Родственные слова (практический материал)
картотека по логопедии (2 класс) на тему

Родственные слова (практический материал) - включает в себя вступительную часть (пеерчень УУД, ввеедение в тему), основная практическая часть (карточки задания от простого к сложному), итоговая часть (проверочная работа).

Может быть использована для учащихся с 2-4 классы (задания могут быть использованы дозированно и избирательно, с учётом знаний и возможностей учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 PAGE 13 из  NUMPAGES 13

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

(практические задания)

Автор: Захарова А.Л., логопед 1 катеригории

г. Екатеринбург 2016 г

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли.

Введение в тему:

 Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок. Если дождь был грибной - солнышко с дождём, то жди много грибов. Собрал грибочки, почистил каждый гриб и сварил вкуснейшую грибницу.

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе  называются   однокоренными.

  • Практические материалы:
  1.  Чистякова ОВ. 30 заняний по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. - СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2010
  2. Журжина ШВ, Костромина НВ. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл., М.: Просвещение, 1990

Далее упражнения по данной теме, от простого к сложному (от слова к тексту).

По изучению данной темы предусмотрена проверочная работа (состоящая из актуальных заданий  и обобщающих заданий).


1)  Прочитай слова. Определи, какое слово лишнее. Почему?

а- борьба, борец, бороться, воевать;

б - весельчак, весёлый, радостный, веселье;

в - вражда, враг, противник, вражеский;

г - дорога, путь, подорожник, дорожный;

д - крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка;

е - слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

2) Назови слово, которое не является родственным к остальным словам:

Щука, щучий, щепочка, щучка, щурёнок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Головка, головастик, головной, голодный, трёхголовый.

Голосить, голосовой, голый, голосишко.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

3) Какое слово не является родственным?

а) Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

б) Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

в) Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

г) Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

д) Овощ, осень, овощной, овощерезка.

е) Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

ж) Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

з) Гора, горный, горка, горе, пригорок.

к) Боль, большой, больница, больной, болеть.

л) Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

м) Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

н) Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

4) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.

… - ягоды, плоды, свареные в сахаре.

… - горячее  жидкое кушание.

… - маленький варёный пирожок.

… - мастер по приготовлению пищи.

… - большая ложка для разливания жидкой пищи.

5) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… - проводить где-нибудь зиму.

… - место, где зимуют.

… - человек, который находится на зимовке.

… - дорога, которая проложена по снегу.

… - всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.

6) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

 Лесник, лесина, подлесок, пересёлок.

… - срубленное дерево, идущее на постройку.

… - лесной сторож.

… - кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… - редкий лес.

7) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

1 - вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной;

2 - лепет, лепить, лепной, липучка, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть;

3 - седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, засидеться.

8) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

г) Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

д) Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

е) Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

ж) Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

9) Назови главное слово

а) Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

б) Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

в) Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовый.

г) Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

д) Звездопад, звездолёт, звздное, созвездие, звезда, звёздочка.

е) Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

10) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

1 - вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной;

2 - лепет, лепить, лепной, липучка, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть;

3 - седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, засидеться.

11) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

12) Подбери и напиши однокоренные слова с указанным словом. Выдели его в однокоренных словах.

гриб - тот, кто любит собирать грибы.

        - маленький гриб.

        - часть гриба над землёй.

час  - мастер по починке часов.

        - солдат, стоящий на посту.

вал        - дорога через горный хребет.

        - остановка в пути.

        - снежный глыбы, которые обрушиваются с гор.

барабан        - тот, кто играет на барабане.

                - бить, стучать в барабан.

                - маленький барабан.

13) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

14) Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах:

Образец: медвежья берлога- берлога медведя.

Воронье гнездо-... , морская форма-... , коровье молоко-... , летная форма-… , школьная форма-... , ребячьи голоса-... , Московская улица-... , карандашная фабрика-... .

15) К выделенным словам подберите и напишите родственные слова с ударной гласной в корне. Выделите общую часть этих слов:

Гористая местность-… , волнистая линия-... , лесистый край-... ,

домашний халат-… , земляной вал-... , дождливый день-... , столовая посуда-… , пятнистый олень-…. .

16) Подберите к подчеркнутым словам однокоренные слова по образцу.

Запиши словосочетания. Обозначь корень.

