Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) на тему

Григорьева Надежда Анатольевна

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза. Построение презентации, упражнения, конспект и входящие в него стихотворные вкрапления являются авторскими. Тексты физкультминутки, зрительной и пальчиковой гимнастики сочинены автором. Конспект урока универсален и может быть использован как основа для занятий по дифференциации других парных согласных. Стоит изменить текстовое наполнение упражнений и новый конспект готов. Рекомендую использовать для этого ранее созданные автором презентации по всем парным согласным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspektdifferencyaciyab-p2011.zip695.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Григорьевой  Надеждой  Анатольевной

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Аудитория:  учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы, имеющие нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза

Темы: 

Коррекционная: «Дифференциация парных  согласных звуков и букв

Б-П изолированно, в слогах, словах, предложениях и связном тексте»

Грамматическая: «Парные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы Б-П»

Лексическая: «Цирк»  

Цель: Обобщение, систематизирование знаний и тренировка  умений  дифференцировать  звуки и буквы Б-П в устной и письменной речи  

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:                                                                                   -   повторить артикуляционный уклад и характеристику звуков Б-П;                          

-   развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;                                                                                      

-  закрепить умение дифференцировать звуки Б-П по звонкости-глухости;

-  учить правильному  построению  словосочетаний и предложений;

-  формировать связную речь при составлении рассказа;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую моторику, согласовывать движение и речь;

- развивать мелкую моторику;

- развивать фонематическое восприятие;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: 
- создать ситуации успеха;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
- повышать речевую активность.

Методические приемы:  наглядность (использование индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, работа в парах при выполнении некоторых упражнений,  использование элементов театрализации и игровых ситуаций, творческая работа (мини-рассказ).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Оборудование:  «Радуга настроения», аромалампа, индивидуальные маршрутные карты «Программа циркового представления», корточки-таблицы на каждого ребенка,  магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради.

Структура урока

  1. Организационный момент
  1.   Самооценка эмоционального состояния.
  2.   Психогимнастика.

  1. Основная часть

   1.Первичная актуализация. Определение цели.

   2. Обобщение теоретического материала.

   3. Практический тренинг.

   

 

  1.  Подведение итогов занятия.

  1. Рефлексия.

                                                    Ход урока

Деятельность логопеда

         Деятельность детей

   Оборудование

I. Организация начала урока.

1.Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Теперь садитесь за парты.


2.Психогимнастика.

Звучит музыка.
- Я рада, что мы сегодня здесь вместе. Сейчас я улыбнусь вам, и вы в ответ подарите мне ваши улыбки,  а теперь улыбнетесь друг другу.  Мы спокойны и доброжелательны! Мы все здоровы! Представим себе, что мы находимся в весеннем  саду. Сделаем глубокий вдох через нос. Почувствуйте аромат цветущих деревьев. Теперь выдохните. Вдохните еще раз, впитайте в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня. Выдохните. И еще раз: вдох – выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся,  пожелаем друг другу успеха и начнем занятие.  

Какое сегодня число, какой месяц, какое время года? Откройте тетради и запишите число.

 Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения», садятся.

Дети выполняют указания логопеда  

 «Радуга настроения», значки (наклейки).

Слайд № 2 Магнитофон, музыкальный диск,

аромалампа    

 II. Основная часть

1.Первичная актуализация

темы и цели урока

– Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправимся…, а куда вы узнаете,  рассмотрев афиши и отгадав загадку. (Во время показа слайда № 2, звучит стих)

 Этот мир красив и ярок,

Он придуман нам в подарок,

Только тут есть непременно:

Купол, зритель и арена,

Здесь по кругу все сидят,

Представление глядят.

2. Обобщение теоретического материала

- Я приглашаю вас в цирк. И первыми в цирке нас встречают клоуны. (Слайд №3)

Стих про клоунов

- Как зовут клоунов? С каких звуков начинаются имена клоунов?  Вспомните наши предыдущие уроки. Чему вы учились?  Что, по вашему, мы будем делать сегодня?

- Совершенно верно. Сегодня мы обобщим наши знания о согласных Б-П и будем упражняться в умении различать парные согласные звуки и буквы Б-П в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте.

Но сначала нам нужно вспомнить все, что мы знаем о звуках Б-П. В качестве домашнего задания вам было предложено заполнить карточки таблицы, давайте убедимся в том, что вы с этим успешно справились.

 Как вы думаете, звуки Б и П гласные или согласные? Они парные или непарные? Какой звук звонкий, а какой глухой?

Вы правильно выполнили домашнее задание?

Молодцы!

- Клоуны Бом и Пэм приготовили для вас «Программки циркового представления». Для того, чтобы вы могли легко ориентироваться в происходящем на арене. Но перед началом представления проведем веселую цирковую разминку.

Веселая цирковая разминка

Шаг вперед, хлопок, хлопок,

Повернулись и прыжок.

Потоптались мы как пони,

Поскакали будто кони.

Наша правая рука

Словно хобот у слона,

Наша левая рука

Невесома и легка,

Головой мы повертели

И за парты снова сели.

 3.Практический тренинг.

-Итак, мы с вами в зале, сидим на своих местах и ждем начала циркового представления. Посмотрите в программке, кто же сейчас будет выступать первым?

- А теперь, мои ребятки, Отгадайте-ка загадку.

Зайца кто достал из шляпы?

Кто из розы сделал вату?

Кто с улыбкой не спеша

Превратил ужа в ежа?

Он артист цирковой,

Догадались кто такой?

-Фокусник спрятал  буквы.  Рассмотрите картинки, узнайте и назовите буквы.

- Красиво и аккуратно запишите заглавные буквы в тетради.

- Какие из них являются парными согласными?

- Кто выходит на арену?

- Они жонглируют слогами. Жонглировать – это значит умело подкидывать и ловить несколько предметов. Слоги перемешались в воздухе. Как вы думаете, какими слогами жонглирует клоун Бом, а какими клоун Пэм? Запишите слоги в два столбика.

-Цирковые артисты очень любят путешествовать по миру, в городах, где они останавливаются, натягивается цирковой шатер и артисты дают представление. Именно такие выездные преставления и называются ГАСТРОЛИ

 - На гастроли едет скоро

Цирк в далекие края,

Начались волненье, сборы –

Ничего забыть нельзя!

Но и лишнего не надо,

Помогите-ка ребята!

(Объяснение значения трудных слов: блузка, пуанты, шлепки, лапти).

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики, ребята,

Ловкие как акробаты.

Крутят сальто целый день,

Кувыркаться им не лень.

На арене выступают,

На батуте вверх взлетают,

Удивляют нас, потом

Все выходят на поклон.

- Подскажите мне, ребята, что у нас дальше по программе?

- Кто знает, что обозначает слово АНТРАКТ?

- А в антракте, спору нет,

Все отправятся в буфет,

Ну а мы пойдем к зверям,

Что же мы увидим там?

-Правильно! Только столовая эта необычная, в ней обедают звери-артисты. Белоснежка и Красная шапочка приготовили для зверюшек угощение. Как вы думаете, какими овощами и фруктами будет угощать Белоснежка, а какими Красная Шапочка?  (Объяснение незнакомого слова БРЮКВА)

- Какие названия овощей и фруктов являются словарными словами?  

- Антракт закончился, и на манеж выходят…

На арене силачи

Гири гнут как калачи,

Даже горы сдвинуть могут,

Вот они-то нам помогут.

- Вспомним орфограмму парные согласные в конце слова. Что нужно сделать, чтобы в конце слова уверенно написать  Б, хотя слышится П. Например в слове БОБ? Правильно! Нужно изменить слово так, чтобы звук Б звучал отчетливо, т.е. стал звонким и сильным  как наши силачи: БОБ-БОБЫ. Какие звуки помогают парным согласным стать сильными? Используя силу наших силачей и свои знания, заполните таблицу.

- А следующим в представлении выступает…

Удивляет весь народ

Наш ученый  бегемот,

Он словарный свой запас

Пополняет каждый час.

Будем также поступать –

Будем речь мы развивать.

- К некоторым словам с парным согласным трудно подбирать проверочные слова, но ученый бегемот написал вам подсказку.

Чтобы звук звучал сильнее,

Подбирай слова смелее!

Был один, а стало много,

«Нет» приходит на подмогу,

Уменьшительно ласкай,

Иль вопрос «какой?» задай.

Как мы должны изменить слово, чтобы парный согласный звучал отчетливо?

- изменить количество и станет много;

- добавить слово «нет»

  изменить форму слова;

 - изменить слово, чтобы звучало ласково;

- задать вопрос «какой?», чтобы слово стало признаком;

А теперь поиграем в игру: «Один-много-нет-ласково-какой».

