Конспект логопедического занятия в разновозрастной группе с применением здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Конспект логопедического занятия по теме "Школа космонавтов. Поехали!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Космос» в разновозрастной группе с учениками с ОВЗ 1 «А» и 4 «А» класса
Школа космонавтов. Поехали!
Цель: формировать представления учеников о космосе, освоении его людьми, закрепить знания учеников по лексической теме «космос».
Коррекционно-образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о космосе;
- Активизировать и обогащать словарь по данной теме;
- Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование синонимов, родственных слов, приставочных глаголов;
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения;
- Закреплять умения анализировать предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, координацию речи с движением;
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
- Развивать интерес к выполнению заданий;
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими на них;
- Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность;
- Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия разновозрастных детей.
Речевой материал: Земля, Луна, космонавт, ракета, Солнце, звезды, космический корабль, космодром, космонавтика, скафандр, луноход.
Оборудование: предметные картинки, карточки с заданием, лазерная указка, конверты, мяч, воздушные шары.
I Орг.момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют не только взрослые, но и ваши, так скажем, коллеги, ученики 4 класса. А само занятие провожу не только я, но и Юлия Сергеевна, она трудится логопедом как раз-таки в классе ваших коллег.
- Нам хотелось бы, чтобы сегодня вы попробовали помочь друг другу при выполнении заданий, чтобы вместе, возможно, узнали что-то новое, да и просто весело провели этот необычный урок.
II Определение темы занятия.
- Для того, чтобы определить тему нашего занятия, вам необходимо выполнить следующее. Сейчас ученикам из 4 класса нужно будет прочитать загадки, а ученикам из 1 класса их отгадать. Затем ученикам из 4 класса нужно прикрепить слово-отгадку на доску, а ученикам из 1 класса картинку на заранее подготовленный нами фон.
Четвероклассники по очереди читают загадки и прикрепляют слово-отгадку. Первоклассники разгадывают и прикрепляют фрагмент картинки.
Планета голубая, любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется…. (Земля) | Освещает ночью путь, Звездам не дает уснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна) | Он в скафандре, со страховкой Вышел на орбиту. Кораблю поправил ловко Кабель перебитый…. (космонавт) |
До Луны не может птица Долететь и приземлиться Но зато умеет это Делать быстрая…. (ракета) | Золотое яблочко По небу катается, с утра улыбается. А улыбки – лучи Очень-очень горячи. (Солнце) |
- Давайте еще раз посмотрим на картинку и вспомним все наши слова – отгадки. (Земля, Луна, космонавт, ракета, Солнце). На какую тему получилась наша картина? (Космос) О чем будем сегодня с вами говорить на занятии? (Тему определили – космос на доску)
III Доклад ученика
- Молодцы. Для того, чтобы упорядочить в нашей голове все названные слова и, возможно, узнать что-то новое, Саша –ученик 4 класса, подготовил для нас рассказ.
Четвероклассник представляет подготовленный рассказ.
Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё - части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над нашей головой: ракеты летят к неизведанному, звёзды рождаются и гаснут, а кометы мчатся к новым планетам. Солнце - это самая близкая к нам звезда. По форме Солнце напоминает огромный шар. Солнце такое большое и горячее, что мы видим его и ощущаем тепло. Остальные звезды мы видим только ночью, днем Солнце их затмевает.
Кроме звёзд в космосе есть планеты. Все планеты движутся вокруг звёзд и вокруг своей оси. Мы с вами живём на планете, которая называется Земля. Рядом с Землёй есть ещё планеты, я назову их по порядку: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Всего планет 8.
Самая важная для нас планета — Земля. Это наш дом, единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь! Земля, как и другие планеты, по форме напоминает шар с множеством рек, озёр, морей и океанов, гор и равнин, лесов и пустынь. Из космоса наша планета кажется зелёно-голубой из-за большего количества воды.
Во все времена люди пытались постичь тайны неба, изучали звёзды и планеты, положение Солнца и Луны. Изучение космоса продолжается до сих пор. Сейчас этим занимаются учёные. Их называют астрономами. Чтобы наблюдать за космическими объектами, они используют специальные устройства — телескопы.
Но невозможно раскрыть тайны космоса только с поверхности Земли. Тогда учёные начали отправлять в космос животных: мышей, обезьян, кошек и собак. Самые известные из них — собаки Белка и Стрелка, которые в 1960 году отправились в космос, а потом благополучно вернулись на Землю. Так учёные смогли доказать, что полёт в космос возможен и для человека.
