Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый красочными слайдами презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-zkonspekt_uroka.docx34.65 КБ
Файл differenciaciya_s-z_raduga.pptx369.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по предупреждению дисграфии  с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»  

                 Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Горемыкиной Ириной Николаевной

Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу»

Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы.

Цель:  Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.

Задачи:

  1. Учить правильно произносить и различать звуки С-З;
  2. Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова;
  3. Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать фонематические представления;
  6. Развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
  7. Развивать внимание и память;
  8. Развивать творческие способности;

Методические приемы:  наглядность (использование  слайдов презентации,  схем предлогов, предметов) практическая  совместная деятельность, использование  приемов арт-терапии (актерские этюды, декламация, хромотерапия)  и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.

Оборудование:  предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик,

сумочка, модель самолёта, зеркальце, воздушный шарик, объемная фигурка комара,  схемы предлогов, тетради, корзинки, камушки-буквы, мультимедийная аппаратура.

Структура урока

  1. Организационный момент

Развитие зрительного восприятия и памяти - игра «Чего не стало?»

  1. Основная часть

  1. Формулирование темы занятия;
  2. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков С-З (артикуляторно, акустически, кинестетически);
  3. Динамическая пауза «Актерские этюды»
  4. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда. Преобразование парных звонких-глухих – Игра «Наоборот». Различие звуков З-С на слух;
  5. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова;
  6. Динамическая пауза.
  7. Знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, добавление предлогов в предложения.

Составление предложений с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА;

  1. Слоговой синтез слов;

  1. Итог занятия: оценка деятельности.

                                                           Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

1. Развитие зрительного восприятия, памяти и навыков пространственной ориентации

Здравствуйте, ребята!

  1. Перед вами пять предметов.

Посмотрите на них и запомните их расположение, а теперь закройте глаза (логопед убирает один или два предмета): «Чего не стало?»  Если логопед меняет предметы местами, то вопрос звучит так: «Что изменилось?»,

(в этом случае важно добить использование слов: рядом, справа, слева, около)

 

Дети здороваются, играют в игру «Чего не стало?»

 Предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик,

сумочка, модель самолёта, зеркальце.

II. Основная часть

  1. Формулирование темы занятия

-На какой звук начинаются названия этих предметов (заяц, зонтик, зеркальце)? А название этих предметов начинаются на звук…(7, сумочка, самолёт). Как вы думаете, почему я выбрала именно эти предметы для игры?

-Молодцы!

-А теперь, ребята отгадайте загадку: Разноцветное коромысло над рекой повисло? Что это такое? Правильно!

А кто мне скажет, что такое коромысло, и как оно применяется?  Коромысло очень похоже на радугу.

-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на радугу. Сколько цветов в радуге? В названии каких цветов мы слышим звуки З-С?

-Перед вами лежат маршрутные карты, которые помогут нам путешествовать по радуге. Посмотрите и скажите, куда мы с вами отправимся?

  1.  Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков С-З (артикуляторно, акустически, кинестетически)

-На радуге, на красной полянке растут воздушные шарики, а около них кружатся комарики. Какой звук издает шарик, когда сдувается? А как звенит комарик?

 

Логопед предлагает найти различия в произношении звуков З-С, услышать с закрытыми глазами  какой звук произносит логопед З или С, написать в воздухе заглавные и строчные буквы З-С. Отгадать, какую букву написал на спине ученика логопед (тактильные ощущения).

  1. Динамическая пауза «Актёрские этюды»

-Ребята, давайте представим, что у нас в руках воздушный шар (руки на расстоянии, держат воображаемую сферу, пальцы в напряжении), через маленькую дырочку из шара выходит воздух (длительное произношение звука С). Упражнение заканчивается хлопком: «Шарик сдулся». Участвовал ли голос в произношении звука С? Как вы думаете  звук С звонкий или глухой ? А теперь представьте, что вы комарики (указательный палец приставляется к носу, изображая комариный хоботок, длительно произносится звук З). Участвовал ли голос в произношении звука З? Этот звук звонкий или глухой?

  1. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:

-Ребята, куда мы отправимся дальше? Правильно! Но чтобы нам посмотреть на Оранжевые скалы нужно правильно выполнить это задание. Каждый из вас должен разложить по корзинкам камушки- буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки.

-Молодцы!

-Слышите звон колокольчика – это фея приветствует нас . Посмотрите по маршрутным картам, где она живет.

(включается фонограмма)

   «Здравствуйте ребята, я фея-неведимка, а зовут меня Зося! Давайте поиграем! Как услышите слова со звуком З – сильно хлопните в ладоши, а если слова со звуком С – свисните тихонечко. Если не допустите ни одной ошибки, я вам укажу дорогу в Изумрудный лес!

Различие звуков З-С на слух: зима, сильный, заяц, лес, сок, лиса, береза, занавеска, сосна, загадка, лось, зебра, стол, зола.

Фонограмма: Молодцы ребята, постарались, а теперь закройте глаза – вот вы и в Изумрудном лесу! Гуляйте по лесу, играйте, а мне пора! До  свидания!

- Ребята, Изумрудный лес растет вверх ногами, то есть «Наоборот». Мы с вами тоже сейчас поиграем в игру «Наоборот». Я говорю слог или слово со звуком С, а вы заменяете его на звук З и наоборот.

СА-ЗА; СТА-ЗДА; ЗОЯ-СОЯ

СО-ЗО; СТО-СДО; ЗУБ-СУП

ЗАЙКА-САЙКА; ЗАХАР-САХАР

СУ-ЗУ; СТУ-ЗДУ; РОЗА-РОСА

ЛИЗА-ЛИСА; КОЗЫ-КОСЫ;

- Молодцы!

