Леворукий ребёнок в школе
статья по логопедии на тему

Кузьмичева Ольга Александровна

 

   Леворукость – это не патология  и не недостаток развития

И тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать как все правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальность ребёнка, которую необходимо учитывать в  процессе обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukiy_rebyonok_v_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукий ребёнок в школе.

           

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

той самой рукой, которой писал,

и  мячик кидал, и страницы листал,

и ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик:

где право, где лево – узнал ученик.

В.Берестов

  Левшами являются около 10-15% людей, причём, по оцекам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе можно встретить 1-3 детей, активно предпочитающих при письме,  рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

   Леворукость – это не патология  и не недостаток развития

И тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать как все правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальность ребёнка, которую необходимо учитывать в  процессе обучения и воспитания.

   Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или выраженное предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей   доминирующим,  как правило, является левое полушарие. У левшей же распределение  основных функций  между полушариями более сложно, в частности центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и  в правом полушарии.

  До недавнего времени леворукость представляла  серьёзную  педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для  письма – все должны были писать правой.  Существуют многочисленные данные, показывающие, что  у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем  у детей – правшей. Причиной развития неврозов считается насильственное обучение действиям правой рукой. В последние годы школа отказалась от практики  переучивания леворуких  детей, и они пишут удобной для них рукой.

  Однако  тем самым проблема леворукости для школы не снимается.   Существуют особенности  развития таких детей:

- дети плохо справляются с задачами  рисования графических изображений, особенно их последовательности, с трудом удерживают строчку при письме, чтении,  как правила имеют плохой почерк;

- недостаток пространственного восприятия и зрительной памяти, часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображение, зеркальность письма, пропуск, смешение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н) перестановка букв при письме,  ошибки при определении правой и левой сторон, при определение расположения предметов в пространстве (под, над, на, за и т.д.);

- для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его  « по полочкам». Этим во многом  объясняется  их медлительность;

- отмечается слабость внимания, трудности его переключения и концентрации;

- речевые нарушения проявляются в звукобуквенном анализе, рассматривая проблему феномена зеркального отражения, необходимо сказать о нарушении чтения. Которое  носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить  ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

  Перечисленные особенности самым непосредственным  образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом.

  Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность: повышенная ранимость, тревожность,  обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфически межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали  многие дети-левши. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей  в анамнезе отмечаются осложнения  в процессе беременности и родов, родовые травмы.

  Повышенная эмоциональность  левшей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. Вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно,  чем у большинства сверстников.

  В работе с этими детьми следует учитывать определённые особенности выработки  у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична:

- рекомендуется  правонаклонный   разворот тетради и прямое  (безнаклонное ) письмо. При этом  способ держания ручки может быть различным: обычно, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

- при овладении письмом леворукий ребёнок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (чаще выполняют овалы слева  направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связано, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левшей безотрывного письма противопоказано.  В классе  леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

Итак, леворукий ребёнок может иметь в школе немало проблем, т.к. современные школьные программы ориентированы, прежде всего, на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможность реализовать потенциал левши, имеющего правополушарную  ориентацию.  Эти дети испытывают «декстастресс»  (правый стресс). Т.к. окружающий мир рассчитан на праворуких людей  (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.) Поэтому леворукие  первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

  Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться  к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.  Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы, больше ориентироваться на чувственные ощущения  (зрительные,  осязательные), а не на речь.  Для лучшего понимания материала  требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.          

                                                                  Учитель-логопед: Кузьмичева О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного пространства леворукого ребёнка

Информация об особенностях развития леворуких детей. Рекомендации родителям по организации учебного пространства леворукого ребёнка....

Лекция для родителей "Леворукий ребёнок в праворуком мире"

Данная лекция освещает проблемы леворуких детей...

Что нужно знать родителям о леворукости ребёнка.

Памятка для родителей "Что нужно знать о леворукости ребёнка"...

Леворукий ребёнок в праворуком мире

Этот материал будет полезен для родителей и для педагогов, работающих с леворукими детьми....

Что надо знать о леворукости ребёнка.

Помните!- Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы.- У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым ...

Определение леворукого ребёнка

В помошь воспитателю, учителю...