Образец: ветер с севера- северный ветер.

Парк в городе-... ,

шишка с кедра-... ,

сок из клюквы-... ,

судно для моря-... ,

шапка из шерсти-… ,

крыша из соломы-… ,

сок из помидор-… ,

каша из овса-… ,

гвоздь из металла-… ,

лист клёна-… ,

нора крота-… .

17) Напишите однокоренные слова в три столбика: в первый, отвечающие на вопросы кто? что?, во второй- какой?, в третий- что делать?. Выделите общую часть во всех словах.

Чистота, чистить, чистый; дарить, подарить, подарочный; шум, шуметь, шумный; сторожевой, сторожить, сторожка; победить, победа, победный.

18) Прочитайте. Спишите, приписывая к данным словам по одному

однокоренному слову.

Образец: мыло- мыльница; аист- аистенок.

Сахар-… , гусь-... ,

суп-... , утка-... ,

соус-… , лиса-... ,

хлеб-... , тигр-… ,

соль-… , перец-… ,

Скажи, что обозначают слова, которые ты образовал.

19) Измените слова по образцу. Выделите корень в однокоренных словах.

Образец: вишневый кисель- кисель из вишен.

Золотое кольцо-… , деревянный дом-... ,

мясные котлеты-… , малиновое варенье-… , берёзовый сок-… , осиновое полено-… , деревянный стол-… , берёзовая роща-… , слоновая кость-… ,

20) Спишите, рядом приписывая однокоренное слово. Устно подберите еще по несколько родственных слов.

Каменщик-… , связист-… ,

летчик-… , пианист-… ,

тракторист-… , учитель-… ,

танкист-… , водитель-… ,

повар-… , лесоруб-… ,

21) Спишите. Рядом напишите слово, которым можно заменить

словосочетание. Выделите корень в однокоренных словах

Образец: сделать замену- заменить.

Сделать подарок-… , одержать победу-… ,

быть гостем-… , сделать запись-… ,

найти решение-… , покрыть краской-… ,

положить соль-… , оказать помощь-… .

22) Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.

1) Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть.

2) Белить, белок, белизна, побелка, белила, белый, белеть.

3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

23) Спиши, вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет … землю.   … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить … , строить крепости.

24) Прочитайте, спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Объясните значение слов: рыбак, рыбный (завод), рыбник.

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

25) Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову - петух.

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя, не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина — хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

26) Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок, как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда бывает ветер.

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки,

Чтоб рыбной покушать ухи.

27) Подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию, загадкам.

1группа: Гриб

Как – то раннею порой вдруг полился дождь…

И из дома в тот же миг в лес отправился….

Чтобы принести улов, взял корзину для…

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…

И обрадовался вмиг наш удачливый…

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- …

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …

подсказки: грибной, грибник, грибов, грибную, грибочек, грибник, грибница, грибной, грибище

28) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

29) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

32) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись, рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

33) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

34) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* В нашем совхозе много тракторов. Мой отец работает в тракторной бригаде. Я тоже буду трактористом.

* Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Футбол-популярная спортивная игра.

* По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморы. Поморы всегда были хорошими моряками. Они смело бороздили морские просторы.

35) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись, рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

36) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* Грибы.

Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.

* Начинается новый трудовой день. Ты идешь в школу. Твой главный труд- учеба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

* Славин папа - моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живет в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

37) Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Напишите каждую группу этих слов с новой строчки. Выделите корень.

* Чистики- небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.


Проверочная работа по теме «Родственные слова»

Фамилия и имя_________________________________________________

Класс _________________

Дата __________________

  1. Что такое родственные слова? __________________________________

________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова):

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль - ________________________________________________________

Звон - ________________________________________________________

Цвет - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке  «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Сосняк - _____________________

грибник - ____________________

тракторист - __________________

моряк - ______________________

росинка - ____________________

6. Исправь в тексте ошибки.

наступила асень. Дити идут гулять впарк. Рядом с ними бижит жучка. Трова на лужайке ещё зелёная. Под кустом шуршит ёжык. Белка грызёт шышки. Стучат пёстрые дятлы. Харашо в парке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Дидактический материал по теме родственные слова, однокоренные слова.

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обу...

Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...