Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)
Цели:
Образовательные:
- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;
- формировать умение соотносить согласные звуки с буквами.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
- воспитание правильного артикуляционного уклада на звуки «л», «ль»;
- развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),
- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,
- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
- развитие наблюдательности к природным изменениям;
- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.
Оборудование: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами, таблички с согласными буквами, карточки со словами, зеленые и синие фишки.
Ход занятия.
Организационный момент
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима.)
- А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц февраль.)
- Февраль – третий месяц зимы, значит, какой он? (Февраль – это зимний месяц.)
Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:
- Сегодня мы с тобой поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.
- Давай назовем твердые и мягкие согласные парами. Обрати внимание на то, как меняется положение твоего языка, губ при произношении. Итак, начинаем. (Ребенок произносит пары согласных звуков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)
(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).
- Скажи, пожалуйста, ты помнишь, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? (Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом.)
- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? (В синем домике живут твердые согласные.) А какие в зеленом? (В зеленом домике живут мягкие согласные.)
Пальчиковая гимнастика:
- Потренируемся немного перед занятием:
Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)
Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку)
И движенье выполнять.
Мы рога козе покажем (показывают рожки)
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика)
Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)
Будем с пальцами дружить.
Чтение слоговых рядов:
- Перед тобой табличка со слогами. Прочитай мне их, пожалуйста.
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
сэ | се | сэ | се |
- Ты обратил внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко? (Да)
- Теперь выполняй по моему заданию: прочитай слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. ( В первом столбике нет таких слогов; сё,сё; сэ, сэ)
«Скажи наоборот»:
- Сейчас я буду называть слоги, если услышишь твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый:
Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.
«Какой это звук?»:
- У тебя на столе лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажи синий кружок, если с мягким – зеленый:
Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.
Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:
На столе лежит табличка
Л | С | М | Р | Т |
Л’ | С’ | М’ | Р’ | Т’ |
- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладешь синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
- Какой вывод мы можем сделать? (Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий).
Работа в тетрадях:
- Теперь открой тетрадь, спиши число с доски и послушай задание. Я назову слоги, а ты запиши только те, в которых есть мягкий согласный:
а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….(се, лё, ме, ги, лю, ки, ге)
б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…(кве, глю, дря, сми, ати, пря)
Физкультминутка:
Солнце спит, небо спит, - (кладёт голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встаёт, руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанит пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садится и кладёт голову на руки).
«Сбежавшие буквы»:
Ученику даются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.
- Подумай, какие буквы сбежали, вставь их и запишите слова.
Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .
- Теперь подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.
- Прочитай мне слоги, в которых есть мягкий согласный (ли, пи, сь, чи, ве, те).
«Найди ошибку»:
- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давай попробуем найти их и исправим.
Мама режет люк для супа. – (лук)
На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)
Мы любим париться в банке. – (баньке)
На ветке сидит галька. – (галка)
Разучивание стихотворения:
- Послушай внимательно стихотворение:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень.
Искала булавку весь день.
- Повторим его вместе со мной. (Да)
- Теперь запиши его в тетрадку под мою диктовку.
- Твоим домашним заданием будет выучить этот стих.
Итог занятия:
- Какие согласные мы учились различать сегодня? ( Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)
- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)
- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)
- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)
- Тебе понравилось занятие?
А сейчас нарисуй у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сам оцени успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если Ты считаешь, что был внимательным, старательным и поэтому выполнил все задания без ошибок, то рисуй человечка (себя) на верхней ступеньке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_differentsiatsiyu_tverdyh_i_myagkih_soglasnyh.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)
Цели:
Образовательные:
- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;
- формировать умение соотносить согласные звуки с буквами.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
- воспитание правильного артикуляционного уклада на звуки «л», «ль»;
- развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),
- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,
- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
- развитие наблюдательности к природным изменениям;
- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.
Оборудование: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами, таблички с согласными буквами, карточки со словами, зеленые и синие фишки.
Ход занятия.
Организационный момент
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима.)
- А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц февраль.)
- Февраль – третий месяц зимы, значит, какой он? (Февраль – это зимний месяц.)
Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:
- Сегодня мы с тобой поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.
- Давай назовем твердые и мягкие согласные парами. Обрати внимание на то, как меняется положение твоего языка, губ при произношении. Итак, начинаем. (Ребенок произносит пары согласных звуков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)
(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).
- Скажи, пожалуйста, ты помнишь, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? (Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом.)
- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? (В синем домике живут твердые согласные.) А какие в зеленом? (В зеленом домике живут мягкие согласные.)
Пальчиковая гимнастика:
- Потренируемся немного перед занятием:
Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)
Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку)
И движенье выполнять.
Мы рога козе покажем (показывают рожки)
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика)
Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)
Будем с пальцами дружить.
Чтение слоговых рядов:
- Перед тобой табличка со слогами. Прочитай мне их, пожалуйста.
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
сэ | се | сэ | се |
- Ты обратил внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко? (Да)
- Теперь выполняй по моему заданию: прочитай слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. ( В первом столбике нет таких слогов; сё,сё; сэ, сэ)
«Скажи наоборот»:
- Сейчас я буду называть слоги, если услышишь твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый:
Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.
«Какой это звук?»:
- У тебя на столе лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажи синий кружок, если с мягким – зеленый:
Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.
Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:
На столе лежит табличка
Л | С | М | Р | Т |
Л’ | С’ | М’ | Р’ | Т’ |
- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладешь синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
- Какой вывод мы можем сделать? (Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий).
Работа в тетрадях:
- Теперь открой тетрадь, спиши число с доски и послушай задание. Я назову слоги, а ты запиши только те, в которых есть мягкий согласный:
а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….(се, лё, ме, ги, лю, ки, ге)
б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…(кве, глю, дря, сми, ати, пря)
Физкультминутка:
Солнце спит, небо спит, - (кладёт голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встаёт, руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанит пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садится и кладёт голову на руки).
«Сбежавшие буквы»:
Ученику даются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.
- Подумай, какие буквы сбежали, вставь их и запишите слова.
Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .
- Теперь подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.
- Прочитай мне слоги, в которых есть мягкий согласный (ли, пи, сь, чи, ве, те).
«Найди ошибку»:
- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давай попробуем найти их и исправим.
Мама режет люк для супа. – (лук)
На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)
Мы любим париться в банке. – (баньке)
На ветке сидит галька. – (галка)
Разучивание стихотворения:
- Послушай внимательно стихотворение:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень.
Искала булавку весь день.
- Повторим его вместе со мной. (Да)
- Теперь запиши его в тетрадку под мою диктовку.
- Твоим домашним заданием будет выучить этот стих.
Итог занятия:
- Какие согласные мы учились различать сегодня? ( Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)
- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)
- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)
- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)
- Тебе понравилось занятие?
А сейчас нарисуй у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сам оцени успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если Ты считаешь, что был внимательным, старательным и поэтому выполнил все задания без ошибок, то рисуй человечка (себя) на верхней ступеньке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"
Индивидуальное логопедическое занятие...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Твердые и мягкие соглассные звуки. Обозначение их на письме....
Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»
Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными. Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.
ТемаРазличие твердых и мягких согласных перед гласнымиЦель урокаформирование у учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласнымиПланируемые результатыПредметные:Знать с...
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]
Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии)....