- В Изумрудном лесу живет Золотая Змейка

она очень любит повторять различные слоги. Попробуйте и вы запомнить и повторить их за Золотой змейкой: игра «Запомни-повтори»

ЗА-СА-ЗА                        СНА-СНА-ЗНА

ЗЯ-СЯ-СЯ                        СНА-ЗНА-СНА

ЗЁ-ЗЁ-ЗО                        ЗНО-СНО-ЗНО

- Ребята, Золотая Змейка  очень подружилась с куклами Соней и Зоей и подарила им много подарков. Куклы сложили их в одну сумку и теперь не могут разобраться, где чей подарок. Давайте им поможем.

  1. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова

- Куда теперь мы с вами отправимся? В этом  озере живут волшебные рыбки. Они покажутся вам, если вы сможете проверить правописание сомнительных согласных в конце слова. (Логопед объясняет, как можно проверить согласные, стоящие в позиции оглушения) Я буду говорить слова, а вы проверочное слово.  

                КВАС                        

                ТАЗ                        

                НОС                        

                ЛЕС                                                    ГЛАЗ                        

                        РАССКАЗ

  1. Физкультминутка  - Проговаривание чистоговорки с движением

                                                                             СЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ – мягкая шерстка у (козы)                

СЕ-ЗЕ-СЕ-ЗЕ  - сено мы дадим  (козе)

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ - ест осинку (лось)

ОСИ-ОСИ-ОСИ - по лесочку бродят (лоси)

  1. Знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, добавление предлогов в предложения.

- Продолжаем путешествие! Куда направимся теперь? Там нас уже ждут два друга – предлоги ЗА и ИЗ-ЗА. Но им никак не понять, где они должны стоять. Помогите им! Логопед произносит предложения.

           

Зайка сидит (ЗА) кустом.

Зайка выглядывает (ИЗ-ЗА) куста.

Зоя стоит (ЗА) сосной.

Зоя выходит (ИЗ-ЗА) сарая.

Солнце встает (ИЗ-ЗА) леса.

Козлик пасётся (ЗА) озером.

- Молодцы!

- А теперь составьте предложения с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА:

ЛИЗА                         ОСИНА

САМОКАТ                БЕСЕДКА

САМОЛЕТ                ЛЕС

ЛИСА                        КУСТ

СОНЯ                        БЕСЕДКА

  1.  Слоговой синтез слов (запись в тетрадях)

- Посмотрите, куда нам идти дальше?

Правильно! На фиолетовой горе растут деревья, живут звери и птицы, а какие вы узнаете, если поставите на свои места слоги в словах и запишите их в тетрадь.

РЁ-ЗА-БЕ

ЮШ-КА-ЗА

СИЧ-ЛИ-КА

ЛО-СО-ВЕЙ

ТРЯ-ГУЗ-КА-СО

ЗИ-РО-МО-ДОК

111.   Итог занятия. Оценка деятельности.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Что нового узнали, чему научились?

Вы все сегодня очень хорошо потрудились.

Молодцы!

Дома я предлагаю вам нарисовать наше путешествие, принесите рисунки на следующий урок и мы создадим с вами «Художественную выставку»

Поставьте значки на  «Радуге настроения».

Урок окончен, до свидания!

- На звук З

- На звук С

- Потому, что мы сегодня будем учиться различать звуки З-С.

- Радуга!

- Приспособление для переноса воды.

- Семь.

- Красный, синий, зеленый.

- На красную полянку.

- ССССССССССССССССС

- ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

Ученики выполняют упражнения вместе с логопедом, показывают, как сдувается большой и маленький шарик, красный и синий, быстро и медленно и т.д. Комарик может быть веселым и грустным, сытым и голодным.

- Ученики выполняют упражнение.

- Нет.

- Глухой.

- Ученики выполняют упражнение.

- Да.

- Звонкий.

- К Оранжевым скалам.

Ученики выполняют задание.

- У Жёлтой реки.

Ученики выполняют задание.

Дети выполняют задания

Ученики выполняют задание.

Дети выполняют задание.

- К Голубому озеру

- КВАСОК

- ТАЗИК

- НОСИК

- ЛЕСОК

- ГЛАЗОК

- РАССКАЗИК

Дети проговаривают чистоговорку, добавляя слова-рифмы

- В синюю долину.

Дети поднимают карточки с предлогами.

Дети выполняют задание

- К Фиолетовой горе.

Дети выполняют задания

Дети перечисляют, опираясь на маршрутную карту.

Дети отвечают.

Ученики ставят флажки на «Радуге настроения»

Слайд № 4, 5

Слайд № 6

Воздушный шарик и фигурка комара.

Корзинки, камушки с буквами:б, в, г, д, п, ф, к, т, з, с, ж, ш.

Слайд № 7

Слайд№ 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слад № 13

Слайд № 14

«Радуга настроения»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З» Автор: учитель-логопед высшей категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкина Ирина Николаевна

Слайд 2

Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу» Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы Цель: Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.

Слайд 3

Задачи: Учить правильно произносить и различать звуки С-З; Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова; Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА; Развивать фонематический слух; Развивать фонематические представления; Развивать звуко-слоговой анализ и синтез; Развивать внимание и память; Развивать творческие способности;

Слайд 5

Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов . Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Слайд 6

Красная полянка

Слайд 7

Оранжевые скалы

Слайд 8

Жёлтая река

Слайд 9

Изумрудный лес

Слайд 10

Золотая змейка

Слайд 12

Голубое озеро

Слайд 13

Синяя долина

Слайд 14

Фиолетовая гора

Слайд 15

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»

Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья ...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.

ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...

Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках 2021-2022г

Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках...