Главные вкладки

    Конспект занятия для учающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ "Дифференциация звуков [т ]-[т' ], [д ]-[д' ] в слогах, словах, предложениях"
    план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

    В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т' ], [д ]-[ д'] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится работа над предупреждением оптической дисграфии (буквы б-д).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_zvukit-d.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                   2015

    Конспект занятия для обучающихся 3 класса школы для детей  с ОВЗ            

    Дифференциация звуков [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’]   в словах, словосочетаниях, предложениях

    Цель: учить дифференцировать звуки [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

    Задачи:

    Образовательные:

    - закреплять знания о звуках [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’];

    - формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные (Д – Т);

    - развивать умение анализировать звуковой состав слова;

    -формировать навык подбора проверочных слов для проверки глухих согласных   на конце слова;

      - учить работать с  с деформированным текстом;

    Коррекционные:

    - учить дифференцировать звуки [ Д ]- [Д’],  [Т ]- [Т’] в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;                

    - развивать фонематическое восприятие и речеслуховое внимание;

    - учить наблюдать за оглушением согласного звука [ Д ] на конце слова;

    - совершенствовать навык языкового анализа и синтеза предложения;

    - формировать зрительно-пространственные представления;

    - вести работу по коррекции оптической дисграфии (на различение букв Д и Б);

    - развивать мыслительные процессы, внимание, память.

    Оборудование:  презентация к занятию;  карточки со звуками [Д ], [Т] синего цвета, карточки со звуками [Д ‘], [Т’] зеленого цвета;  листочки с текстами деформированных предложений;  листочки с заданиями на дифференциацию букв д и б.

    Этап занятия    

    Деятельность учителя-логопеда

    Деятельность детей

    I.Организация начала занятия.

    II.Сообщение темы:«Дифференциация звуков [ Д ]- [Д’],

     [Т ]- [Т’] в словах,

    словосочетаниях, предложениях, тексте

    III .     Работа над оптической дифференциацией букв Д и Б

    YI. Итоги занятия

    -Здравствуйте, ребята. К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    - Продолжаем работать над согласными звуками [ Д ]- [Д’], [Т ]- [Т’]

    Задание № 1 Чтение слоговых и словесных рядов.

    Работа с презентацией

    (слайд № 2,щелчок 1)

    - Читаем слоги по очереди.

    (слайд № 3,щелчок 2)

    -Читаем словесные ряды.

    Задание № 2 Работа с антонимами

    -Прочтите слова и подберите к ним слова противоположные по смыслу.

    (слайд №4, щелчок 3)

    - Назовите слова с буквой Д.

    В каких словах есть мягкий звук [Д’]? Твёрдый звук [Д]?

    Назовите слова с буквой Т.

    В каких словах есть мягкий звук [Т’]? Твёрдый звук [Т]?

    Запишите эти антонимы в свои тетради.

    Задание № 3. . Оглушение звука

    [Д ] на конце слова.

    (слайд №5, щелчок 4)

    - Прочитайте слова. Какие звуки вы слышите на конце слов?

    - Какими буквами обозначены эти звуки на конце слов?

    Почему так происходит?

    - Вспомните, как проверить написание этих слов.

    Самостоятельно подберите проверочные слова и запишите в свои тетради.

    Проверка

    Задание № 4. Загадки.

    - Отгадайте загадки.

    а)    (Слайд №6, щелчок 5)

    Золотая голова велика, тяжела.

       Золотая голова отдохнуть  прилегла.

       Голова тяжела, только шея тонка.

    Проверим правильность вашей отгадки.

    (Слайд №7, щелчок 6)

    Правильно, это тыква.

    б)    (Слайд №8, щелчок 7)

           Цветное коромысло

           В небе повисло.

    При затруднении обратимся к подсказке  (слайд №9, щелчок 8)

    в)    (Слайд №10,щелчок 9)

          Через поле и лесок

          Подается голосок.

          Он бежит по проводам-

          Скажешь здесь, а слышно - там.

    Проверим вашу отгадку.

    (слайд №11,челчок 10)

    г)   (Слайд №12, щелчок11)

          Кланяется, кланяется,

          Придет домой – растянется.

    Посмотрим, кто из вас прав.

     (слайд №13, щелчок 12)

    д)  (Слайд №14, щелчок 13)

        По небесам оравою

        Бредут мешки дырявые,

        И бывает иногда:

        Из мешков идет вода.

        Спрячемся получше

        От дырявой …

    Проверим вашу отгадку.