Первым таким человеком стал Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он отправился в космос на космическом корабле и облетел нашу планету за 108 минут. Космонавт вернулся на Землю живым и невредимым. После своего возвращения Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир! Каждый год в России 12 апреля празднуют День космонавтики в честь первого полёта человека в космос.
- Спасибо, Саша….
IV Зрительная гимнастика
- Действительно, Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир и совершил подвиг, отправившись в космос. А перед полетом он произнес слово «Поехали!», вместо положенных «Экипаж, взлетаю!», как говорили на тренировках. Как вы думаете, какие человеческие качества ему помогли в этом? (Сила, отвага, здоровье, знание, ум, мужество, выносливость, находчивость и т.д.) верно, а еще космонавты проходят специальную подготовку, прежде чем полететь в космос.
- Мы сегодня вам предлагаем побыть космонавтами. Откройте конверты. Что это? Скафандры. Для чего они нужны? (Скафандры защищают космонавтов в открытом космосе от экстремально низкой температуры и позволяют им свободно передвигаться) Верно, но прежде всего для того, чтобы внимательно исследовать космос, у космонавтов должны быть подготовленными глаза.
Зрительная гимнастика с лазерной указкой под музыку.
V Работа в парах
- Итак, глаза мы подготовили, молодцы, приступим к уму. Космонавт должен быть умным. Знать космические термины. Ученикам выдаются карточки.
Карточка первоклассников. Задание: соединить начало и конец предложения.
Космический корабль - аппарат, в котором ..(летают в космос).
Космонавт - это человек, который. ..(летает в космос).
Космодром - это площадка, с которой . ..(взлетает ракета).
Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).
Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).
Луноход - это аппарат, который........ (ходит по луне).
Карточка четвероклассников. Задание: Подбери синонимы. В карточке те же слова, что и у первоклашек. Первоклассники озвучивают определения. Четвероклассники говорят, как по-другому можно назвать. Обогащение словаря
Космический корабль = звездолёт, космолёт, ракета;
Космонавт = астронавт, космолётчик, космоплаватель;
Космодром = космическая гавань;
Космонавтика = астронавтика, космоплавание;
Скафандр = экипировка, комбинезон;
Луноход = луномобиль, лунник.
VI
- Космический полет обычно длится очень долго. Космонавты скучают по своим семьям. Наблюдают за звездами через ИЛЛЮМИНАТОР и мечтают о доме. Давайте создадим звездную семью….
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид (мяч с кратерами), а вы образовывать слово.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова «звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают» с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
VII Рефлексия
- Итак, наша подготовка к полету подходит концу. Приготовились к полету на орбиту! Для этого вам нужно выбрать воздушный шарик по цвету: зеленый – понравилось занятие; желтый – было трудно или какие- то моменты были не понятны; красный – не понятно, не понравилось. Выстраиваются в линию. Учитель – образец. Каждый надувает воздушный шарик, а потом разжимает пальцы, и шарик резко взмывает вверх.
- Так вот, взлет шарика происходит потому, что из шара выходит воздух - газ. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Это пламя помогает двигаться ракете быстрее.
- вспомните, как называется площадка, с которой начинается космический полёт? КОСМОДРОМ. Ну что, поехали!
VIII Пароль на выход
Полет наш длится долго, все соскучились по дому, пора возвращаться. Чтобы вернуться, необходимо назвать пароль:
- Свободен будет тот, кто правильно ответит:
- Ракета с земли что сделала? – Взлетела
- В космос что сделала? - Полетела.
-Землю вокруг что сделала? – Облетела.
-К Луне что сделала? – Подлетела
-Луну что сделала? – Облетела
- С Луны что сделала? – Улетела
- И на Землю что сделала? –Прилетела / Приземлилась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий
Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:• предупреждение речевых, грамматическ...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Звуки к-п в закрытых односложных словах.Логопедическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий.
В материале представлено индивидуальное логопедическое занятие с ребенком имеющим СНР тяжелой степени, с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда" с применением нейропсихологических упражнений
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда»Цель: актуализация словаря по лексической теме «Одежда»Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словарь п...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и ук...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Поможем Буратино. Звуки А-О-У-И"
Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....
