Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый красочными слайдами презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-zkonspekt_uroka.docx | 34.65 КБ |
differenciaciya_s-z_raduga.pptx | 369.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной
Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу»
Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы.
Цель: Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.
Задачи:
- Учить правильно произносить и различать звуки С-З;
- Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова;
- Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать фонематические представления;
- Развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- Развивать внимание и память;
- Развивать творческие способности;
Методические приемы: наглядность (использование слайдов презентации, схем предлогов, предметов) практическая совместная деятельность, использование приемов арт-терапии (актерские этюды, декламация, хромотерапия) и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.
Оборудование: предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик,
сумочка, модель самолёта, зеркальце, воздушный шарик, объемная фигурка комара, схемы предлогов, тетради, корзинки, камушки-буквы, мультимедийная аппаратура.
Структура урока
- Организационный момент
Развитие зрительного восприятия и памяти - игра «Чего не стало?»
- Основная часть
- Формулирование темы занятия;
- Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков С-З (артикуляторно, акустически, кинестетически);
- Динамическая пауза «Актерские этюды»
- Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда. Преобразование парных звонких-глухих – Игра «Наоборот». Различие звуков З-С на слух;
- Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова;
- Динамическая пауза.
- Знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, добавление предлогов в предложения.
Составление предложений с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА;
- Слоговой синтез слов;
- Итог занятия: оценка деятельности.
Ход урока
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Оборудование |
I. Организация начала урока. 1. Развитие зрительного восприятия, памяти и навыков пространственной ориентации Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на них и запомните их расположение, а теперь закройте глаза (логопед убирает один или два предмета): «Чего не стало?» Если логопед меняет предметы местами, то вопрос звучит так: «Что изменилось?», (в этом случае важно добить использование слов: рядом, справа, слева, около) |
Дети здороваются, играют в игру «Чего не стало?» | Предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик, сумочка, модель самолёта, зеркальце. |
II. Основная часть
-На какой звук начинаются названия этих предметов (заяц, зонтик, зеркальце)? А название этих предметов начинаются на звук…(7, сумочка, самолёт). Как вы думаете, почему я выбрала именно эти предметы для игры? -Молодцы! -А теперь, ребята отгадайте загадку: Разноцветное коромысло над рекой повисло? Что это такое? Правильно! А кто мне скажет, что такое коромысло, и как оно применяется? Коромысло очень похоже на радугу. -Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на радугу. Сколько цветов в радуге? В названии каких цветов мы слышим звуки З-С? -Перед вами лежат маршрутные карты, которые помогут нам путешествовать по радуге. Посмотрите и скажите, куда мы с вами отправимся?
-На радуге, на красной полянке растут воздушные шарики, а около них кружатся комарики. Какой звук издает шарик, когда сдувается? А как звенит комарик?
Логопед предлагает найти различия в произношении звуков З-С, услышать с закрытыми глазами какой звук произносит логопед З или С, написать в воздухе заглавные и строчные буквы З-С. Отгадать, какую букву написал на спине ученика логопед (тактильные ощущения).
-Ребята, давайте представим, что у нас в руках воздушный шар (руки на расстоянии, держат воображаемую сферу, пальцы в напряжении), через маленькую дырочку из шара выходит воздух (длительное произношение звука С). Упражнение заканчивается хлопком: «Шарик сдулся». Участвовал ли голос в произношении звука С? Как вы думаете звук С звонкий или глухой ? А теперь представьте, что вы комарики (указательный палец приставляется к носу, изображая комариный хоботок, длительно произносится звук З). Участвовал ли голос в произношении звука З? Этот звук звонкий или глухой?
-Ребята, куда мы отправимся дальше? Правильно! Но чтобы нам посмотреть на Оранжевые скалы нужно правильно выполнить это задание. Каждый из вас должен разложить по корзинкам камушки- буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки. -Молодцы! -Слышите звон колокольчика – это фея приветствует нас . Посмотрите по маршрутным картам, где она живет. (включается фонограмма) «Здравствуйте ребята, я фея-неведимка, а зовут меня Зося! Давайте поиграем! Как услышите слова со звуком З – сильно хлопните в ладоши, а если слова со звуком С – свисните тихонечко. Если не допустите ни одной ошибки, я вам укажу дорогу в Изумрудный лес! Различие звуков З-С на слух: зима, сильный, заяц, лес, сок, лиса, береза, занавеска, сосна, загадка, лось, зебра, стол, зола. Фонограмма: Молодцы ребята, постарались, а теперь закройте глаза – вот вы и в Изумрудном лесу! Гуляйте по лесу, играйте, а мне пора! До свидания! - Ребята, Изумрудный лес растет вверх ногами, то есть «Наоборот». Мы с вами тоже сейчас поиграем в игру «Наоборот». Я говорю слог или слово со звуком С, а вы заменяете его на звук З и наоборот. СА-ЗА; СТА-ЗДА; ЗОЯ-СОЯ СО-ЗО; СТО-СДО; ЗУБ-СУП ЗАЙКА-САЙКА; ЗАХАР-САХАР СУ-ЗУ; СТУ-ЗДУ; РОЗА-РОСА ЛИЗА-ЛИСА; КОЗЫ-КОСЫ; - Молодцы! - В Изумрудном лесу живет Золотая Змейка она очень любит повторять различные слоги. Попробуйте и вы запомнить и повторить их за Золотой змейкой: игра «Запомни-повтори» ЗА-СА-ЗА СНА-СНА-ЗНА ЗЯ-СЯ-СЯ СНА-ЗНА-СНА ЗЁ-ЗЁ-ЗО ЗНО-СНО-ЗНО - Ребята, Золотая Змейка очень подружилась с куклами Соней и Зоей и подарила им много подарков. Куклы сложили их в одну сумку и теперь не могут разобраться, где чей подарок. Давайте им поможем.