             

Зрительная гимнастика

В зале цирковом сидим,

На арену вниз глядим.

Вверх поднимем наши глазки –

Там воздушные гимнастки.

Вправо взгляд переведем,

Тигров в клетке мы найдем,

Влево бросим взор, ребята,

И увидим акробатов.

Обведем глазами круг,

И рассмотрим все вокруг.

Сколько здесь друзей хороших,

Им похлопаем в ладоши.

Молодцы!

- Какой артист цирка готов нас сейчас удивить?

- Дрессированные звери,

Делать все они умеют.

Перепутаны слегка

Все картинки и слова,

Знаю, что расставить вам

Их не сложно по местам.

- Продолжаем представление -

Составляем предложение!

Прочитайте слова. Что изображено на картинках?

 III. Подведение итогов урока

- Вот и закончилось наше цирковое представление. Оно было веселым, ярким и познавательный.

Давайте вспомним все, что мы  видели  в цирке, а помогут нам в этом вопросы и картинки.

На вопросы нужно отвечать полным ответом.

- Куда мы сегодня ходили?

- Кто спрятал от нас буквы?

- Чем жонглировали клоуны на арене?

- Чем угощали зверей Белоснежка и Красная Шапочка?

- В чем нам помогли Силачи и Ученый бегемот?

- Понравилось ли вам в цирке?

- Как вы думаете, что мы с вами сейчас придумали?

- Почему?

- Предложите варианты названия рассказа.

 

Дети разглядывают афиши, высказывают свое мнение.

Формулируют лексическую тему «Цирк».

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Дети отвечают на вопросы, соотносят с информацией на слайдах и  мгновенно проверяют правильность заполнения таблицы.

Дети выполняют команды, синхронизируя речь и движения

- Мистер Х.

- Фокусник!

Дети отгадывают загадку, узнают и называют буквы,  записывают их в тетради

- Б-П

- Клоуны Бом и Пэм.

Дети отвечают на вопрос и записывают слоги в тетрадь.

Проверка.

Дети выполняют упражнение «Какая картинка лишняя и почему» устно. Записывают в тетрадь словарные слова: сапоги, пальто

- Антракт!

- Перерыв в представлении.

Если дети не могут объяснить, то это делает логопед

Дети отвечают: «Столовую».

Дети высказывают свое мнение,

сравнивают его с правильным ответом, записывают словарные слова в тетрадь, выделяют Б-П

-Силачи.

- Подобрать проверочное слово.

- Стать сильными парному согласному помогают гласные.

Дети заполняют таблицу, подбирая проверочные слова.

Выделяют гласные после парного согласного.

Дети обращаются к маршрутным листам.

- Ученый бегемот.

Дети, основываясь на уже изученном материале, включаются в формулирование

действий.

Дети говорят слова. Мгновенная самопроверка.

 В тетрадь записывается одна, две строчки слов

- Дрессировщик зверей.

 Ученики подбирают слова к картинкам, проверяют правильность своих ответов, записывают получившиеся словосочетания в тетради (выбирают по два словосочетания)

Дети составляют предложения, используя картинки и слова, работают в парах. Работа в парах.  

- Сегодня мы ходили в цирк.

- Фокусник спрятал от нас буквы, но мы их нашли.

- Веселые клоуны Бом и Пэм

ловко жонглировали слогами с парными согласными Б-П.

- Белоснежка и Красная Шапочка угощали зверей овощами и фруктами.

- Силачи помогли нам превратить слабые согласные  в сильные.

- Ученый бегемот написал нам подсказку, для того чтобы мы правильно подбирали проверочные слова.

- Нам очень понравилось в цирке.

- Рассказ, текст.

- Потому что, ему можно дать название.

Слайд № 3

   

Слайд № 4

Слайд № 5,6,7

   

  Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13, 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Цветные карандаши

Слайд  № 18

Слайд № 19

Карточки-таблицы для каждого ученика

Слайд №  20

Слайд №  21

Слайд № 22

У доски расположены картинки-ориентиры: «Воздушные гимнасты», «Тигры в клетке», «Акробаты», «Арена цирка».

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26

IV. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху.

- А теперь как настоящая публика покажите силой аплодисментов (громко, тише, совсем тихо), насколько вы:

1) Были успешны на уроке;

2) Чувствовали себя комфортно;

3) Умеете применять свои знания;

Оцените свое настроение на «Радуге настроения»

Всем спасибо! Урок окончен.

Слайд № 27

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»

Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.

ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и ук...