"Проблемные" дети в школе
статья по логопедии на тему

Пигулевская Светлана Яновна

 

С каждым годом в школах увеличивается количество “трудных” детей. Вызвана данная ситуация разными факторами. Наша задача заключается в том, чтобы помочь этому ребенку и себе. В первую очередь, страдает дисциплина в классе: такой ученик со "странным" поведением и своеобразными реакциями переводит "стрелки" на себя. Во вторую очередь, страдает сам ребенок - он не усваивает информацию. Учитель находится в стрессовом состоянии, напряжение сменяется тревогой. Может возникнуть агрессия и на себя (я - плохой педагог), и на ученика. Состояние беспомощности, приводящее к эмоциональному срыву, в дальнейшем может привести к эмоциональному выгоранию. Важно отграничить два момента: чем обусловлены нарушения в поведении таких детей - социальной запущенностью или клиническими проблемами. Последние связаны с нарушениями здоровья. Если мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нам не обойтись без специалистов: невропатологов, психиатров, психологов, дефектологов. Коррекционная работа с такими ребятами должна прводиться комплексно. И обязательно, в контакте с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_deti_v_shkole_.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Проблемные”дети в школе

С каждым годом в школах увеличивается количество “трудных” детей. Вызвана данная ситуация разными факторами. Мы не будем сейчас анализировать причины этого явления. Наша задача решить проблему: как помочь этому ребенку и как помочь себе. Потому что в первую очередь страдает дисциплина в классе: такой ученик со странным поведением и своеобразными реакциями “переводит стрелки на себя”. Во вторую очередь, страдает сам ученик – он не усваивает информацию. Учитель находится в стрессовом состоянии: напряжение сменяется тревогой ( у меня не получается: я – плохой педагог), может возникнуть агрессия и на себя, и на ученика, состояние беспомощности, приводящее к эмоциональному срыву, в дальнейшем,  к эмоциональному выгоранию.

     Возникают “ножницы”: кризисная ситуация – таким детям трудно и нам трудно. Давайте попробуем понять, почему таким детям трудно? Каким таким?

Здесь очень важно отграничить два момента. Чем обусловлены нарушения в поведении этих детей: социальной запущенностью или клиническими проблемами? Социальная запущенность – родителям  не до ребенка, он заброшен. Клинические проблемы связаны с нарушениями здоровья. Соответственно и подходы будут разными.

Увеличилась категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Это наша реальность. С каждым годом появляется все больше  детей с аутистическим спектром поведения, выражающееся в трудностях коммуникации (проблемы в общении), нарушениями развития речи, стереотипностью поведения, социального взаимодействия. Аутичные дети боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка, смена режима (расписание уроков), новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к “ритуалам”, стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. В школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем они по прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. Со стороны такие дети могут производить впечатление невоспитанных, злых и неуравновешенных. У них свои правила и представления. Если обычному ребенку достаточно сказать: “нельзя”, то иному приходится объяснять, почему “нельзя”. Как же сделать так, чтобы овцы были целы и волки сыты? Изолировать нельзя, иначе как научить жить в социуме? Как адаптировать и адаптироваться самим?

Коррекционная работа с такими детьми должна проводиться комплексно, группой специалистов: невропатологом, психиатром, психологом, дефектологом, педагогами.

А что конкретно делать нам, учителям? Вот сидит такой ребенок на уроке: или смеется невпопад, или отвечает не в тему, или запоет? Класс замирает в ожидании. Если проигнорировать, у детей возникнет вопрос: почему ему можно, а нам нельзя? Если отреагировать, то как? Есть риск подкрепить нежелательное поведение. С этими ребятами можно договариваться. В данном случае очень важен эмоциональный контакт. Они очень тонко чувствуют, как к ним относятся. И еще одна особенность таких детей: в чем-то они могут быть парциально одаренны ( математика идет блестяще, а русский “западает”, и, наоборот, прекрасно пишет, читает рассказывает, даже сочиняет, а таблицей умножения не владеет). Мы не говорим сейчас о детях с серьезными нарушениями интеллекта. Здесь может быть вторичная задержка, своеобразная мозаика: в чем-то выше нормы, а в чем-то еле дотягивает. Поэтому, если удается установить контакт: это требует иногда большого терпения, понимания состояния ребенка, шансы помочь ему увеличиваются.

Как же договариваться? Мы упоминали о том, что любое изменение в окружающем мире вызывает у таких ребят дискомфорт. Особенностью их восприятия является представление, что все должно быть неизменно. Можно использовать способ предвосхищения ситуации, опережения событий. Например, заранее предупредить о возможных изменениях. Если  начнется дождь, мы не пойдем гулять, а будем делать уроки, а потом играть. Или наоборот. Петя, сейчас во время урока мы будем писать диктант, или решать примеры. Если ты устанешь, подними руку. Можно использовать пиктограммы со значками, поощрительные жетоны, любые действия, подкрепляющие поведение. То есть работать на вырабатывание условных рефлексов. Трудность возникает на уроке, когда такой ребенок “тормозит” или находится в свободном полете, т.е. отсутствует, быстро устает. Можно предложить ему индвивидуально задание. Проблема в том, что у этих ребят - свои сроки усвоения информации, часто это проходит скачкообразно. На уроках они должны ощущать себя успешными. Это не означает, что детей нужно захваливать. Не всегда эффективен прием организации соревнования между детьми ( Кто быстрее всех, лучше всех выполнит задание?) Само по себе соревнование  возможно, но награды при этом должны получить все, чтобы не вызвать поведенческого срыва.

Четкий ритуал урока способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания и произвольной организации, которые проявляются как рассеянность, медлительность,  трудность включения в работу. Дополнительное побуждение отвечать – взгляд, улыбка учителя или прикосновение к плечу ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...