- Куда теперь мы с вами отправимся? В этом озере живут волшебные рыбки. Они покажутся вам, если вы сможете проверить правописание сомнительных согласных в конце слова. (Логопед объясняет, как можно проверить согласные, стоящие в позиции оглушения) Я буду говорить слова, а вы проверочное слово. КВАС ТАЗ НОС ЛЕС ГЛАЗ РАССКАЗ
СЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ – мягкая шерстка у (козы) СЕ-ЗЕ-СЕ-ЗЕ - сено мы дадим (козе) ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ - ест осинку (лось) ОСИ-ОСИ-ОСИ - по лесочку бродят (лоси)
- Продолжаем путешествие! Куда направимся теперь? Там нас уже ждут два друга – предлоги ЗА и ИЗ-ЗА. Но им никак не понять, где они должны стоять. Помогите им! Логопед произносит предложения.
Зайка сидит (ЗА) кустом. Зайка выглядывает (ИЗ-ЗА) куста. Зоя стоит (ЗА) сосной. Зоя выходит (ИЗ-ЗА) сарая. Солнце встает (ИЗ-ЗА) леса. Козлик пасётся (ЗА) озером. - Молодцы! - А теперь составьте предложения с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА: ЛИЗА ОСИНА САМОКАТ БЕСЕДКА САМОЛЕТ ЛЕС ЛИСА КУСТ СОНЯ БЕСЕДКА
- Посмотрите, куда нам идти дальше? Правильно! На фиолетовой горе растут деревья, живут звери и птицы, а какие вы узнаете, если поставите на свои места слоги в словах и запишите их в тетрадь. РЁ-ЗА-БЕ ЮШ-КА-ЗА СИЧ-ЛИ-КА ЛО-СО-ВЕЙ ТРЯ-ГУЗ-КА-СО ЗИ-РО-МО-ДОК 111. Итог занятия. Оценка деятельности. - Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Что нового узнали, чему научились? Вы все сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы! Дома я предлагаю вам нарисовать наше путешествие, принесите рисунки на следующий урок и мы создадим с вами «Художественную выставку» Поставьте значки на «Радуге настроения». Урок окончен, до свидания! | - На звук З - На звук С - Потому, что мы сегодня будем учиться различать звуки З-С. - Радуга! - Приспособление для переноса воды. - Семь. - Красный, синий, зеленый. - На красную полянку. - ССССССССССССССССС - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ Ученики выполняют упражнения вместе с логопедом, показывают, как сдувается большой и маленький шарик, красный и синий, быстро и медленно и т.д. Комарик может быть веселым и грустным, сытым и голодным. - Ученики выполняют упражнение. - Нет. - Глухой. - Ученики выполняют упражнение. - Да. - Звонкий. - К Оранжевым скалам. Ученики выполняют задание. - У Жёлтой реки. Ученики выполняют задание. Дети выполняют задания Ученики выполняют задание. Дети выполняют задание. - К Голубому озеру - КВАСОК - ТАЗИК - НОСИК - ЛЕСОК - ГЛАЗОК - РАССКАЗИК Дети проговаривают чистоговорку, добавляя слова-рифмы - В синюю долину. Дети поднимают карточки с предлогами. Дети выполняют задание - К Фиолетовой горе. Дети выполняют задания Дети перечисляют, опираясь на маршрутную карту. Дети отвечают. Ученики ставят флажки на «Радуге настроения» | Слайд № 4, 5 Слайд № 6 Воздушный шарик и фигурка комара. Корзинки, камушки с буквами:б, в, г, д, п, ф, к, т, з, с, ж, ш. Слайд № 7 Слайд№ 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слад № 13 Слайд № 14 «Радуга настроения» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу» Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы Цель: Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.
Задачи: Учить правильно произносить и различать звуки С-З; Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова; Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА; Развивать фонематический слух; Развивать фонематические представления; Развивать звуко-слоговой анализ и синтез; Развивать внимание и память; Развивать творческие способности;
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов . Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Красная полянка
Оранжевые скалы
Жёлтая река
Изумрудный лес
Золотая змейка
Голубое озеро
Синяя долина
Фиолетовая гора
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...
Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья ...
Методика применения здоровье сберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.
ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...
Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках 2021-2022г
Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках...