Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости в логопедической работе.
статья по логопедии на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Преодолеть неуспеваемость можно только систематическими целенаправленными усилиями родителей и специалистов, построенными на основе специально разработанных программ, которые реализуются продолжительное время на уроках, логопедических занятиях, в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости в логопедической работе.

  Проблема неуспеваемости остаётся актуальной на протяжении многих лет. Количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программы, не уменьшается. Высокие требования современной школы к качеству знаний вступают в противоречие с замедленным темпом умственного и физического развития детей. Это явление получило название децелерация. Психолого-педагогический мониторинг, проведённый в крупнейших городах страны, показал, что индекс интеллекта выпускников 9х и 11-х  классов ежегодно снижается на 1,5 - 3%. Примерно на столько же возрастает ежегодно число «исключительных» детей, поступающих в первый класс. Низкий уровень готовности к школьному обучению имеют 18% первоклассников нашей школы. На логопедическом пункте занимаются учащиеся начальных классов, имеющие речевые недостатки. Именно речь является средством получения и выражения знаний. Поэтому развитие речевых навыков и коррекция недостатков всех компонентов речевой системы - основа успешного обучения. Логопедическое обследование проводится мною в начале и конце учебного года В логопедическую диагностику входит не только исследование состояния речевых функций, но и изучение уровня развития мелкой моторики, зрительно-моторных координации, пространственных и временных представлений, психических функций, тесно связанных с речью. Результаты обследования говорят о значительном или частичном недоразвитии не только всех компонентов речевой системы, но и о частичной несформированности психических функций, лежащих в основе обучения. Очевидно, что речевое развитие ребёнка напрямую связано с его здоровьем. Ребёнок с нормальным интеллектом может с трудом осваивать чтение и письмо из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание и восприятие, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы. Они первые принимают информацию от органов чувств и передают её дальше в высшие отделы ЦНС. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроке. Кроме того, уровень грамотности зависит от работы больших полушарий мозга, от их взаимодействия (межполушарных связей). «Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созревают, но может быть слишком поздно: ребёнок упустит многое из школьного материала. Поэтому, главное, не упустить время: мозг пластичен до 12 лет, и в этом возрасте коррекция очень эффективна. Иногда достаточно создать благоприятные условия, чтобы мозг компенсировался самостоятельно. Преодолеть неуспеваемость можно только в результате систематической и целенаправленной работы.

1-й шаг - изучение таких детей, диагностика состояния учебных навыков и уровня сформированности психических функций.

2-й шаг - разработка программы коррекционной деятельности.

3-й шаг - её реализация.

         При реализации программы я столкнулась со следующими противоречиями:

•  Между низким уровнем обучаемости детей и требованиями общеобразовательных программ.

•    Между повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью и необходимостью выделения учебного времени для занятий во второй половине дня.

•   Между потребностью в дидактических материалах, разработках, специальных учебниках и пособиях и их отсутствии.

       При решении первого противоречия опираюсь на зону ближайшего развития каждого ребёнка. Формирование речевого навыка начинаю с того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. Поэтапное, пошаговое формирование речевых функций предусматривает постепенное увеличение объёма речевого материала. Решить проблему неуспеваемости, в основе которой лежит незрелость ЦНС  можно только при условии комплексного подхода, который включает:

  • Устранение нарушения чтения и письма методами, развивающими познавательную сферу ребёнка (развитие психических функций, зрительных форм внимания, памяти, мышления)    
  •      Развитие мелкой и общей моторики. Научно доказано, что состояние речевых функций находится в прямой зависимости от уровня сформированности тонких движений пальцев (пальчиковая гимнастика).
  • Развитие межполушарного взаимодействия осуществляется через специальные упражнения, способствующие снятию напряжения, повышению работоспособности, концентрации внимания. Достижению этих же целей способствует частая смена видов деятельности, подвижные речевые игры.

     Для решения третьего противоречия мною разработаны дидактические материалы для каждого занятия по типу индивидуальных рабочих тетрадей. Их преимущества в возможности подбора разноуровневых заданий, сочетании упражнений на формирование и коррекцию навыков чтения и письма, экономии времени на занятии.

      Таким образом, следует сделать вывод о том, что преодолеть неуспеваемость можно только систематическими целенаправленными усилиями родителей и специалистов, построенными на основе специально разработанных программ, которые реализуются продолжительное время на уроках, логопедических занятиях, в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...

"Неуспеваемость мл.школьников: причины и способы решения проблем"

Мы возлагаем слишком большие   надежды на способности своих детей.Надо стараться выяснить не кто знает   больше, а кто знает лучше....

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Причины нежелания детей учиться, причины школьной неуспеваемости младших школьников, способы решения появившихся проблем...

Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...

«Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников»

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников" (проект на один учебный год). ...