Главные вкладки

    Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
    план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

    Горемыкина Ирина Николаевна

    Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый красочными слайдами презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл s-zkonspekt_uroka.docx34.65 КБ
    Файл differenciaciya_s-z_raduga.pptx369.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока по предупреждению дисграфии  с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»  

                     Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Горемыкиной Ириной Николаевной

    Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу»

    Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы.

    Цель:  Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.

    Задачи:

    1. Учить правильно произносить и различать звуки С-З;
    2. Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова;
    3. Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА;
    4. Развивать фонематический слух;
    5. Развивать фонематические представления;
    6. Развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
    7. Развивать внимание и память;
    8. Развивать творческие способности;

    Методические приемы:  наглядность (использование  слайдов презентации,  схем предлогов, предметов) практическая  совместная деятельность, использование  приемов арт-терапии (актерские этюды, декламация, хромотерапия)  и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.

    Оборудование:  предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик,

    сумочка, модель самолёта, зеркальце, воздушный шарик, объемная фигурка комара,  схемы предлогов, тетради, корзинки, камушки-буквы, мультимедийная аппаратура.

    Структура урока

    1. Организационный момент

    Развитие зрительного восприятия и памяти - игра «Чего не стало?»

    1. Основная часть

    1. Формулирование темы занятия;
    2. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков С-З (артикуляторно, акустически, кинестетически);
    3. Динамическая пауза «Актерские этюды»
    4. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда. Преобразование парных звонких-глухих – Игра «Наоборот». Различие звуков З-С на слух;
    5. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова;
    6. Динамическая пауза.
    7. Знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, добавление предлогов в предложения.

    Составление предложений с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА;

    1. Слоговой синтез слов;

    1. Итог занятия: оценка деятельности.

                                                               Ход урока

    Деятельность логопеда

             

    Деятельность детей

     

     Оборудование

    I. Организация начала урока.

    1. Развитие зрительного восприятия, памяти и навыков пространственной ориентации

    Здравствуйте, ребята!

    1. Перед вами пять предметов.

    Посмотрите на них и запомните их расположение, а теперь закройте глаза (логопед убирает один или два предмета): «Чего не стало?»  Если логопед меняет предметы местами, то вопрос звучит так: «Что изменилось?»,

    (в этом случае важно добить использование слов: рядом, справа, слева, около)

     

    Дети здороваются, играют в игру «Чего не стало?»

     Предметы: игрушечный заяц, объёмная цифра 7, мини-зонтик,

    сумочка, модель самолёта, зеркальце.

    II. Основная часть

    1. Формулирование темы занятия

    -На какой звук начинаются названия этих предметов (заяц, зонтик, зеркальце)? А название этих предметов начинаются на звук…(7, сумочка, самолёт). Как вы думаете, почему я выбрала именно эти предметы для игры?

    -Молодцы!

    -А теперь, ребята отгадайте загадку: Разноцветное коромысло над рекой повисло? Что это такое? Правильно!

    А кто мне скажет, что такое коромысло, и как оно применяется?  Коромысло очень похоже на радугу.

    -Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на радугу. Сколько цветов в радуге? В названии каких цветов мы слышим звуки З-С?

    -Перед вами лежат маршрутные карты, которые помогут нам путешествовать по радуге. Посмотрите и скажите, куда мы с вами отправимся?

    1.  Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков С-З (артикуляторно, акустически, кинестетически)

    -На радуге, на красной полянке растут воздушные шарики, а около них кружатся комарики. Какой звук издает шарик, когда сдувается? А как звенит комарик?

     

    Логопед предлагает найти различия в произношении звуков З-С, услышать с закрытыми глазами  какой звук произносит логопед З или С, написать в воздухе заглавные и строчные буквы З-С. Отгадать, какую букву написал на спине ученика логопед (тактильные ощущения).

    1. Динамическая пауза «Актёрские этюды»

    -Ребята, давайте представим, что у нас в руках воздушный шар (руки на расстоянии, держат воображаемую сферу, пальцы в напряжении), через маленькую дырочку из шара выходит воздух (длительное произношение звука С). Упражнение заканчивается хлопком: «Шарик сдулся». Участвовал ли голос в произношении звука С? Как вы думаете  звук С звонкий или глухой ? А теперь представьте, что вы комарики (указательный палец приставляется к носу, изображая комариный хоботок, длительно произносится звук З). Участвовал ли голос в произношении звука З? Этот звук звонкий или глухой?

    1. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:

    -Ребята, куда мы отправимся дальше? Правильно! Но чтобы нам посмотреть на Оранжевые скалы нужно правильно выполнить это задание. Каждый из вас должен разложить по корзинкам камушки- буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки.

    -Молодцы!

    -Слышите звон колокольчика – это фея приветствует нас . Посмотрите по маршрутным картам, где она живет.

    (включается фонограмма)

       «Здравствуйте ребята, я фея-неведимка, а зовут меня Зося! Давайте поиграем! Как услышите слова со звуком З – сильно хлопните в ладоши, а если слова со звуком С – свисните тихонечко. Если не допустите ни одной ошибки, я вам укажу дорогу в Изумрудный лес!

    Различие звуков З-С на слух: зима, сильный, заяц, лес, сок, лиса, береза, занавеска, сосна, загадка, лось, зебра, стол, зола.

    Фонограмма: Молодцы ребята, постарались, а теперь закройте глаза – вот вы и в Изумрудном лесу! Гуляйте по лесу, играйте, а мне пора! До  свидания!

    - Ребята, Изумрудный лес растет вверх ногами, то есть «Наоборот». Мы с вами тоже сейчас поиграем в игру «Наоборот». Я говорю слог или слово со звуком С, а вы заменяете его на звук З и наоборот.

    СА-ЗА; СТА-ЗДА; ЗОЯ-СОЯ

    СО-ЗО; СТО-СДО; ЗУБ-СУП

    ЗАЙКА-САЙКА; ЗАХАР-САХАР

    СУ-ЗУ; СТУ-ЗДУ; РОЗА-РОСА

    ЛИЗА-ЛИСА; КОЗЫ-КОСЫ;

    - Молодцы!

    - В Изумрудном лесу живет Золотая Змейка

    она очень любит повторять различные слоги. Попробуйте и вы запомнить и повторить их за Золотой змейкой: игра «Запомни-повтори»

    ЗА-СА-ЗА                        СНА-СНА-ЗНА

    ЗЯ-СЯ-СЯ                        СНА-ЗНА-СНА

    ЗЁ-ЗЁ-ЗО                        ЗНО-СНО-ЗНО

    - Ребята, Золотая Змейка  очень подружилась с куклами Соней и Зоей и подарила им много подарков. Куклы сложили их в одну сумку и теперь не могут разобраться, где чей подарок. Давайте им поможем.

    1. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова

    - Куда теперь мы с вами отправимся? В этом  озере живут волшебные рыбки. Они покажутся вам, если вы сможете проверить правописание сомнительных согласных в конце слова. (Логопед объясняет, как можно проверить согласные, стоящие в позиции оглушения) Я буду говорить слова, а вы проверочное слово.  

                    КВАС                        

                    ТАЗ                        

                    НОС                        

                    ЛЕС                                                    ГЛАЗ                        

                            РАССКАЗ

    1. Физкультминутка  - Проговаривание чистоговорки с движением

                                                                                 СЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ – мягкая шерстка у (козы)                

    СЕ-ЗЕ-СЕ-ЗЕ  - сено мы дадим  (козе)

    ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ - ест осинку (лось)

    ОСИ-ОСИ-ОСИ - по лесочку бродят (лоси)

    1. Знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, добавление предлогов в предложения.

    - Продолжаем путешествие! Куда направимся теперь? Там нас уже ждут два друга – предлоги ЗА и ИЗ-ЗА. Но им никак не понять, где они должны стоять. Помогите им! Логопед произносит предложения.

               

    Зайка сидит (ЗА) кустом.

    Зайка выглядывает (ИЗ-ЗА) куста.

    Зоя стоит (ЗА) сосной.

    Зоя выходит (ИЗ-ЗА) сарая.

    Солнце встает (ИЗ-ЗА) леса.

    Козлик пасётся (ЗА) озером.

    - Молодцы!

