Конспект логопедического занятия в разновозрастной группе с применением здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Почтарева Алина Павловна

Конспект логопедического занятия по теме "Школа космонавтов. Поехали!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos_s_pravkami_dobavkami.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Космос» в разновозрастной группе с учениками с ОВЗ 1 «А» и 4 «А» класса

Школа космонавтов. Поехали!

Цель: формировать представления учеников о космосе, освоении его людьми, закрепить знания учеников по лексической теме «космос».

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать и обогащать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование синонимов, родственных слов, приставочных глаголов;
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения;
  • Закреплять умения анализировать предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, координацию речи с движением;
  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими на них;
  • Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность;
  • Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия разновозрастных детей.

Речевой материал: Земля, Луна, космонавт, ракета, Солнце, звезды, космический корабль, космодром, космонавтика, скафандр, луноход.

Оборудование: предметные картинки, карточки с заданием, лазерная указка, конверты, мяч, воздушные шары.

I Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют не только взрослые, но и ваши, так скажем, коллеги, ученики 4 класса. А само занятие провожу не только я, но и Юлия Сергеевна, она трудится логопедом как раз-таки в классе ваших коллег.

- Нам хотелось бы, чтобы сегодня вы попробовали помочь друг другу при выполнении заданий, чтобы вместе, возможно, узнали что-то новое, да и просто весело провели этот необычный урок.

II Определение темы занятия.

- Для того, чтобы определить тему нашего занятия, вам необходимо выполнить следующее. Сейчас ученикам из 4 класса нужно будет прочитать загадки, а ученикам из 1 класса их отгадать. Затем ученикам из 4 класса нужно прикрепить слово-отгадку на доску, а ученикам из 1 класса картинку на заранее подготовленный нами фон.

Четвероклассники по очереди читают загадки и прикрепляют слово-отгадку. Первоклассники разгадывают и прикрепляют фрагмент картинки.

Планета голубая,

любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…. (Земля)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает уснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый…. (космонавт)

До Луны не может птица

Долететь и приземлиться

Но зато умеет это

Делать быстрая…. (ракета)

Золотое яблочко

По небу катается, с утра улыбается.

А улыбки – лучи

Очень-очень горячи. (Солнце)

- Давайте еще раз посмотрим на картинку и вспомним все наши слова – отгадки. (Земля, Луна, космонавт, ракета, Солнце). На какую тему получилась наша картина? (Космос) О чем будем сегодня с вами говорить на занятии? (Тему определили – космос на доску)

III Доклад ученика

- Молодцы. Для того, чтобы упорядочить в нашей голове все названные слова и, возможно, узнать что-то новое, Саша –ученик 4 класса, подготовил для нас рассказ.

Четвероклассник представляет подготовленный рассказ.

Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё - части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над нашей головой: ракеты летят к неизведанному, звёзды рождаются и гаснут, а кометы мчатся к новым планетам. Солнце - это самая близкая к нам звезда. По форме Солнце напоминает огромный шар. Солнце такое большое и горячее, что мы видим его и ощущаем тепло. Остальные звезды мы видим только ночью, днем Солнце их затмевает.

Кроме звёзд в космосе есть планеты. Все планеты движутся вокруг звёзд и вокруг своей оси. Мы с вами живём на планете, которая называется Земля. Рядом с Землёй есть ещё планеты, я назову их по порядку: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Всего планет 8.

Самая важная для нас планета — Земля. Это наш дом, единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь! Земля, как и другие планеты, по форме напоминает шар с множеством рек, озёр, морей и океанов, гор и равнин, лесов и пустынь. Из космоса наша планета кажется зелёно-голубой из-за большего количества воды.

Во все времена люди пытались постичь тайны неба, изучали звёзды и планеты, положение Солнца и Луны. Изучение космоса продолжается до сих пор. Сейчас этим занимаются учёные. Их называют астрономами. Чтобы наблюдать за космическими объектами, они используют специальные устройства — телескопы.

Но невозможно раскрыть тайны космоса только с поверхности Земли. Тогда учёные начали отправлять в космос животных: мышей, обезьян, кошек и собак. Самые известные из них — собаки Белка и Стрелка, которые в 1960 году отправились в космос, а потом благополучно вернулись на Землю. Так учёные смогли доказать, что полёт в космос возможен и для человека.

