепло.  Но только  дождь  прекращался   и выглядывало  солнце,  белки  снова прыгали  под  веткам.

    - Ребята как вы думаете, что это такое: ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА (табички) (если дети затрудняются, то логопед задает наводящие вопросы) Покажите на модели месторасположение предмета. Составьте предложения по образцу, запишите их в тетрадь, подчеркните сложные предлоги.

    - Друзья, давайте еще раз уточним:

    Как пишутся приставки?

    Как пишутся предлоги?

    Что можно вставить между предлогом и словом?

    Теперь вам будет легко выполнить задание.

     - Спишите рукописный текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

    На стройке.

    Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии

    (на)стройку. Мы стояли (у) (под)ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    - Давайте выучим маленький стишок

    ИЗ  ЛЕСА,  К  ЛУГУ,  НА  ПОЛЯНКУ,

    У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

    ОТ  РЕЧКИ,  ОКОЛО  ДОРОГИ –

    ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ!

     

    - Гном Предлог и гном Приставка.

    - Потому что предлог это слово, а приставка часть слова.

    - Потому что в русском языке много одинаково звучащих предлогов и приставок.

    Их нужно уметь различать.

    Предлоги- раздельно, а приставки слитно. Дети формулируют тему урока.

    Ученики выполняют задание

    Слово-признак или прилагательное, вопрос. Между корнем и приставкой вставить ничего нельзя

    Дети выполняют задание.

    Дети следят за направлением, которое указывает логопед

    Перед глаголами нет предлогов

    Дети выполняют упражнение в парах и проверяют, меняясь тетрадями

    -Чтобы указать местоположение предмета, для связи слов в предложении

    Ученики выполняют задание

    Это сложные предлоги

    Дети показывают на модели расположение предмета, на которое указывает предлог

    Слитно

    Раздельно

    Слово-признак или вопрос

    Выполняют задание

    Дети вместе с логопедом несколько раз повторяют стишок

    Слайд № 2

    Слайд № 3, 4, 5

    Слайд № 6,7

       

    Фоновая музыка

    Слайд № 8

    Слайд

     № 9

    Слайд

    № 10

    карточки

       

      Слайд № 11

    Слайд

    № 12

    карточки

    Слайд

    № 13

    Таблицы

    Модель для показа предлогов

    Слайд № 14

    Слайд № 15

    Слайд № 16

    IV. Рефлексия

    - Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху.

    - А теперь, ответьте на вопросы:

    1) Были успешны на уроке?

    2) Чувствовали себя комфортно?

    3) Умеете применять свои знания?

    Оцените свое настроение на «Радуге настроения»

    Всем спасибо! Урок окончен.

    Дети отвечают на вопросы. Отмечают настроение.

    Слайд № 16

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

    Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

    Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»

    Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...

    Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»

    Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья ...

    Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

    Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

    Презентация к логопедическому занятию по теме: «Дифференциация предлогов и приставок». (2 класс)

    Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя...