Конспект занятия для учающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ "Дифференциация звуков [т ]-[т' ], [д ]-[д' ] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т' ], [д ]-[ д'] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится работа над предупреждением оптической дисграфии (буквы б-д).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_zvukit-d.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               2015

Конспект занятия для обучающихся 3 класса школы для детей  с ОВЗ            

Дифференциация звуков [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’]   в словах, словосочетаниях, предложениях

Цель: учить дифференцировать звуки [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о звуках [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’];

- формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные (Д – Т);

- развивать умение анализировать звуковой состав слова;

-формировать навык подбора проверочных слов для проверки глухих согласных   на конце слова;

  - учить работать с  с деформированным текстом;

Коррекционные:

- учить дифференцировать звуки [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’] в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;                

- развивать фонематическое восприятие и речеслуховое внимание;

- учить наблюдать за оглушением согласного звука [ Д ] на конце слова;

- совершенствовать навык языкового анализа и синтеза предложения;

- формировать зрительно-пространственные представления;

- вести работу по коррекции оптической дисграфии (на различение букв Д и Б);

- развивать мыслительные процессы, внимание, память.

Оборудование:  презентация к занятию;  карточки со звуками [Д ], [Т] синего цвета, карточки со звуками [Д ‘], [Т’] зеленого цвета;  листочки с текстами деформированных предложений;  листочки с заданиями на дифференциацию букв д и б.

Этап занятия    

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I.Организация начала занятия.

II.Сообщение темы:«Дифференциация звуков [ Д ]- [Д’],

 [Т ]- [Т’] в словах,

словосочетаниях, предложениях, тексте

III .     Работа над оптической дифференциацией букв Д и Б

YI. Итоги занятия

-Здравствуйте, ребята. К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

- Продолжаем работать над согласными звуками [ Д ]- [Д’], [Т ]- [Т’]

Задание № 1 Чтение слоговых и словесных рядов.

Работа с презентацией

(слайд № 2,щелчок 1)

- Читаем слоги по очереди.

(слайд № 3,щелчок 2)

-Читаем словесные ряды.

Задание № 2 Работа с антонимами

-Прочтите слова и подберите к ним слова противоположные по смыслу.

(слайд №4, щелчок 3)

- Назовите слова с буквой Д.

В каких словах есть мягкий звук [Д’]? Твёрдый звук [Д]?

Назовите слова с буквой Т.

В каких словах есть мягкий звук [Т’]? Твёрдый звук [Т]?

Запишите эти антонимы в свои тетради.

Задание № 3. . Оглушение звука

[Д ] на конце слова.

(слайд №5, щелчок 4)

- Прочитайте слова. Какие звуки вы слышите на конце слов?

- Какими буквами обозначены эти звуки на конце слов?

Почему так происходит?

- Вспомните, как проверить написание этих слов.

Самостоятельно подберите проверочные слова и запишите в свои тетради.

Проверка

Задание № 4. Загадки.

- Отгадайте загадки.

а)    (Слайд №6, щелчок 5)

Золотая голова велика, тяжела.

   Золотая голова отдохнуть  прилегла.

   Голова тяжела, только шея тонка.

Проверим правильность вашей отгадки.

(Слайд №7, щелчок 6)

Правильно, это тыква.

б)    (Слайд №8, щелчок 7)

       Цветное коромысло

       В небе повисло.

При затруднении обратимся к подсказке  (слайд №9, щелчок 8)

в)    (Слайд №10,щелчок 9)

      Через поле и лесок

      Подается голосок.

      Он бежит по проводам-

      Скажешь здесь, а слышно - там.

Проверим вашу отгадку.

(слайд №11,челчок 10)

г)   (Слайд №12, щелчок11)

      Кланяется, кланяется,

      Придет домой – растянется.

Посмотрим, кто из вас прав.

 (слайд №13, щелчок 12)

д)  (Слайд №14, щелчок 13)

    По небесам оравою

    Бредут мешки дырявые,

    И бывает иногда:

    Из мешков идет вода.

    Спрячемся получше

    От дырявой …

Проверим вашу отгадку.

(Слайд №15, щелчок 14)

е)   (Слайд №16, щелчок 15)

Меня часто зовут -  дожидаются,

А приду - от меня  укрываются.

Посмотрим, кто из вас прав.

(Слайд №17, щелчок 16)

- Какой звук повторяется в словах-отгадках: тыква, топор, тучи?

Дайте характеристику  этому

звуку.

-Назовите пару по твердости-мягкости согласному звуку [Т ]

В каком слове-отгадке есть мягкий звук [Т’]?

Дайте характеристику  этому

звуку.

-Какой звук повторяется в словах-отгадках: радуга, дождь?

Охарактеризуйте этот звук.

- Какой знакомый вам звук,  который также образует пару по твёрдости-мягкости, мы не назвали?

-Подберите слова с этим звуком.

Задание №5

- Я называю слова. Если в словах есть изучаемые звуки, то вы поднимаете соответствующую карточку.

Карточки со звуками [ Д], [ Т]- синего цвета.

Карточки со звуками [ Д’], [ Т’]- зеленого цвета.

Слова: Тушь, душ, ветер, дача, гвозди, кадка, дверь, города, ягода, вёдра,  дочка, дичь.

Физкультминутка

Мы осанку исправляем –

Спины дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись.

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Задание № 6 (Детям раздаются листочки с текстами деформированных предложений)

- Исправьте деформированные предложения.

Сено, коровы, едят.

Ветер, листья,  сдул, последние.

Петя, Дима, ягоды, любят, и, собирать.

Дети, партами, за, сидят.

Проверка.

 Задание № 1

(Запись на доске букв д и б).

-  Посмотрите на эти буквы.  Как они называются?

Сравните их написание. Найдите сходства и различия.

У детей на партах листочки с прописными буквами д и б.

- На что похожа буква б?

Дорисуйте головку, ушки  и             хвостик своей букве б.

- На что похожа буква д?

Дорисуйте головку и клюв                своей букве д.

  Задание № 2

- Допишите буквы: в первой строке – букву б, во второй – д.

 Задание № 3

 Вставьте пропущенные буквы б или д, дописывая нужные элементы.

Оом, орака, оусы, оинт,

оаоушка, оеоушка, оолото.

Проверка.

С какими звуками мы сегодня работали?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Что показалось трудным?

Оценки.

Дети занимают свои места, здороваются с гостями.

Дети читают слоги по очереди.

Дети читают словесные ряды

Дети отвечают:

злой-добрый

ночь-день

тонкий-толстый

светлый-тёмный.

Добрый, день

День.

Добрый.

Тонкий, толстый,

Тёмный.

Тёмный.

Тонкий, толстый.

Дети записывают слова в тетради

Звуки [Т] , [ Т’].

Буквой   Д   или буквой Т.

На конце слова согласные произносятся глухо. Их надо проверять, чтобы правильно написать букву.

Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Дети работают самостоятельно.

Холод- холода, халат – халаты, город – города,

мост – мосты,

завод – заводы,

крот – кроты.

Тыква.

Радуга.

Телефон.

Топор.

Тучи.

Дождь.

Звук [Т ]

Согласный, глухой, твёрдый.

Согласный [Т’]

Телефон.

Согласный, глухой, мягкий.

Звук [Д]

Согласный, звонкий, мягкий.

Звук [Д’]

Диван, дети, дятел.

Дети показывают соответствующие карточки.

Дети выполняют действия в соответствии с содержанием текста.

Коровы едят сено.

Ветер сдул последние листья.

Петя и Дима любят собирать ягоды.

Дети сидят за партами.

У буквы б – овал и элемент буквы смотрит вверх.

У буквы д – овал и элемент буквы смотрит вниз.

На белку.

На дятла.

Дети работают на листочках.

Дети работают самостоятельно на листочках.

Мы работали со звуками [т ] – [д ]

Отгадывали загадки, читали слоги и слова со звуками [т ]-[д ].

Учились различать дуквы д-б.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...