Первым таким человеком стал Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он отправился в космос на космическом корабле и облетел нашу планету за 108 минут. Космонавт вернулся на Землю живым и невредимым. После своего возвращения Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир! Каждый год в России 12 апреля празднуют День космонавтики в честь первого полёта человека в космос. 

- Спасибо, Саша….

IV Зрительная гимнастика

- Действительно, Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир и совершил подвиг, отправившись в космос. А перед полетом он произнес слово «Поехали!», вместо положенных «Экипаж, взлетаю!», как говорили на тренировках. Как вы думаете, какие человеческие качества ему помогли в этом? (Сила, отвага, здоровье, знание, ум, мужество, выносливость, находчивость и т.д.) верно, а еще космонавты проходят специальную подготовку, прежде чем полететь в космос.

- Мы сегодня вам предлагаем побыть космонавтами. Откройте конверты. Что это? Скафандры. Для чего они нужны? (Скафандры защищают космонавтов в открытом космосе от экстремально низкой температуры и позволяют им свободно передвигаться) Верно, но прежде всего для того, чтобы внимательно исследовать космос, у космонавтов должны быть подготовленными глаза.

Зрительная гимнастика с лазерной указкой под музыку.

V Работа в парах  

- Итак, глаза мы подготовили, молодцы, приступим к уму. Космонавт должен быть умным. Знать космические термины. Ученикам выдаются карточки.

Карточка первоклассников. Задание: соединить начало и конец предложения.

Космический корабль - аппарат, в котором ..(летают в космос).

Космонавт - это человек, который. ..(летает в космос).

Космодром - это площадка, с которой . ..(взлетает ракета).

Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).

Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).

Луноход - это аппарат, который........ (ходит по луне).

Карточка четвероклассников. Задание: Подбери синонимы. В карточке те же слова, что и у первоклашек. Первоклассники озвучивают определения. Четвероклассники говорят, как по-другому можно назвать. Обогащение словаря

Космический корабль = звездолёт, космолёт, ракета;

Космонавт = астронавт, космолётчик, космоплаватель;

Космодром = космическая гавань;

Космонавтика = астронавтика, космоплавание;

Скафандр = экипировка, комбинезон;

 Луноход = луномобиль, лунник.

VI

- Космический полет обычно длится очень долго. Космонавты скучают по своим семьям. Наблюдают за звездами через ИЛЛЮМИНАТОР и мечтают о доме. Давайте создадим звездную семью….

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид (мяч с кратерами), а вы образовывать слово.

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова «звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают» с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

VII Рефлексия

- Итак, наша подготовка к полету подходит концу. Приготовились к полету на орбиту! Для этого вам нужно выбрать воздушный шарик по цвету: зеленый – понравилось занятие; желтый – было трудно или какие- то моменты были не понятны; красный – не понятно, не понравилось. Выстраиваются в линию. Учитель – образец. Каждый надувает воздушный шарик, а потом разжимает пальцы, и шарик резко взмывает вверх.

- Так вот, взлет шарика происходит потому, что из шара выходит воздух - газ. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Это пламя помогает двигаться ракете быстрее.

- вспомните, как называется площадка, с которой начинается космический полёт? КОСМОДРОМ. Ну что, поехали!  

VIII Пароль на выход

Полет наш длится долго, все соскучились по дому, пора возвращаться. Чтобы вернуться, необходимо назвать пароль:

- Свободен будет тот, кто правильно ответит:

- Ракета с земли что сделала? – Взлетела

- В космос что сделала?  - Полетела.

-Землю вокруг что сделала? – Облетела.

-К Луне что сделала? – Подлетела

-Луну что сделала? – Облетела

- С Луны что сделала? – Улетела

- И на Землю что сделала? –Прилетела / Приземлилась

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий

Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:•       предупреждение речевых, грамматическ...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Звуки к-п в закрытых односложных словах.Логопедическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий.

В материале представлено индивидуальное логопедическое занятие с ребенком имеющим СНР тяжелой степени, с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда" с применением нейропсихологических упражнений

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда»Цель: актуализация словаря по лексической теме «Одежда»Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словарь п...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и ук...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Поможем Буратино. Звуки А-О-У-И"

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....