    (Слайд №15, щелчок 14)

    е)   (Слайд №16, щелчок 15)

    Меня часто зовут -  дожидаются,

    А приду - от меня  укрываются.

    Посмотрим, кто из вас прав.

    (Слайд №17, щелчок 16)

    - Какой звук повторяется в словах-отгадках: тыква, топор, тучи?

    Дайте характеристику  этому

    звуку.

    -Назовите пару по твердости-мягкости согласному звуку [Т ]

    В каком слове-отгадке есть мягкий звук [Т’]?

    Дайте характеристику  этому

    звуку.

    -Какой звук повторяется в словах-отгадках: радуга, дождь?

    Охарактеризуйте этот звук.

    - Какой знакомый вам звук,  который также образует пару по твёрдости-мягкости, мы не назвали?

    -Подберите слова с этим звуком.

    Задание №5

    - Я называю слова. Если в словах есть изучаемые звуки, то вы поднимаете соответствующую карточку.

    Карточки со звуками [ Д], [ Т]- синего цвета.

    Карточки со звуками [ Д’], [ Т’]- зеленого цвета.

    Слова: Тушь, душ, ветер, дача, гвозди, кадка, дверь, города, ягода, вёдра,  дочка, дичь.

    Физкультминутка

    Мы осанку исправляем –

    Спины дружно прогибаем.

    Вправо, влево мы нагнулись.

    До носочков дотянулись.

    Плечи вверх, назад и вниз.

    Улыбайся и садись.

    Задание № 6 (Детям раздаются листочки с текстами деформированных предложений)

    - Исправьте деформированные предложения.

    Сено, коровы, едят.

    Ветер, листья,  сдул, последние.

    Петя, Дима, ягоды, любят, и, собирать.

    Дети, партами, за, сидят.

    Проверка.

     Задание № 1

    (Запись на доске букв д и б).

    -  Посмотрите на эти буквы.  Как они называются?

    Сравните их написание. Найдите сходства и различия.

    У детей на партах листочки с прописными буквами д и б.

    - На что похожа буква б?

    Дорисуйте головку, ушки  и             хвостик своей букве б.

    - На что похожа буква д?

    Дорисуйте головку и клюв                своей букве д.

      Задание № 2

    - Допишите буквы: в первой строке – букву б, во второй – д.

     Задание № 3

     Вставьте пропущенные буквы б или д, дописывая нужные элементы.

    Оом, орака, оусы, оинт,

    оаоушка, оеоушка, оолото.

    Проверка.

    С какими звуками мы сегодня работали?

    - Какие задания вам понравились больше всего?

    - Что показалось трудным?

    Оценки.

    Дети занимают свои места, здороваются с гостями.

    Дети читают слоги по очереди.

    Дети читают словесные ряды

    Дети отвечают:

    злой-добрый

    ночь-день

    тонкий-толстый

    светлый-тёмный.

    Добрый, день

    День.

    Добрый.

    Тонкий, толстый,

    Тёмный.

    Тёмный.

    Тонкий, толстый.

    Дети записывают слова в тетради

    Звуки [Т] , [ Т’].

    Буквой   Д   или буквой Т.

    На конце слова согласные произносятся глухо. Их надо проверять, чтобы правильно написать букву.

    Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

    Дети работают самостоятельно.

    Холод- холода, халат – халаты, город – города,

    мост – мосты,

    завод – заводы,

    крот – кроты.

    Тыква.

    Радуга.

    Телефон.

    Топор.

    Тучи.

    Дождь.

    Звук [Т ]

    Согласный, глухой, твёрдый.

    Согласный [Т’]

    Телефон.

    Согласный, глухой, мягкий.

    Звук [Д]

    Согласный, звонкий, мягкий.

    Звук [Д’]

    Диван, дети, дятел.

    Дети показывают соответствующие карточки.

    Дети выполняют действия в соответствии с содержанием текста.

    Коровы едят сено.

    Ветер сдул последние листья.

    Петя и Дима любят собирать ягоды.

    Дети сидят за партами.

    У буквы б – овал и элемент буквы смотрит вверх.

    У буквы д – овал и элемент буквы смотрит вниз.

    На белку.

    На дятла.

    Дети работают на листочках.

    Дети работают самостоятельно на листочках.

    Мы работали со звуками [т ] – [д ]

    Отгадывали загадки, читали слоги и слова со звуками [т ]-[д ].

    Учились различать дуквы д-б.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

    Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

    Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

    Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

    Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

    Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

    Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

    Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»

    Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

    Конспект урока для 1 класса. Школа России. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й.

    Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й. Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слов...