Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Лакий Мария Юрьевна

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)

Цели:

Образовательные:

- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

- формировать умение соотносить согласные звуки с буквами.

Коррекционные:

- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;

- воспитание правильного артикуляционного уклада на звуки «л», «ль»;

- развитие психологической базы речи:

- активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),

- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,

- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Воспитательные:

- развитие наблюдательности к природным изменениям;

- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.

Оборудование: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами,  таблички с согласными буквами, карточки со словами, зеленые и синие фишки.

Ход занятия.

Организационный момент

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима.)

- А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц февраль.)

- Февраль – третий месяц зимы, значит, какой он? (Февраль – это зимний месяц.)

 

Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

- Сегодня мы с тобой поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

- Давай назовем твердые и мягкие согласные парами. Обрати внимание на то, как меняется положение твоего языка, губ при произношении. Итак, начинаем. (Ребенок произносит пары согласных звуков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

- Скажи, пожалуйста, ты помнишь, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? (Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом.)

- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? (В синем домике живут твердые согласные.) А какие в зеленом? (В зеленом домике живут мягкие согласные.)

 Пальчиковая гимнастика:

- Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)  

Безымянный и последний    

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять   ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.        

Мы рога козе покажем (показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

 Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить,           (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

Чтение слоговых рядов:

- Перед тобой табличка со слогами. Прочитай мне их, пожалуйста.

са

ся

са

ся

со

сё

со

сё

су

сю

су

сю

сы

си

сы

си

сэ

се

сэ

се

 

- Ты обратил внимание на то, что если после согласной буквы  стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко? (Да)

- Теперь выполняй по моему заданию: прочитай слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. ( В первом столбике нет таких слогов; сё,сё; сэ, сэ)

«Скажи наоборот»:

- Сейчас я буду называть слоги, если  услышишь твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

 «Какой это звук?»:

- У тебя на столе лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажи синий кружок, если с мягким – зеленый:

 Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столе лежит табличка

Л

С

М

Р

Т

Л’

С’

М’

Р’

Т’

 

- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладешь синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

- Какой вывод мы можем сделать? (Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий).   

Работа в тетрадях:

- Теперь открой тетрадь, спиши число с доски и послушай задание. Я назову слоги, а ты запиши только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….(се, лё, ме, ги, лю, ки, ге)

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…(кве, глю, дря, сми, ати, пря)

Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, - (кладёт голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (
встаёт, руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок -
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше -
(барабанит пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик -
(постепенно садится и кладёт голову на руки).

«Сбежавшие буквы»:

Ученику даются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

- Подумай, какие буквы сбежали, вставь их и запишите слова.

Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .

- Теперь подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

- Прочитай мне слоги, в которых есть мягкий согласный (ли, пи, сь, чи, ве, те).

 «Найди ошибку»:

- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давай попробуем найти их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

Разучивание стихотворения:

- Послушай внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

- Повторим его вместе со мной. (Да)

- Теперь запиши его в тетрадку под мою диктовку.

- Твоим домашним заданием будет выучить этот стих.

 Итог занятия:

- Какие согласные мы учились различать сегодня? ( Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)

- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)

- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)

- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)

- Тебе понравилось занятие?

А сейчас нарисуй у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сам оцени успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если Ты считаешь, что был внимательным, старательным и поэтому выполнил все задания без ошибок, то рисуй человечка (себя) на верхней ступеньке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)

Цели:

Образовательные:

- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

- формировать умение соотносить согласные звуки с буквами.

Коррекционные:

- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;

- воспитание правильного артикуляционного уклада на звуки «л», «ль»;

- развитие психологической базы речи:

- активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),

- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,

- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Воспитательные:

- развитие наблюдательности к природным изменениям;

- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.

Оборудование: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами,  таблички с согласными буквами, карточки со словами, зеленые и синие фишки.

Ход занятия.

Организационный момент

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима.)

- А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц февраль.)

- Февраль – третий месяц зимы, значит, какой он? (Февраль – это зимний месяц.)

 

Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

- Сегодня мы с тобой поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

- Давай назовем твердые и мягкие согласные парами. Обрати внимание на то, как меняется положение твоего языка, губ при произношении. Итак, начинаем. (Ребенок произносит пары согласных звуков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

- Скажи, пожалуйста, ты помнишь, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? (Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом.)

- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? (В синем домике живут твердые согласные.) А какие в зеленом? (В зеленом домике живут мягкие согласные.)

 Пальчиковая гимнастика:

- Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)  

Безымянный и последний    

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять   ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.        

Мы рога козе покажем (показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

 Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить,           (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

Чтение слоговых рядов:

- Перед тобой табличка со слогами. Прочитай мне их, пожалуйста.

са

ся

са

ся

со

сё

со

сё

су

сю

су

сю

сы

си

сы

си

сэ

се

сэ

се

- Ты обратил внимание на то, что если после согласной буквы  стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко? (Да)

- Теперь выполняй по моему заданию: прочитай слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. ( В первом столбике нет таких слогов; сё,сё; сэ, сэ)

«Скажи наоборот»:

- Сейчас я буду называть слоги, если  услышишь твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

 «Какой это звук?»:

- У тебя на столе лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажи синий кружок, если с мягким – зеленый:

 Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столе лежит табличка

Л

С

М

Р

Т

Л’

С’

М’

Р’

Т’

- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладешь синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

- Какой вывод мы можем сделать? (Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий).   

Работа в тетрадях:

- Теперь открой тетрадь, спиши число с доски и послушай задание. Я назову слоги, а ты запиши только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….(се, лё, ме, ги, лю, ки, ге)

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…(кве, глю, дря, сми, ати, пря)

Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, - (кладёт голову на руки) 
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (
встаёт, руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок -
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше -
(барабанит пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик -
(постепенно садится и кладёт голову на руки).

«Сбежавшие буквы»:

Ученику даются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

- Подумай, какие буквы сбежали, вставь их и запишите слова.

Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .

- Теперь подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

- Прочитай мне слоги, в которых есть мягкий согласный (ли, пи, сь, чи, ве, те).

 «Найди ошибку»:

- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давай попробуем найти их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

Разучивание стихотворения:

- Послушай внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

- Повторим его вместе со мной. (Да)

- Теперь запиши его в тетрадку под мою диктовку.

- Твоим домашним заданием будет выучить этот стих.

 Итог занятия:

- Какие согласные мы учились различать сегодня? ( Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)

- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)

- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)

- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)

- Тебе понравилось занятие?

А сейчас нарисуй у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сам оцени успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если Ты считаешь, что был внимательным, старательным и поэтому выполнил все задания без ошибок, то рисуй человечка (себя) на верхней ступеньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»

Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными.  Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.

ТемаРазличие твердых и мягких согласных перед гласнымиЦель урокаформирование  у  учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласнымиПланируемые результатыПредметные:Знать с...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]

Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической  и оптической дисграфии)....