Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках 2021-2022г
материал по зож
Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodcheskie_razrabotki_zozh.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению здоровье сберегающих технологий на ИКТ-уроках
В современной школе компьютер все шире используется на уроках. Но, чтобы
применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса.
Но повсеместное проникновение средств ИКТ в начальную школу делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников. Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы.
- Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ- уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2-4 классах – не более 15 минут
- Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительную гимнастику.
Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке).
- Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций
- шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 мм
- количество цветов на слайде не больше трѐх
- цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался
- текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников
- В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии.
На уроках в начальной школе есть возможность чередовать виды
деятельности. Если учащимся интересно на занятиях, то у них лучше работает память, воображение, внимание. Они раскрепощаются и легче включаются в групповые виды деятельности, при этом максимально снимается психологический барьер. В режим дня учащихся начальных классов у нас включена ежедневная утренняя зарядка,
физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью увеличивается объѐм
двигательной активности школьников. Большое значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы, явилось введение в нашей школе элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой.
Назову некоторые из этих приѐмов, которые используют в своей работе наши учителя:
- Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические
фигуры (размер изображѐнных предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.
- Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на экране изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмѐрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
«Весѐлые человечки». На экране схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
Офтальмотренажѐры. Например:
- Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чѐрных, зелѐных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелѐных, жѐлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков. Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
- Цветовые карточки, цветовое табло.
- Простейшие сенсорные тренажеры: сенсорный шар, сенсорная вертушка, подвесная леска, сигнальные метки.
С помощью таких приѐмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. В последнее время, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз. Образцы таких физкультминуток можно создавать с помощью программы PowerPoint или пользоваться материалами библиотеки Сети творческих учителей Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, чтения, при работе на компьютере всѐ с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы. Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») [5]. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю. Режим учебных занятий, с использованием компьютерных средств, представлен в таблице (по Н. Т. Лебедевой) [1].
Класс | 1 - 4 |
Длительность работы с компьютерами | 15 мин |
Количество занятий в день | 1 |
Гимнастика для глаз | 3-5 упражнений по 5 и более раз |
каждое | |
Физкультминутка на рабочем месте | 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое |
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.
Итак, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы:
- Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.
- "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...
Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья ...
Методика применения здоровье сберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.
ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...
Методические рекомендации по применения здоровьесберегающих интерактивных технологий "Энергия паузы"
Разработаны методические рекомдации на основе работ немецкого психолога К.Фопеля...