Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий
план-конспект по технологии

Шавырина Татьяна Алексеевна

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

- обучить детей приёмам сохранения здоровья:  восстановления сил,   развития переключаемости,  снятия напряжения,  стимуляции работоспособности и мышления.

- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать ра­достное настроение;

- воспитывать в детях любовь к окружающим, дружеское от­ношение к сверстникам;

- познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

- развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выпол­нении знакомых музыкально-ритмических движений;

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимна­стики, соотносить движение с текстом в ре­чевых играх;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- создать позитивный тон к восприятию окружающего мира.

Развивающие: развивать воображение, творческие способности, индивидуальное самовыражение детей, связную речь, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику. Совершенствовать подвижность артикуляционной моторики, формировать  навыки правильного рационального дыхания.

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Методы : арт-терапия, здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная игра, психогимастика, беседа, игровой момент, использование наглядного материала.

Оборудование:ТСО  презентация, картинки мимики лица, шаблон солнышки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zst.doc695.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

        

«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Конспект индивидуального логопедического занятия

         с применением здоровьесберегающих технологий

http://ds30.omsk.obr55.ru/files/2021/04/b6aPO0JY9Ig.jpg

                                                                                                               

                       

Подготовила

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Шавырина Татьяна Алексеевна

дата поведения_____________

место проведения____________

Ессентуки, 2022

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

- обучить детей приёмам сохранения здоровья:  восстановления сил,   развития переключаемости,  снятия напряжения,  стимуляции работоспособности и мышления.

- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

- воспитывать в детях любовь к окружающим, дружеское отношение к сверстникам;

- познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

- развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений;

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- создать позитивный тон к восприятию окружающего мира.

Развивающие: развивать воображение, творческие способности, индивидуальное самовыражение детей, связную речь, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику. Совершенствовать подвижность артикуляционной моторики, формировать  навыки правильного рационального дыхания.

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Методы : арт-терапия, здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная игра, психогимастика, беседа, игровой момент, использование наглядного материала.

Оборудование:ТСО  презентация, картинки мимики лица, шаблон солнышки.

Ход занятия:

«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись?

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!

Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

однять руки вверх!

- Ребята вы любите путешествовать? Предлагаю, сегодня нам отправимся в путешествие. Нас пригласили в чудесную страну. Эта страна находится совсем близко от нас, но попасть в неё не просто. Вам интересно, что это за страна? Но всё не так просто, жители этой страны зашифровали название. Чтобы узнать, надо разложить эти карточки в порядке возрастания и прочесть полученное слово ( слово здоровье)

-  Молодцы, разгадали . Значит, сегодня мы оправимся в страну Здоровья. Жители этой страны – здоровячки, приготовили для нас задания и если мы справимся, то узнаем главный секрет Здоровья.

   Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность.

Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше  физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»  (Я буду отдавать команды, а вы их  выполняете). Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти  вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди.  Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа  справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади? Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Давайте перейдём к нашему дыханию. Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?
Сделаем упражнение
«Очищающее дыхание» . –  (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).  

А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус,  имеет противовоспалительный эффект)

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо.

Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако:  цветотерапия - голубой цвет).

 Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение.

А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Вдох — пауза, выдох — пауза».

А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу -  

2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой  и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю:  цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

3. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы)  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель:  расслабление мышц шеи.

а)  Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения:

А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так.  Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

        Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

        Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

        А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»  (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение:  «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

                 

5. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу.  Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

6.Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу» - в баночках  разная  крупа (горох, фасоль, гречка, рис,  пшено, лапша, семечки арбуза) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать).  Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции  дислексии и дисграфии.

7. отправляемся в путь. Вот и последняя остановка, мы сделаем с вами кинезиологические упражнения,  иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам  

стать внимательными, активными,

снять напряжение, страх, раздражение

и улучшат ваши учебные достижения!      

1)«Кулак-ребро-ладонь»  - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками  одновременно.

Ладошки вверх,

 Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок»  - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».  

3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» -  левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.        

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» -  соединяем пальцы   руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2    1/3   1/4   1/5

Поздоровались пальцы опять!

1/5   1/4    1/3     1/2

Закрепили кольца-слова!

8. Итог занятия: Вот мы и узнали главные секреты страны Здоровья!

А на последок потанцуем « Если нравится тебе , то делай так..!»

 Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям.         

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: Изменение глаголов по временам.Цели:1.     Формировать умение правильно обос...

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий

Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:•       предупреждение речевых, грамматическ...

Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий          Лысенко Светлана Анато...

Звуки к-п в закрытых односложных словах.Логопедическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий.

В материале представлено индивидуальное логопедическое занятие с ребенком имеющим СНР тяжелой степени, с применением здоровьесберегающих технологий....

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Статистические исследования, проводимые в последние годы, показали, что большинство современных школьников в той или иной степени страдают различными заболеваниями и нуждаются в комплексной коррекцион...