    - А теперь составьте предложения с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА:

    ЛИЗА                         ОСИНА

    САМОКАТ                БЕСЕДКА

    САМОЛЕТ                ЛЕС

    ЛИСА                        КУСТ

    СОНЯ                        БЕСЕДКА

    1.  Слоговой синтез слов (запись в тетрадях)

    - Посмотрите, куда нам идти дальше?

    Правильно! На фиолетовой горе растут деревья, живут звери и птицы, а какие вы узнаете, если поставите на свои места слоги в словах и запишите их в тетрадь.

    РЁ-ЗА-БЕ

    ЮШ-КА-ЗА

    СИЧ-ЛИ-КА

    ЛО-СО-ВЕЙ

    ТРЯ-ГУЗ-КА-СО

    ЗИ-РО-МО-ДОК

    111.   Итог занятия. Оценка деятельности.

    - Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Что нового узнали, чему научились?

    Вы все сегодня очень хорошо потрудились.

    Молодцы!

    Дома я предлагаю вам нарисовать наше путешествие, принесите рисунки на следующий урок и мы создадим с вами «Художественную выставку»

    Поставьте значки на  «Радуге настроения».

    Урок окончен, до свидания!

    - На звук З

    - На звук С

    - Потому, что мы сегодня будем учиться различать звуки З-С.

    - Радуга!

    - Приспособление для переноса воды.

    - Семь.

    - Красный, синий, зеленый.

    - На красную полянку.

    - ССССССССССССССССС

    - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

    Ученики выполняют упражнения вместе с логопедом, показывают, как сдувается большой и маленький шарик, красный и синий, быстро и медленно и т.д. Комарик может быть веселым и грустным, сытым и голодным.

    - Ученики выполняют упражнение.

    - Нет.

    - Глухой.

    - Ученики выполняют упражнение.

    - Да.

    - Звонкий.

    - К Оранжевым скалам.

    Ученики выполняют задание.

    - У Жёлтой реки.

    Ученики выполняют задание.

    Дети выполняют задания

    Ученики выполняют задание.

    Дети выполняют задание.

    - К Голубому озеру

    - КВАСОК

    - ТАЗИК

    - НОСИК

    - ЛЕСОК

    - ГЛАЗОК

    - РАССКАЗИК

    Дети проговаривают чистоговорку, добавляя слова-рифмы

    - В синюю долину.

    Дети поднимают карточки с предлогами.

    Дети выполняют задание

    - К Фиолетовой горе.

    Дети выполняют задания

    Дети перечисляют, опираясь на маршрутную карту.

    Дети отвечают.

    Ученики ставят флажки на «Радуге настроения»

    Слайд № 4, 5

    Слайд № 6

    Воздушный шарик и фигурка комара.

    Корзинки, камушки с буквами:б, в, г, д, п, ф, к, т, з, с, ж, ш.

    Слайд № 7

    Слайд№ 8

    Слайд № 9

    Слайд № 10

    Слайд № 11

    Слайд № 12

    Слад № 13

    Слайд № 14

    «Радуга настроения»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к уроку по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З» Автор: учитель-логопед высшей категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкина Ирина Николаевна

    Слайд 2

    Форма урока: урок-путешествие «Путешествие на радугу» Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы Цель: Совершенствование навыков правильного произношения и умения дифференцировать звуки С-З.

    Слайд 3

    Задачи: Учить правильно произносить и различать звуки С-З; Учить различать звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова; Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА; Развивать фонематический слух; Развивать фонематические представления; Развивать звуко-слоговой анализ и синтез; Развивать внимание и память; Развивать творческие способности;

    Слайд 5

    Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов . Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

    Слайд 6

    Красная полянка

    Слайд 7

    Оранжевые скалы

    Слайд 8

    Жёлтая река

    Слайд 9

    Изумрудный лес

    Слайд 10

    Золотая змейка

    Слайд 12

    Голубое озеро

    Слайд 13

    Синяя долина

    Слайд 14

    Фиолетовая гора

    Слайд 15

    МОЛОДЦЫ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

    Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

    Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

    Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

    Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»

    Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья ...

    Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

    Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

    Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

    Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

    «Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.

    ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...