Конспект урока по развитию речи Тема "Рыбы" 3кл Коррекционная школа VIII вида
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Гайнанова Эльмира Амирхановна

Конспект урока по развити речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ryby.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по развитию речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 кл.

Учитель: Гайнанова Э.А.

Тема:  «Рыбы. Уход за рыбами в аквариуме»

Цели:

Коррекционные:

расширение и уточнение словаря по теме: «Рыбы»;

совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

развитие связной речи;

развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

развитие наблюдательности, мышления;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

согласование прилагательных с существительными;

образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

Загадка о рыбке.

3. Речевая разминка Упр-я на выделение звука р.

4. Работа с иллюстрациями «Рыбы»

Перечислите названия рыб, которые вы знаете.

Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки круглые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». Это - родственные слова.

5. Рисование рыбки в тетрадях.

Назовите части тела рыбы.

6. Физкультминутка «Рыбка»

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

7. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.}

Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

рыба - рыбка        

река - ...

пруд - ...        

вода - ...

песок - ...        

сом - ...

ракушка - ...        

карась- ...

ёрш- …

окунь - …

8. Беседа «Уход за рыбками в аквариуме»

Где живёт рыба? В реке, озере, пруду.

Отгадайте загадку и вы узнаете, где еще может жить рыбка.

Загадка об аквариуме.

Посмотрите, дом стоит,

 до краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

У кого дома в аквариуме живут рыбки?

Ребята, а чем покрыто дно аквариума? (Дно аквариума покрыто песком и камешками)

Зачем на дне нужен песок? Камушки? (В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними).

Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме? (Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат)

А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство компрессор, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.

 Дыхательная гимнастика:

Давайте пройдем к столу и станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха.

 Послушайте внимательно правила.

Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.

Что наблюдаете? (пузырьки)

Откуда взялись пузырьки?

Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. Поэтому принципу работает компрессор в аквариуме.

Скажите, а кто ухаживает за аквариумными рыбками? (человек)

А как он ухаживает? (кормит, меняет воду, моет камешки, ракушки)

9. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

  1. Итог урока.

 - Ребята, каким видом живых существ вы сегодня познакомились?

 - Все ли рыбки одинаковые?

Все рыбки разные. Разные по окрасу, по величине, по форме тела.

 - Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками, чтобы они чувствовали себя уютно в аквариуме, как дома?

Рыбок нужно кормить, менять воду в аквариуме, мыть ракушки и камушки, сажать водоросли.